0/5

Маркировка товара при импорте и экспорте: что нужно маркировать и как всё сделать правильно

Маркировка товара при импорте и экспорте: что нужно маркировать и как всё сделать правильно
время публикации: 10:00  17 июня 2019 года
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, расширяется. Так как вопросов пока много, предлагаем еще одну инструкцию о том, что и каким образом следует маркировать.

На данный момент на пачках сигарет вы можете увидеть 2-D штрих-коды Data Matrix, вскоре такие будут на коробках с обувью и многих других товарах. Это коды национальной системы цифровой маркировки «Честный знак».

С 1 марта 2019 года запущена система маркировки табачных изделий. С 1 июля 2019 стартует процесс маркировки обуви. С 1 декабря 2019 требования по маркировке товаров распространятся еще на несколько групп товаров: 

  • духи и туалетная вода;
  • шины и пневматические резиновые покрышки;
  • одежда из натуральной или композиционной кожи;
  • женские и детские вязаные блузки;
  • верхняя одежда — женская и мужская;
  • белье: постельное, столовое, туалетное и кухонное;
  • фотокамеры и лампы-вспышки.

С помощью системы маркировки планируется решить проблему контрафактной  продукции и уклонения от налогов. В планах Правительства расширить список маркируемых товаров до 21 категории. Это значит, что многим участникам рынка придется жить в новой реальности.
Маркировка товара при импорте и экспорте: что нужно маркировать и как всё сделать правильно
Екатерина Сальникова из банка для предпринимателей «Точка», подготовила инструкцию на тему маркировки товаров, которая поможет разобраться, что к чему. 

Код, нанесенный на товар при производстве или импорте, прослеживается на протяжении всего пути до конечного потребителя. Код можно отследить на этапе логистики, приема оптовой компанией. 

Розничный магазин, также должен отсканировать код, прежде чем выставить товар в торговый зал, а при продаже онлайн касса проверит код на действительность и не даст продать товар, если код не достоверен или ранее выбыл из системы. После продажи касса передает данные в информационную систему маркировки товаров о том, что товар выбыл. 

Фактически теперь вся розница вынуждена будет легализовать свой бизнес: зарегистрироваться как юридическое лицо, установить онлайн-кассу, чтобы отмечать закуп товара и его продажу, и соответственно рассчитывать налог с продажи. Можно ли этого избежать? Скорее всего, нет, потому что ваш поставщик не сможет больше отгрузить вам товар с маркировкой для реализации, если вы не проведете его через онлайн-кассу.  


Как товар появляется и выбывает из системы маркировки?

Чтобы товар появился в системе маркировки, нужно ввести его в оборот. Что это значит? Когда производитель или импортер выпустили и разместили на товаре коды маркировки, они передают сведения в Информационную систему маркировки и прослеживаемости. 

Товар выводится из оборота в нескольких случаях: продажа покупателю в розничном магазине; продажа не для целей дальнейшей перепродажи, а для использования самим покупателем (даже если покупается оптовая партия); списание испорченного/утерянного товара; экспорт товара при прохождении таможенной процедуры. 

Все документы по передаче и приемке маркированных товаров передаются по электронной системе документооборота (ЭДО), подключение к ней обязательно. Например, при продаже товара оптовик формирует Универсальный передаточный документ (УПД) в электронном виде, в котором указаны коды маркируемой продукции.

Чтобы понять, нужно ли маркировать именно ваш товар, необходимо определить код ТНВЭД ЕАЭС (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза) для вашего товара. 

Справочник ТНВЭД можно найти в программах «Консультант» и «Гарант», в интернете, или обратиться за определением кода к профессионалам к таможенным брокерам или в обслуживающий банк, в Точке вам с этим помогут. Если вы уже получали сертификат соответствия ТР ТС для вашего товара, можете посмотреть код в нем. Затем нужно заглянуть в распоряжение Правительства Российской Федерации № 792-р от 28.04.2018, там указаны первые 4 цифры кода ТНВЭД для товаров, которые подлежат обязательной маркировке. 

Производители, изготовители и импортеры товаров будут маркировать товар при производстве и перед ввозом в Россию соответственно. 

Оптовики и розничные торговцы могут самостоятельно нанести маркировку на товар в следующих случаях: при пересорте, обмене и повторной маркировке при возврате товара с поврежденным (утерянным) кодом; при приеме товаров от физических лиц, не являющихся ИП (комиссионные магазины); при маркировке остатков товаров и товаров, которые были в пути на момент вступления в силу требований об обязательной маркировке.

Маркировка товара при импорте и экспорте: что нужно маркировать и как всё сделать правильно

Если вы производитель товара, изготовитель товара, который по договору услуг заказывает производство у другой организации или импортер товара, то для маркировки вам нужно:
  1. выпустить в аккредитованном удостоверяющем центре усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП);
  2. убедиться, что ваша система учета товаров может работать с кодами маркировки;
  3. подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО);
  4. получить код GTIN — для этого нужно зарегистрироваться в системе GS1 и установить их программное обеспечение (сайт Ассоциации автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГСl РУС»);
  5. зарегистрироваться в системе «Честный Знак» на сайте честныйзнак.рф и на сайте ЦРПТ;
  6. на сайте честныйзнак.рф подать заявку на изготовление кодов этикетки;
  7. приобрести и настроить работу регистраторов эмиссии — оборудования для заказа и генерации кодов маркировки;
  8. приобрести оборудование для распечатки кодов или договорится о распечатке с одним из центров этикетирования и маркировки.
Если вы оптовая компания (не импортер) или розничный магазин:
  1. выпустить в аккредитованном удостоверяющем центре усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП)];
  2. убедиться, что ваша система учета товаров может работать с кодами маркировки или подключить/обновить систему учета товаров; для розничного магазина не обязательна программа учета товаров;
  3. подключиться к системе ЭДО;
  4. зарегистрироваться в системе «Честный Знак» на сайте честныйзнак.рф и в личном кабинете участника оборота на этом же сайте;
  5. приобрести онлайн-кассу или обновить прошивку существующей кассы;
  6. если ранее не использовали 2-D сканер штрих-кодов, то приобрести и подключить его.
Банк для предпринимателей «Точка», стремясь помочь своим клиентам, сейчас дает возможность на каждом этапе подготовиться к этому процессу: бесплатно зарегистрировать ИП и ООО; открыть расчетный счет без визита в банк с абонентской платой от 0 рублей в месяц; получить готовый комплект кассы со сканером штрих-кодов для работы с маркированным товаром. 

