0/5

Как ритейлеры оптимизируют расходы в кризис

Как ритейлеры оптимизируют расходы в кризис
время публикации: 09:11  24 февраля 2015 года
Чтобы пережить кризис с минимальными потерями, розничные компании закрывают неэффективные торговые точки, сокращают планы по развитию, затраты на персонал и другие статьи расходов. Мы решили узнать, кто и как экономит на фоне спада продаж.



Закрывают магазины


Наиболее масштабное закрытие своих магазинов планирует сеть Vis-a-vis – компания сообщила о прекращении работы 70 точек бренда по всей России. Всего на данный момент у компании 150 магазинов. Так прокомментировали решение представители сети: «Кризис оказал свое влияние, покупательская способность падает, а арендная ставка остается на прежнем уровне. На сегодняшний день целесообразнее отказаться от торговых площадей, чем нести издержки. Мы не уходим с рынка. Сейчас пересматриваем формат розничной сети и создаем интернет-магазин».

Компания Fashion Galaxy, дистрибьютор бренда обуви UGG Australia, закрывает 3 торговые точки в Москве, в торговых центрах «Атриум», «Щука» и «Калужский». Таким образом у бренда останется 14 магазинов в нашей стране. А в Санкт-Петербурге прекращает работу один из двух аутлетов сети бутиков Babochka, расположенный на Московском проспекте.

3 своих московских магазина закроет и финский концерн Stockmann в рамках оптимизации бюджета. В итоге компания останется представлена 4 универмагами в России: двумя в Москве и по одному в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. По этой же причине Stockmann закроет все российские магазины под маркой Lindex. Чистый убыток группы Stockmann в 2014 году составил 99,8 млн евро. По словам представителя «Стокманна», закрытие наименее эффективных торговых точек позволит сэкономить 50 млн евро и в 2016 году вернуться к прибыльности.

Сокращение затрат в кризис

Сеть бытовой техники и электроники «Телемакс» закроет в 2015 году часть магазинов в регионах и Санкт-Петербурге. Об этом сообщают «Ведомости». По мнению Михаила Бурмистрова, генерального директора агентства «Infoline-аналитика», «Телемакс» переоценил свои инвестиционные возможности и столкнулся с высокой конкуренцией в регионах. Это и стало причиной закрытия неэффективных торговых точек. Еще одна сеть из «Петербурга», «Метрика», предлагающая товары для дома и ремонта, в 2015 году закроет 15 своих магазинов – в основном, это небольшие точки в Поволжье и ЦФО.


Меняют планы


Сразу две финских компании в конце 2014 – начале 2015 года сообщили о корректировке планов по развитию в РФ. Заморозила планы по открытию новых гипермаркетов продовольственная сеть Prisma. Причины – политическая неопределенность в России и продуктовое эмбарго. Около 30% ассортимента «Призмы» составляет импорт из Финляндии.

Приостановить свое развитие в России планирует и компания Kesko, владеющая сетями K-Ruoka, K-Rauta и Intersport. Причины – снижение спроса, дестабилизация экономики России, политические риски и высокий уровень коррупции в стране. Об этом пишут «Ведомости». Из отчета компании следует, что выручка продуктовых супермаркетов K-Ruoka в России в IV квартале 2014 года снизилась на 5,6%, а строительных магазинов K-Rauta - на 9,4%.

Более внимательно к открытию новых магазинов стали подходить и российские ритейлеры. Сокращение планов развития в 2015 году произошло в сети «О’Кей». На показателях сети в 2014 году сильно сказалось введенное в августе продуктовое эмбарго. Рост продаж «О’Кея» в 2014 году составил всего 8,9% процента против 34,5% у «Ленты» и 31% у «Магнита». Также последний квартал для ритейлера отметился падением трафика на 6,2%.

Как ритейлеры оптимизируют расходы в кризис

В fashion-сегменте о снижении темпов развития сообщила компания Melon Fashion Group (магазины befree, Zarina, Love Republic). В 2014 году компанией было открыто 83 новых магазина вместо планируемых 170. Как отметил гендиректор Melon Fashion Group Кестутис Саснаускас, в 2015 году компания планирует сделать акцент на улучшение работы уже открытых магазинов: «Мы не отказываемся от планов по расширению нашей розничной сети, но не превращаем наращивание количества магазинов в самоцель». Кроме того, ритейлер начал вести переговоры с арендодателями по поводу оптимизации затрат на аренду.

Inventive Retail Group (управляет магазинами re:Store, Samsung, Lego, Sony Centre, Nike, Street Beat) планирует сократить открытия магазинов в 2015 году более чем в 2 раза. В 2014 году компанией было открыто 59 магазинов, и ритейлер рассчитывал сохранить темпы развития в нынешнем году. Однако в начале года планы были скорректированы, и сейчас речь идет о 20-30 новых точках за 2015 год.

Наконец, на днях стало известно, что сеть «Азбука Вкуса» приостановила проект открытия магазинов «AB Маркет», работающих в среднем ценовом сегменте. Представители компании ждут, пока стабилизируется ситуация на рынке, чтобы в дальнейшем возобновить проект.


Сокращают затраты на персонал


Затраты на персонал – одни из ключевых для многих розничных компаний. Поэтому во время кризиса ритейлеры будут идти как на кардинальные меры – сокращение сотрудников, так и на более «мягкие» - урезание зарплат, соцпакета, программ обучения, а также будут искать другие способы оптимизировать фонд оплаты труда.

О сокращении 10% сотрудников центрального офиса уже сообщила DIY-сеть «Метрика». Это, по словам представителя «Метрики», поможет компании снизить затраты в кризис.

О вероятном увольнении части персонала говорят в сети «Бехетле». Это связано с тем, что сразу несколько банков подняли ставки по кредитам сети. По прогнозам, сокращение коснется 10% сотрудников – порядка 600 человек.

Сокращают затраты на персонал

Массовые сокращения начались в Санкт-Петербурге. Уже к декабрю 2014 года по данным HeadHunter 17% работодателей сократили персонал, а более чем 20% планировали это сделать в ближайшем будущем. В феврале стало известно, что масштабные сокращения планируют 650 питерских компаний. По мнению экспертов, сокращения будут иметь точечный характер и коснутся не всех сфер. Сильно пострадают банковская сфера, недвижимость, производство, а также розничная торговля.


Экономят как могут


Некоторые ритейлеры подошли к вопросу оптимизации творчески. Интересный ход сделала косметическая сеть «Рив Гош», отказавшись от бесплатных пакетов при покупке товара. Теперь полиэтиленовый пакет от «Рив Гош» можно только купить по цене 5 рублей за штуку. Это нововведение уже стало поводом для шуток в социальных сетях. Но шутки шутками, а продажа пакетов ежегодно приносит ритейлерам миллионы. Сеть «Азбука Вкуса» отказалась от круглосуточного режима работы некоторых своих гипермаркетов и перевела их на режим до 23 часов.

Оборот розничной торговли в январе 2015 сократился на 4,4% по сравнению с январем 2014 года, потребительский спрос – в среднем, на 40%. Отдельные категории, например, бытовая техника, «просели» на 55%, спрос на одежду упал на 45%. По итогам года Минэкономразвития прогнозирует сокращение оборота розничной торговли на 8,2%.

Сокращение затрат в кризис

Российские покупатели ощутили на себе инфляцию и начали активно экономить, и ритейлерам ничего не остается, как вслед за ними оптимизировать свои затраты. «Пройти через кризис смогут игроки с хорошо продуманной стратегией, - отмечает коммерческий директор компании «Юлмарт» Олег Пчельников. - Данную ситуацию надо рассматривать как вызов, и заниматься оптимизацией операционной деятельности внутри компании. Кризис очистит рынок от неэффективных игроков и увеличит долю рынка у более успешных компаний».

Масштабы оптимизации оценила Алёна Яркова
0
Реклама на New Retail. Медиакит