Логистика в большом городе: как ритейлу сократить расходы на доставку на 20%

время публикации: 10:00 26 апреля 2019 года
Доставить товар вовремя и с минимальными затратами — вызов для бизнеса в большом городе. В России — более 15 тысяч компаний-производителей: от продуктов питания до электротоваров и промышленного оборудования. Ежедневно десятки тысяч машин с готовой продукцией выезжают со складов производителей, дистрибьюторов и направляются в торговые точки.
В день производитель тратит в среднем по 5-6 тыс. руб. на одну машину — это стоимость топлива, оплата труда водителя, амортизация ТС либо стоимость наемного транспорта. В месяц эта цифра составляет уже 180 тыс. руб., а в год это почти 2 млн руб.
Кроме того, транспорт застревает в пробках и опаздывает, что влечет за собой штрафы за несвоевременную доставку, которые могут доходить до 50% от суммы поставки. О том, как снизить транспортные расходы при помощи технологий, рассказал Григорий Поваров, руководитель проекта Яндекс.Маршрутизация.
Строим выполнимые маршруты и экономим на логистике
Ручное планирование — слабое место современной логистики. До сих пор в крупных компаниях можно встретить именно такой способ маршрутизации автотранспорта. Если близкие точки на карте можно объединить в маршрут визуально, то задача, когда нужно учесть разные интервалы доставки, становится гораздо сложнее. Примем во внимание сложную дорожную сеть с непредсказуемыми пробками. Такую комплексную задачу крайне сложно решить «в уме» даже опытному логисту. В результате в маршруты изначально закладывается риск опозданий или используется избыточное количество автомобилей.
Оптимизировать процесс можно при помощи технологий. Автоматически построенные маршруты помогают машинам не опаздывать и сокращают транспортные расходы.
Сервис Яндекс.Маршрутизация предлагает алгоритм, который строит маршруты на основании данных из внутренних информационных систем компании. Для анализа используются данные о заказах, временных интервалах доставки, весе и габаритах грузов, ограничениях по времени работы склада — в целом система поддерживает более 50 различных параметров. Также расставляются приоритеты заказов, учитывается время на погрузку/выгрузку.
Система использует и информацию о прогнозе пробок на дату доставки, что в результате позволяет получить оптимальные и выполнимые маршруты. Выполнимость — важная составляющая планирования, означающая, что этими маршрутами можно будет пользоваться не только на бумаге, но и на дороге. Экономическими эффектами автоматизации будут являться: повышение утилизации автопарка, снижение общего километража и времени на маршрутах. Кроме того, весь процесс происходит в разы быстрее — минуты вместо нескольких часов.
Чем шире оптимизационная задача, тем лучше будет результат. Это значит, что на масштабе 1000 заказов в день алгоритм даст результат лучше, чем на масштабе 100 заказов в день.
Средние цифры по улучшению бизнес-метрик логистики среди клиентов Маршрутизации:
- Маршруты получаются выполнимыми, резко снижается количество опозданий, и, как следствие, исчезают штрафы за несвоевременную доставку;
- Количество рейсов сокращается на 18%;
- Общее время выполнения маршрутов уменьшается на 17%;
- Снижается общий пробег по маршрутам на 16%;
- Утилизация автопарка увеличивается на 5%.
От компании к компании отдельные параметры могут немного отличаться, но общая экономия в деньгах, как правило, составляет 15-20% — такой результат мы видим довольно стабильно.

Конкретный пример
Производитель напитков доставляет свою продукцию в торговые точки. В день с одного из своих складов он доставляет 90 тонн продукции по 75 торговым точкам. Для того чтобы развезти весь товар, компания использовала 20 машин в день. Каждый день суммарный пробег составлял 3500 км и общее время нахождения машин на маршрутах — 58 часов. В финансовом эквиваленте мы получаем 120 тыс. руб. в день прямых транспортных затрат только для одного склада. С учетом всех 18 складов получаем дневные расходы 2,1 млн руб. в день, 64,8 млн руб. в месяц и почти 780 млн руб. в год.
По данным от производителя, ежедневно по всем маршрутам происходило около 50 опозданий на точки доставки, что могло привести к штрафам и осложнению отношений с торговыми сетями.
После внедрения автоматического планирования маршрутов опоздания прекратились, число необходимых для доставки машин снизилось с 20 до 14. Суммарно машины стали проводить на маршрутах на 8 часов меньше и проезжать на 600 км меньше. Общие транспортные затраты сократились с 120 тыс. руб. до 90 тыс. руб. в день для одного склада.
С учетом всех складов это дает экономию 500 тыс. руб. в день, 16 млн руб. в месяц и почти 200 млн руб. в год только на прямых транспортных издержках. К этой сумме стоит добавить отсутствие штрафов, которые зачастую могут перекрывать транспортные издержки.
Читайте также: Третья волна: какие процессы сегодня автоматизируют в логистике?
Повышаем прозрачность доставки
Экономическая выгода — не единственный критерий выбора в пользу технологий. В стремлении сделать доставку более эффективной важно также работать над прозрачностью логистических цепочек. В этом поможет сервис мониторинга, который позволит увидеть, как на практике выполняются построенные маршруты.
В ритейле производители часто пользуются услугами транспортных компаний. Если компания-подрядчик не успевает доставить товар в указанный временной интервал, торговая сеть штрафует производителя. Мониторинг позволяет видеть потенциальные опоздания и фактическое время доставки и регулировать отношения с подрядчиками, базируясь на показателе on-time delivery.
Кроме того, мониторинг позволяет улучшать работу водителей собственного автопарка. Логист имеет возможность отслеживать выполнение построенных маршрутов: от выезда машины со склада до разгрузки на точке доставки.
Например, в Яндекс.Маршрутизации это выглядит так: водитель в мобильном приложении видит свой маршрут и последовательность объезда точек доставки. Система фиксирует время приезда автомобиля к клиенту, время, затраченное на выгрузку товара, и строит трек фактического перемещения водителя.
Данные по всем маршрутам отображаются на рабочем месте логиста в режиме реального времени, что позволяет оперативно реагировать на нарушения последовательности объезда, видеть, кто из клиентов отказался от доставки, и отслеживать фактическое время, проведенное на точке.
Так, с помощью сервиса мониторинга логисты компании-производителя смогли увидеть, что для разгрузки товара на складе одной торговой сети водитель обычно тратит 20 минут, а на складе другой торговой сети — почти час. Эти параметры стали учитываться при планировании будущих поездок, что позволило повысить качество маршрутов.
Уже сейчас эти две простые и доступные технологии позволяют экономить на логистике и улучшать клиентский сервис. И если они станут массово применяться, можно будет говорить о полноценной цифровизации отрасли и переходе на следующий уровень.
Григорий Поваров,
руководитель проекта Яндекс.Маршрутизация
0
Последние новости
Самое популярное
-
Как подчеркнуть статус бренда с помощью рекламных аудиороликов: опыт Кубик Медиа...
-
Кейс METRO: как компания цифровизировала работу с бумажными и электронными довер...
-
Оформление доставки в косметических интернет-магазинах в 2025 году (разбор ошибо...
-
Быстрее, точнее, умнее: как управлять лояльностью клиентов в 2025 году
-
Объединённые Арабские Эмираты: что делает страну «оазисом» для российского бизне...