Также через «Точку» можно выпустить себе усиленную электронную квалифицированную подпись, чтобы передавать данные в Честный Знак и подключиться к электронному документообороту для обмена всеми документами с партнерами.




Читайте также: «Честный знак» торговли: как маркировка меняет ритейл




Как происходит маркировка товара при импорте?

Иван Растегаев, руководитель международного транспортно-логистического 4PL оператора Woodbag, поделился первым способом: 

«Маркеры наносит производитель на фабрике. Для этого необходимо договориться с производителем и  передать ему готовые этикетки, чтобы он разместил их на упаковке или ярлыках.  Производителю нужно дать очень четкие инструкции в отношении того - на какую пару обуви, какой маркер наносить. В договоре с производителем также нужно прописать обязанность наносить маркеры, каким образом это должно происходить. Также вы можете прописать ответственность за неверно наклеенные этикетки. Очень рекомендуем перед отправкой груза провести инспекцию и убедиться, что договоренности соблюдены и маркировка нанесена правильно. Контролировать можно в процессе нанесения маркеров, тогда в случае ошибки вы вовремя остановите процесс и переклеить этикетки нужно будет не у всей партии.  Можно проверить партию товара перед отправкой с предприятия и в случае ошибки также добиться замены этикеток у производителя».

Иностранный производитель, у которого нет филиалов и представительств в РФ, не сможет самостоятельно заказать и получить коды маркировки, т.к. делать это могут только налоговые резиденты РФ. Хотя, если иностранная компания откроет представительство в России, которое будет налоговым резидентом,  тогда функция заказа кодов маркировки для товаров станет доступной.

Код наносится на каждую потребительскую упаковку, например, на пачку сигарет или коробку с обувью. 

О втором способе рассказал Данила Леонтьев, заместитель руководителя Департамента таможенного представителя группы компаний VIG Trans: «Можно маркировать товар уже при сортировке или перегрузке. Например, VIG Trans может предложить клиентам наклеить маркировку пока товар находится на складе консолидации перед отправкой в Россию». 

Передавать коды маркировки производителю или другому лицу, которое будет размещать коды на товаре за рубежом, можно в виде готовых этикеток или кодов в электронном виде, которые маркировщик сам распечатает. Или можно заказать готовые этикетки с кодами через Центры этикетирования и маркировки (ЦЭМ), которые для удобства импортеров будут расположены не только в России, но и за рубежом.

Маркировка товара при импорте и экспорте: что нужно маркировать и как всё сделать правильно

Есть мнение, что маркировать товары на территории иностранного государства необязательно, главное сделать это до подачи декларации.

Виталий Коцюбенко, руководитель компании АртВэй: «Согласно Соглашению о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, маркировка товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза, осуществляется до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта. Следовательно, маркировку можно осуществлять и на территории ЕАЭС, до подачи таможенной декларации».

Для введения товаров в оборот импортер направляет сведения в систему маркировки при использовании кодов маркировки (когда коды разместили на продукции), а затем после выпуска товаров на таможне. 

Для удобства при приемке и передаче больших партий продукции, чтобы не учитывать коды с каждой единицы товара, можно производить агрегацию. Агрегировать можно на нескольких уровнях: до коробки, до паллеты и до контейнера — тогда на транспортной упаковке размещаются агрегированные коды. Эти коды указываются при прохождении таможни в декларации на товары. Инспектор при необходимости сам может посмотреть,  какие коды входят в транспортную упаковку, обратившись к системе маркировки и прослеживания. 

После проверки документов инспекторами и получения отметки «выпуск разрешен» предприниматель может забрать свой товар и распоряжаться им на территории РФ. При передаче товара покупателю в России все коды, которые входят в агрегат,  перейдут к новому владельцу. 

Если вы ввозите товары из стран таможенного союза, передать сведения в систему необходимо до их въезда в Россию. 

Планируется, что сведения о вводе импортируемой продукции в оборот в ИС МТ можно будет предоставлять путем заполнения заявления о ввозе товара на сайте системы «Честный знак» или непосредственно из декларантской программы (оба варианта пока на этапе разработки). Предоставленные данные сверят со сведениями таможенных органов.

Организациям, которые производят товары для экспорта, также необходимо осуществлять маркировку. 

Действия, которые необходимы для создания и нанесения маркеров описаны выше. Для иностранных покупателей наличие маркировки Data Matrix не важно, но, чтобы пройти таможню, наносить код придется. 

Экспортер может не производить, а закупать уже промаркированный товар для дальнейшей перепродажи за рубеж. 

Коды маркировки указываются в декларации на товар, при прохождении таможни происходит вывод товаров из оборота.

Екатерина Сальникова, 
«Точка»

0
Реклама на New Retail. Медиакит