0/5

Какова реальная стоимость «дешёвой» одежды? О новых факторах и людях, диктующих правила в fashion

Какова реальная стоимость «дешёвой» одежды? О новых факторах и людях, диктующих правила в fashion
время публикации: 10:00  14 августа 2023 года
Проблему дефицита тканей и фурнитуры для производства одежды за полтора года российские производители решать научились. Однако в сегменте появляются новые факторы, которые влияют на качество товаров или их стоимость. Почему бюджетная одежда на самом деле стоит дорого? Рассказывает основатель бренда одежды plus-size.
Какова реальная стоимость «дешёвой» одежды? О новых факторах и людях, диктующих правила в fashionЗа полтора года изменилось примерно всё – фраза уже банальная, но до сих пор актуальная. Казалось бы, мода – это последний сегмент экономики, о состоянии которого стоит беспокоиться, но люди во все времена хотят хорошо выглядеть и носить комфортную и качественную одежду. 

О том, почему швеи сегодня диктуют правила игры, насколько изменилась стоимость натуральных тканей, и почему дешевая одежда на самом деле стоит дорого, рассказывает Елена Мельник, дизайнер бренда «Monza» и основатель компании Mono-Stil


Ткани


К концу 2022 года логистику удалось так или иначе наладить, и закупка и доставка тканей уже не является проблемой. Главное, на что сегодня обращают внимание производители одежды – ухудшение качества тканей. Сырье становится более дефицитным, а разницу в цене нужно как-то компенсировать. Соответственно, происходит увеличение разрыва между фактическим составом тканей и заявленным. Если раньше расхождение в 1-2% было критическим, то сейчас это стало нормой.

В основном мы работаем с турецкими производителями. На фабриках предоставляют на выбор несколько образцов ткани с разным составом: где-то больше вискозы, где-то – хлопка. Номинально состав не меняется, но даже тактильно понятно, что это не так. В сравнении с 2019 годом закупочная цена на ткани выросла примерно на 25% при условии сохранения их качества. К сожалению, многие поставщики отказались от продажи хорошего сырья из-за упавшего спроса.

Станислава Нажмитдинова, основатель агентства по масштабированию fashion-бизнеса ШТАБ (бренды I am studio, NOMI, Wanna? Be!) приводит немного другие цифры, но также подтверждает подорожание. По её данным, стоимость закупки сырья по сравнению даже с 2020 годом увеличилась в среднем на 30%. Это во многом связано со сложной пандемийной и пост-пандемийной логистикой между Россией и Китаем (основные порты открылись совсем недавно), а также с подорожавшей логистикой. Если ранее стоимость отправки фуры из Италии составляла 1500–2000 евро, то теперь она оценивается уже в 7000–8000 евро.

Анна Гладкова, креативный директор бренда FluffyAnn, рассказала, что в начале 2022 года цены на материалы по сравнению с 2021 годом резко выросли на 200%.

– Мы даже закупали бифлекс с наценкой до 300%, потому что он почти полностью исчез из наличия у доступных дня нас поставщиков. Сегодня стоимость материалов по сравнению с 2022 годом снизилась и стабилизировалась, но все равно не опустилась до уровня 2020-2021 годов. Рост цены зависит от материала, потому что не вся ткань дорожает в одинаковых пропорциях. Например, после стабилизации цен белорусский лен набрал в стоимости примерно +30%, костюмная ткань из Кореи +40%, а итальянская вискоза +50% по сравнению с периодом 2020-2021 годов, - говорит она. 

Отсюда и разница – две рубашки из 100% хлопка, но одна мягкая, приятная к телу и красивая, а вторую можно поставить на пол, и она не упадет. Соответственно, и цена отличается в два раза, хотя заявленный состав абсолютно одинаковый. 

Здесь можно было бы обвинить производителей в обмане, но это скорее маркетинговая уловка. Отходы от основного хлопкового полотна – тоже хлопок. Нитка может быть длинной и прочной, а может быть хлипкой, но это тоже нитка. Ткань может проходить разные этапы обработки (антипилинг, снижение сминаемости), но она в любом случае останется хлопком.

Тренд на эко-ткани, например, натуральную вискозу из водорослей, и так был далек от российского рынка, а после 2022 года стал практически недоступен. Опять-таки из-за цены. Мир моды – это все-таки бизнес и производить дорогие вещи с приставкой «эко» стало еще сложнее. Но не продавать – многие бренды заявляют о наличии эко-материалов в своей одежде, не имея на это даже сертификата.


Фурнитура


Здесь ситуация еще хуже. Чаще всего нитки, пуговицы, замки и молнии наша компания заказывает из Китая. В Турции – дороже. Заказ фурнитуры лучше оформлять задолго – примерно за 7-8 месяцев до отшива коллекции, чтобы соблюсти график.

Спасает только то, что в тренде – лаконичные, однотонные пуговицы, простые замки и кнопки. С таким товаром пока проблем нет. Если в моду войдут необычные пуговицы или разноцветные молнии, финальная цена на товар ожидаемо вырастет, так как достать такую фурнитуру будет тяжело.

Станислава Нажмитдинова согласна – клиенты ее агентства заказывают фурнитуру в основном из Китая: покупают или делают на заказ, для более дорогого сегмента – из Италии. Выбор на российском рынке – небольшой, основные позиции делают только под заказ и стоимость их также сильно выросла, в том числе из-за курса.

– Хорошая фурнитура исчезла из России как вид. Поэтому мы стараемся адаптировать дизайн наших изделий так, чтобы её практически не использовать. Фурнитуру мы буквально добываем «с миру по нитке» в прямом смысле этой фразы. Для нашей компании сложилась такая ситуация, что по цене и качеству нам удобнее заказать пуговицы с нашим дизайном у небольшой, недавно открывшейся мастерской в Москве, чем откуда-то везти, - отметила Анна Гладкова.

Какова реальная стоимость «дешёвой» одежды? О новых факторах и людях, диктующих правила в fashion


Логистика


Как уже было сказано выше, если речь идет о качественных тканях, то производители одежды чаще всего работают с Турцией. Италия и другие европейские производители всегда были дорогими, а сегодня – еще и малодоступными.

Логистика с Турцией сегодня налажена хорошо, но события 2022 года повлияли и на неё. Сроки поставок увеличены, а цена доставки выросла примерно на 15% по сравнению с 2019 годом. Все удорожание логично закладывается в финальную стоимость вещей.

– Многие бренды сейчас отшивают в Китае, Киргизии, Узбекистане. Более высокий и менее массовый сегмент – в России, Беларуси, Турции. Все зависит от типа изделий и их сложности. Например, джинсу – в Турции и Узбекистане, одежду для фитнеса – в Китае, - рассказала Станислава Нажмитдинова.


Есть ли шанс у российских производств?


Есть но небольшой, так как в России нет ни хорошего оборудования, ни таких объемов, которые могли покрыть стоимость станков. Россия в этом отношении проигрывает той же Турции, где одна машина закрывает сразу несколько операций, которые в нашей стране делают вручную. Приобрести такую машину готова далеко не каждая фабрика, потому что её загрузка будет маленькой, а потребление энергии и прочих ресурсов – высокими. В России один такой аппарат нужно будет эксплуатировать десятки лет, чтобы он окупил свои вложения.

В качестве примера – многие бренды производят джинсы в Турции, так как джинса – это в первую очередь химикаты, которые добавляют в процессе изготовления. В Турции все этапы производства джинсы разделены между разными заводами: один варит, второй шьет, третий обрабатывает и так далее. И каждая компания отрабатывает все дорогостоящие ингредиенты за счет объема – на одном заводе в одном барабане могут вариться сразу 1000 пар джинсов нескольких компаний со всего мира. 

В России нет таких объемов, а стоимость химиката – одинаковая. Кроме этого, отработанные химикаты необходимо правильно утилизировать, а не просто слить в канализацию. Все эти затраты также войдут в финальную стоимость.


Кому пожар, а кому погреться


Звучит цинично, но всецело отражает действительность. Многие российские бренды производят свою одежду в Китае. У других значительно упало качество тканей. Соответственно, и вещи быстрее выходят из строя. Но цена у тех и у других значительно выросла. Компании, отшивающие вещи на российских производствах, еще можно понять, но производство в Китае не подорожало настолько, чтобы взвинчивать цены. 

Что действительно выросло, так это стоимость работы швей в России, так как данная специализация очень востребована. Хороших швей на рынке дефицит, они это понимают и озвучивают комфортную для себя цену работы за час. С другой стороны, если производитель хочет получить соответствующее качество на выходе, вещи должны отшиваться нормальными специалистами на нормальной технике. А качество, как известно, стоит дорого. 

Анна Гладкова рассказала, что все изделия их компания отшивает в Москве. Во-первых, таким образом, можно полностью и почти круглосуточно контролировать качество изделий. А, во-вторых, значительно сокращаются сроки изготовления одежды.




Читайте также: «Не аналог, а новый бренд!»: вице-президент компании «Трейд Менеджмент» рассказал о запуске марки JUST CLOTHES




Plus size повезло еще меньше?


С учетом тенденции на удорожание всех этапов производства одежды меньше всего повезло людям с размером plus size. На производство одной единицы одежды размера 56 требуется больше ткани, чем на размер 42. Только на одно платье нужно более 3 метров, чтобы оно не выглядело куцым. 

Но основное удорожание одежды plus size зависит опять-таки от швей, так как стоимость их работы оценивается в количестве выполненных операций. Как следствие, времени на пошив одежды 56-ого размера будет затрачено намного больше, чем на 42-ой размер. Ну а дальше все зависит от собственника компании, так как коэффициент маржинальности у всех разный.




Резюмируя вышесказанное, ситуация в мире моды – не самая радужная. Уже сегодня покупка качественной комфортной одежды превращается в настоящий квест. Тем более, после пандемии, которую большинство из нас провели дома в спортивных костюмах. Сейчас как никогда хочется красиво выглядеть и носить эффектные наряды. Но потребители все чаще сталкиваются либо с завышенными ценами, либо с некачественными материалами. Либо и с тем, и с другим. 

Безусловно, все зависит от владельцев компаний-производителей одежды. Кто-то старается сдерживать рост цен, а кто-то на волне «подорожания всего» постоянно поднимает цены. Байеры стали новыми «фарцовщиками», зарабатывая на процентах от выкупа и пересыла. Может быть, вскоре мы будем хвастаться друг перед другом пиджаком или платьем «Карден», которое удалось «урвать», как в одном известном советском фильме. Так и до осознанного потребления недалеко.

Елена Мельник, 
дизайнер бренда «Monza» и основатель компании Mono-Stil. 

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит