0/5

Как новый закон о платформенной экономике изменит работу с маркировкой на маркетплейсах

Как новый закон о платформенной экономике изменит работу с маркировкой на маркетплейсах
время публикации: 10:00  29 июля 2025 года
@Freepik
Бороться с контрафактом на цифровых площадках Правительство РФ начало давно. К 2025 году маркетплейсы должны отказывать в приеме не маркированной продукции и не размещать карточки таких товаров. Теперь эти требования дополнительно закреплены в новом законе о платформенной экономике. Какие обязательства появятся у площадок и продавцов?
Как новый закон о платформенной экономике изменит работу с маркировкой на маркетплейсах




Объяснила Анна Жукова, эксперт по законодательству Контур.Маркировки.


Когда новые нормы начнут действовать


В силу закон о регулировании платформенной экономики вступит с 1 октября 2026 года, хотя при внесении проекта в Государственную Думу планировалась дата 1 марта 2027 года. Минэкономразвития считает, что новые нормы нужно начинать применять как можно раньше.


Как будут работать с маркировкой площадки и селлеры


Продавцы обязаны зарегистрироваться в Честном знаке, наносить коды Data Matrix на товары, подлежащие маркировке, если они являются их производителями или импортерами. А также передавать сведения о продукции в систему маркировки.

В 2023-м и 2024 годах постановления Правительства РФ № 1351 от 29.07.2022 и № 386 от 28.03.2024 закрепили статус участников оборота за маркетплейсами. При работе по схеме FBO площадка обязана следить, чтобы на витрину попадал только маркированный товар, в карточках была указана информация об этом, а в систему были переданы данные о движении товара.

Новый федеральный закон внес дополнительные обязательства для площадок — предоставить продавцу возможность размещать в карточке товара всю необходимую информацию о маркировке:

— о регистрации в Честном знаке;
— о том, что предлагаемый товар подлежит маркировке;
— разрешительную документацию или ссылки на нее.

Без этих данных товар не должен попасть на витрину маркетплейса. Ответственность за отсутствие информации и ее достоверность несут оба участника оборота. Поэтому перед публикацией карточки товара маркетплейс обязан  проверить все данные: 

1. статус кодов маркировки на товар — введены ли в оборот, действительны, не заблокированы;

2. разрешительные документы — сертификаты и декларации соответствия, лицензии, технические регламенты. У БАДов, медизделий, пестицидов и агрохимикатов должны быть свидетельства о госрегистрации.

Последний пункт важен для борьбы с контрафактом. Такие проверки помогут отсеять не добропорядочных продавцов и снизить количество подделок и некачественных товаров.


Как маркетплейс будет проверять продавца


До вступления закона в силу Правительство РФ планирует создать реестр цифровых посреднических платформ — то есть маркетплейсов. А кроме того, определит состав сведений, включаемых в такой реестр, условия и порядок включения в такой реестр и исключения из него сведений.

Предполагается, что участникам реестра выдадут разрешение получать данные из госсистем — Честного знака, Росаккредитации, Роспотребнадзора и других. Скорее всего для этого площадкам придется доработать ПО и личные кабинеты партнеров.




Читайте также: Отсрочка для маркировки остатков в легпроме и новые эксперименты: что в планах у Минпромторга




Какие еще обязанности появятся у площадок


1. Запрет на манипуляции с алгоритмами в поисковой выдаче, например, по цене. Если потребитель отсортировал товары по цене, нельзя будет поднять более дорогие выше дешевых — сейчас такая практика «продвижения» от рекламодателей существует.  

2. Обязанность предупредить продавца:

— об ухудшении условий договора — ответственности, условий вознаграждения и условий работы с товарами — за 45 дней. По остальным вопросам предупреждать будут не менее чем за 15 дней до вступления изменений в договоре;

— о введении санкций за нарушения — за 3 дня;

— о применении скидок — за 5 дней. Продавец должен дать согласие на использование скидок. 

3. Досудебное разрешение споров между участниками процесса. Жалобу от продавца площадка обязана рассмотреть в течение 15 дней.


Какие штрафы могут получить маркетплейсы и селлеры


За оборот товаров без маркировки предусмотрен штраф для юридических лиц до 300 000 рублей с конфискацией.

За нарушения при передаче информации в Честный знак или ввод в оборот товаров без разрешительной документации возможен штраф для юридических лиц до 100 000 рублей.

За непредоставление партнеру платформы технической возможности размещать на ней информацию могут ввести штраф для юрлиц до 50 000 рублей.

Закон еще не вступил в силу. Можно сказать, что Госдума приняла его первую редакцию. Вероятно, что его будут расширять, дополнять. С учетом нового закона о цифровых платформах дорабатывается и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), а значит, могут появится другие меры ответственности для нарушителей. Так что селлерам стоит проверить, правильно ли они маркируют товар, а площадкам — готовиться к техническим изменениям.

Анна Жукова, 
эксперт по законодательству Контур.Маркировки.

Для NEW RETAIL



0
Реклама на New Retail. Медиакит