0/5

Как выбрать логистического партнёра? 4 шага

Как выбрать логистического партнёра? 4 шага
время публикации: 09:00  19 августа 2020 года
Главными вызовами 2020 года для бизнеса стали удаленная работа и организация доставки, которая при неправильном подходе может обернуться дополнительными расходами. Важно учесть всю специфику работы вашего бизнеса, чтобы не ошибиться с выбором логистического партнера.
Как выбрать логистического партнёра? 4 шага


Илья Бартош, операционный директор «Первой экспедиционной компании» (ПЭК)





Что покупают в сети

Для начала немного статистики. Онлайн-продажи товаров разных категорий растут очень неравномерно, а динамика потребительского спроса в 2020 году по понятным причинам и вовсе нетипична – в первую очередь из-за пандемии коронавируса. Например, к началу апреля продажи санитайзеров выросли более чем на 20 000% по сравнению с показателями прошлого года, когда они не пользовались популярностью. Более чем на 50% увеличился спрос на влажные и сухие салфетки, на 20% – на мыло и средства для мытья пола.

В марте и апреле резко вырос объем продаж ноутбуков, что было связано с переходом россиян на удаленную работу и дистанционное обучение на время действия карантинных мер. В результате, по итогам I полугодия, данная категория продемонстрировала рост на 38% в натуральном выражении и на 46% – в денежном. 
Если же опираться на данные 2019 года, то в топ-5 самых продаваемых в интернет-магазинах товаров входят электроника и техника, товары повседневного спроса или FMCG, товары для дома, одежда и обувь, а также продукция интернет-аптек.

Помимо влияния на динамику спроса, пандемия подтолкнула ритейлеров к более активному освоению онлайн-каналов продаж. Этот тренд подтверждает статистика международной стаффинговой компании ANCOR. 

Так, в продуктовом ритейле в 2019 году доля онлайн-продаж составляла 0-5%, а в апреле 2020-го этот показатель увеличился до 5-7%. В секторе непродуктовой розницы доля онлайн-продаж в 2019-м оценивалась в 40%, а в апреле 2020-го – уже в 50%. В сегменте DIY на онлайн в 2019-м приходилось около 20% продаж, а в апреле 2020-го – уже 30%.

С освоением онлайн-канала перед ритейлерами встал вопрос выбора логистического партнера. За время пандемии на рынке стало известно о многочисленных новых логистических партнерствах, связанных с e-commerce. Например, совместный сервис доставки мобильного маркетплейса Joom и почтового сервиса 5Post (дочерняя компания X5 Retail Group), «М.Видео-Эльдорадо» и Почты России, которая начала выдавать заказы ритейлера в отделениях, «Яндекс.Доставки» и «Первой экспедиционной компании».

Итак, как выбрать логистического партнера? Пошаговая программа действий. 


Шаг 1: выбираем логистического партнера

Если вы управляете крупным бизнесом с доходами более 2 млрд рублей в год, скорее всего, вам будет комфортнее работать с FTL-перевозками (доставка грузов с полной загрузкой транспортного средства), так как вы оперируете большими объемами грузов. В этом случае вы сможете определять собственные условия доставки, порядок оформления закрывающей документации, специфику формирования и сбора заказов, кратность поставок и так далее. Вероятнее всего, у вас, как у крупного бизнеса, есть свои учетные системы, поэтому вы не потратите много сил и ресурсов на то, чтобы интегрироваться с логистическим провайдером. 

Если у вас средний или малый бизнес с доходами от 800 млн до 2 млрд рублей, вам выгоднее использовать LTL-перевозки. Это означает, что перевозчик объединит ваш груз с чьим-то еще, и вам придется заплатить только за место, которое необходимо для транспортировки вашего карго. 

Как выбрать логистического партнёра? 4 шага

Кроме того, прежде чем выбирать логистического партнера, сформулируйте внутри компании четкое представление о том, какие операции и в каком объеме вы хотите отдать на аутсорсинг. Для этого нужно понимать характер груза (товара), объем хранения, поставок, отгрузок и прочих операций с учетом сезонности, географии транспортировки и др. На основании этих параметров можно сформулировать четкое техническое задание для будущего логоператора. А значит, и определиться с тем, какая именно транспортная компания нужна. 

Если подходящих компаний на рынке несколько, то окончательный выбор поможет сделать система оценки или ранжирования на основании количественных и качественных показателей. 

В их числе надежность времени доставки, тарифы, частота сервиса, финансовая стабильность перевозчика, наличие дополнительных сервисов, экспертиза перевозчика, гибкость схем маршрутизации и так далее. Каждый из пунктов при этом оценивается по пяти- или десятибальной шкале. В конечном счете, эти баллы складываются в общую оценку компании. Таким образом, в итоге вам нужно будет только сравнить, сколько баллов набрал каждый из логоператоров. 

Например, если критичным условием для грузоотправителя являются объемы, то предпочтение лучше отдать логоператору с большим собственным автопарком. Если необходимы поставки в разные регионы России, то нужен федеральный оператор с широкой маршрутной сетью. Если перевозить нужно грузы, требующие соблюдения определенного температурного режима, например, скоропортящиеся продукты или лекарства, то у логоператора должен быть специальный подвижной состав: в частности, рефрижераторы или изотермические фургоны.


Шаг 2: учитываем скрытые расходы 

С целью оптимизации грузоотправители иногда подбирают себе нескольких логистических партнеров. Один представляет складские услуги, второй – транспортные и так далее. Если ваши бюджеты на логистику сильно ограничены, вы можете придерживаться такой тактики и в каждом сегменте выбирать более бюджетную компанию. Но в этом случае будьте готовы на дополнительные трудозатраты, ведь контролировать работу каждого такого контрагента вашим сотрудникам придется самим. Иногда – в ручном режиме, так как интеграция с большим количеством логоператоров будет сложной и дорогой. 

Просчитайте, насколько выгодными могут быть несколько компаний с учетом затрат на расширение штата или на внеурочные выплаты. 

Однако многие компании пришли к тому, что удобнее все-таки иметь одного контрагента, способного оказать полный комплекс услуг. Так как его работу легче контролировать через систему сервисных показателей и мониторинга – как правило, у крупных перевозчиков эти процессы автоматизированы. Они также берут на себя риски порчи и утраты грузов. 




Читайте также: ТОП-6 технологий, которые навсегда изменят рынок логистических услуг




Шаг 3: распределяем обязанности

После того, как вы выбрали контрагента, детально проговорите с ним, какие объемы доставки у вас будут, как ваши продажи колеблются в зависимости от сезонности и каких-то других факторов, какие бывают форс-мажоры. Чем больше будет знать ваш партнер, тем легче ему будет реагировать на внештатные ситуации. 
Очень важно также распределить зоны ответственности внутри компании, если у вас в штате нет сотрудника, отвечающего за доставку. Помните, что для ваших работников перестроение может оказаться непростым, и если они точно не знают алгоритм работы, если не понимают, к кому обратиться на стороне логиста, особенно когда возникают непредвиденные обстоятельства, их неслаженная работа может потратить много времени зря и только усугубить проблему. 


Шаг 4: налаживаем контроль

В момент запуска доставки также очень важно продумать, как вы и ваши сотрудники будете контролировать работу транспортной компании, в том числе состояние и местонахождение груза. 

Крупные федеральные операторы могут предложить своим клиентам разные варианты контроля за доставкой. Например, мониторинг в режиме онлайн, с помощью которого можно отслеживать место нахождения грузового транспорта, погрузочно-разгрузочные процессы, товарные остатки на складах и тому подобное. 

Вам может быть выделен персональный менеджер, готовый всегда ответить на запрос о товаре. Либо логоператор может использовать систему отчетности, в которой будут отражаться обобщенные данные за определенный период: неделю, месяц, квартал. Но помните, что всегда очень важно, чтобы и для вас, и для ваших клиентов информация была максимально доступна, желательно – в несколько кликов. Потому что любая проблема с доставкой, даже по вине транспортной компании, негативно скажется именно на вашем имидже. Даже если клиент понимает, что его заказ везете не лично вы. 

Илья Бартош, 
операционный директор «Первой экспедиционной компании» (ПЭК)
для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит