0/5

Как меняются требования к ИТ в ритейле?

Как меняются требования к ИТ в ритейле?
время публикации: 10:00  05 октября 2021 года
На какие ИТ-услуги в ритейле растет спрос в 2021 году? Какие новые задачи решает ритейл с помощью ИТ-систем? Как изменится рынок ИТ для ритейла в ближайшей перспективе, и как готовиться к грядущим изменениям? Рассказывают эксперты SimbirSoft.
О том, как происходит цифровизация ритейла, на примере своей практики рассказали руководитель департамента web-решений Светлана Кузнецова и руководитель департамента бизнес-решений Анна Шведова из компании SimbirSoft.

Как меняются требования к ИТ в ритейле?        Как меняются требования к ИТ в ритейле?

Расскажите, на какие ИТ-услуги в ритейле растет спрос в 2021 году, исходя из вашей практики разработки?

– Под влиянием пандемии технологические изменения пришли во все отрасли, включая торговлю. Если раньше для ритейлеров интернет был второй площадкой по сравнению с офлайн-магазинами, то с 2020 года стал основной. 

По данным CNews Analytics, если в розничной торговле оборот сократился на 4% за год, то доходы онлайн-ритейла выросли, а ведущие участники рынка вложили в ИТ-решения на 40% больше, чем годом ранее. Так, мы сами за прошедший год расширили сотрудничество со многими ритейлерами, а также вошли в ТОП-40 ИТ-поставщиков для данного сегмента, согласно оценке TAdviser.

В 2020 году у заказчиков вырос спрос на маркетплейсы и решения для онлайн-продаж. Крупные ритейлеры развивали сервисы доставки, а также скоринговые и рекомендательные системы — для того, чтобы предложить покупателю больше товаров, соответствующих его интересам, и увеличить средний чек. 

В 2021 году мы видим тренд на разработку ИТ-систем, которые позволяют оптимизировать затраты на ведение бизнеса: планирование доставок, логистики и т.д. Бизнесу важно минимизировать денежные и временные траты из-за продолжающихся ограничений, которые несут за собой дополнительные расходы.

Сохраняется потребность в снижении time-to-market. Для ускорения разработки можно брать за основу готовые платформы. В частности, для наших задач мы разработали «коробочное» решение ShopChat — готовое приложение с чатом. С его помощью бизнес получает удобный механизм продаж и максимально простую интеграцию в срок от 5 дней.

Как меняются требования к ИТ в ритейле?
 
Какие задачи решает ритейл за счет ИТ-систем? 

– Круг задач, для которых нужны ИТ-инструменты, очень широк — одни ритейлеры расширяют бизнес (например, совершенствуют логистику и выходят на новые рынки), автоматизируют внутренние процессы для повышения эффективности, другие – работают с лояльностью и удерживают аудиторию.

Один из таких кейсов мы реализовали для крупной российской сети супермаркетов. 

Во время пандемии из-за массового перехода покупателей в формат онлайн-шопинга ритейлер столкнулся со значительным ростом трафика. Мы должны были выяснить предел возможностей системы: способен ли сайт выдержать дальнейший рост нагрузки, а также повысить производительность и отказоустойчивость системы за счет технических решений. Для этого мы провели нагрузочное, объемное и стресс-тестирование, а также аудит инфраструктуры сайта и предложили рекомендации по ее улучшению. 

В частности, мы спроектировали и реализовали отказоустойчивую инфраструктуру, развели компоненты продукта на разные сервера, внедрили процесс CI/СD и настроили мониторинг. Все это позволило повысить показатели производительности системы в целом, а также сделать среду разработки более удобной и сократить time-to-market. Кроме того, в 2021 году многие ритейлеры продолжают приводить в порядок свои сервисы: повышать стабильность и юзабилити, совершенствовать системы лояльности и рекомендательные алгоритмы и т.д.

Как меняются требования к командам разработки, в том числе аутсорсерам? 

– При выборе IT-партнеров традиционно смотрят на команду, портфолио, накопленную экспертизу, а также играет свою роль «сарафанное радио». Сейчас, кроме этого, растут потребности в скорости – способности быстро предоставить специалистов, провести оценку, выйти на запуск и вникнуть в проект, если он уже идет. 
Рынок товаров продолжает приобретать черты рынка услуг. Пользователь зачастую выбирает не только товар, но и сервис, поэтому особое внимание нужно уделить юзабилити системы: дизайну, общему удобству ПО, актуальности процессов взаимодействия с клиентом.

У нас есть проекты, в которых запуск разработки занял менее 10 дней, и сейчас их становится все больше.

Как меняются требования к ИТ в ритейле?
 
Со стороны заказчиков скорость принятия решения зависит от размера компании. Небольшой бизнес может решать все очень быстро — срок перехода от идеи к запуску составляет от недели. В случае крупных компаний есть определенные бюрократические процедуры, которые крайне сложно ускорить, и здесь месяц — это быстро. 

Как меняются требования к ИТ в ритейле?

Как вы считаете, как изменится рынок ИТ в ритейле в ближайшей перспективе?

– Во-первых, сохранится спрос на маркетплейсы и будет расти в тех областях, где их пока нет – например, в сфере поставки сельскохозяйственной продукции. 

Во-вторых, ритейлеры нацелены на сокращение дистанции между собой и покупателем. Они стремятся уменьшить сроки доставки, как за счет сотрудничества с агрегаторами, так и собственными силами. На российском рынке постепенно проявляются тренды, уже некоторое время существующие на Западе – например, доставка покупок в день заказа. Возрождается интерес к блокчейну, который используют для надежного хранения данных. 
Один из способов повысить уровень обслуживания — автоматизировать работу. Существуют готовые решения и методики для управления продажами, доставкой, сбором обратной связи, их можно использовать комплексно или только на некоторых участках.

Еще один тренд – это расширение сферы применения рекомендательных систем в комплексе с чат-ботами, которые помогают покупателям выбрать и получить товары или услуги. Рекомендательные системы позволяют сегментировать аудиторию, отслеживать интересы и потребности покупателя и наиболее точно предлагать ему подходящие товары. 

Современные технологии машинного обучения и больших данных становятся основой для рекомендательных систем, которые учатся быстрее, чем менеджеры и консультанты, и при этом оперативнее реагируют на изменения на рынке спроса и предложений. Однако работа рекомендательной системы должна быть ненавязчивой и незаметной, как и в случае с живым консультантом, иначе она получит негативную оценку со стороны пользователей.




Читайте также: Покупки в чате: компания SimbirSoft выпустила приложение ShopChat с чат-магазином




Что все это значит для ритейлера?

– Рынок товаров продолжает приобретать черты рынка услуг. Пользователь зачастую выбирает не только товар, но и сервис, поэтому особое внимание нужно уделить юзабилити системы: дизайну, общему удобству ПО, актуальности процессов взаимодействия с клиентом.
 
Один из способов повысить уровень обслуживания — автоматизировать работу. Существуют готовые решения и методики для управления продажами, доставкой, сбором обратной связи, их можно использовать комплексно или только на некоторых участках. Такие сервисы можно интегрировать с распространенными e-commerce платформами (Битрикс, Magento, CS-Cart и др.).

При проверке бизнес-идеи мы рекомендуем на старте использовать готовые «коробочные» решения. Это позволит запустить продажи в короткие сроки. По мере работы вы сможете оценить, насколько пользователи удовлетворены вашим продуктом, и продумать, какие дополнительные функции им нужны. При этом сформированная база пользователей расширит возможности для UX-аудита.

На старте разработки уделите внимание технологическому стеку продукта. Чем более распространенный язык программирования вы используете, тем проще вам будет поддерживать продукт и добавлять новые функции. 

Подробнее об IT-решениях для ритейла

Как меняются требования к ИТ в ритейле?



0
Реклама на New Retail. Медиакит