0/5
Мнение экспертов о маркировке товаров: сложности, к которым нужно готовиться всем участникам товарной цепочки

Мнение экспертов о маркировке товаров: сложности, к которым нужно готовиться всем участникам товарной цепочки

Мнение экспертов о маркировке товаров: сложности, к которым нужно готовиться всем участникам товарной цепочки
30 ноября 2019 года завершились пилотные проекты по маркировке парфюмерии, одежды, шин и фотоаппаратов, в которых принимали участие производители, дистрибьюторы, представители розничной торговли. Проект набирает обороты, и следует четко понимать сложности, с какими придется столкнуться на начальном этапе.
В последний день новогодних каникул, 8 января 2020 года были подписаны Постановления Правительства РФ №1953, №1956, №1957, №1958 об утверждении правил маркировки духов и туалетной воды, фотоаппаратов, шин и изделий легкой промышленности. Соответствующие документы были тут же опубликованы на официальном интернет-портале Правительства России. Уже сейчас в государственной системе маркировки и прослеживания товаров зарегистрировано 136 495 российских и международных компаний.

Напомним, что первой категорией товаров, подлежащих обязательной маркировке, стали шубы и меховые изделия – их начали маркировать в августе 2016 года. В марте 2019 началась маркировка табака, в июле – обуви, в октябре лекарств по программе 7ВЗН. 

Таким образом, федеральный проект по созданию единой сквозной системы прослеживаемости товаров народного потребления не снижает оборотов, и всем участникам товарной цепочки – от производителя к ритейлеру – нужно понимать, какие преимущества новая система предоставит рынку, и (что особенно важно) с какими рисками связана. 


Консолидация рынка

Мнение экспертов о маркировке товаров: сложности, к которым нужно готовиться всем участникам товарной цепочкиАлексей Мисаилов, директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic усматривает в введении маркировки товаров несколько рисков, многие из которых, в первую очередь угрожают малому и среднему бизнесу. Небольшие компании не располагают достаточными человеческими и финансовыми ресурсами для системной реализации необходимых обновлений. 

«Вводимая на некоторые категории товаров прослеживаемость повлияет не только на увеличение их стоимости. Вполне ожидаема консолидация рынка этих товаров через крупных дистрибьютеров и производителей. Потому что для запуска маркировки недостаточно покупки агрегируемого кода в системе «Честный знак». Очень важно также наладить IT-систему, которая соединит базу данных локального производителя или импортера с ERP или WMS логистического провайдера, а также с ЦРПТ. 

Для последующей реализации товара нужен переход на электронный документооборот, для которого необходимы человеческие и финансовые ресурсы, которыми не владеет мелкий и средний бизнес. Поэтому риск ухода с рынка таких предприятий довольно высок.

Важно отметить, что цена нанесения одного Data Matrix на единицу товара может варьироваться от 8 до 30 рублей за одну этикетку. Это зависит от того, где планируют проводить данный процесс. В России, при относительно недорогой рабочей силе, содержание таможенного склада будет весьма накладным. Если делать это до границы Таможенного союза, то можно столкнуться с более дорогой рабочей силой (около 18 евро в час), но необходимость наличия таможенного склада при этом отпадает. 

Согласно нашим расчётам, доставка мелких партий товаров с учётом маркировки может подорожать на 20-25%», – считает Алексей Мисаилов.

Мнение экспертов о маркировке товаров: сложности, к которым нужно готовиться всем участникам товарной цепочки


Контроль
 
Мнение экспертов о маркировке товаров: сложности, к которым нужно готовиться всем участникам товарной цепочкиАнаит Василян, руководитель таможенного отдела группы компаний AsstrA, в первую очередь, связывает внедрение системы прослеживаемости разных товарных групп с необходимостью реализации дополнительных механизмов контроля, что может привести к задержкам в действии существующих логистических цепочек, и продолжительным проверкам. 

«Нанесение маркировки, безусловно, является трудоёмким и дорогостоящим процессом для всех участников рынка, – считает Анаит Василян.

Для производителя это дополнительная и существенная работа: приобретение сопутствующего оборудования, подбор или обучение персонала. Нанесение обязательной маркировки по Техническим Регламентам Таможенного Союза (ТР ТС) было крайне сложным процессом и для производителей. Многие просто отказывались наносить контрольные знаки, из-за чего потом страдал импортёр, так как ответственность за отсутствие обязательной маркировки возложена на декларанта.

Для логистического оператора сложность будет заключаться в дополнительном контроле – перед началом перевозки необходимо будет проверить наличие нанесённой маркировки. Если ее нет, то предлагать нанести маркировку по пути следования груза на консолидационных складах, либо на специальном таможенном складе. Кроме того, если в ходе таможенного оформления будет назначен таможенный досмотр, представители таможни должны будут просканировать и сверить данные маркировочных знаков с информацией из реестра товаров.  А это приведёт к задержкам и, возможно, к простою транспортного средства. В случае несоответствия либо отсутствия маркировки, груз будет задержан для проверки», – комментирует руководитель таможенного отдела группы компаний AsstrA.




Читайте также: Определены этапы и правила маркировки парфюмерии, одежды, шин и фотоаппаратов



Мнение экспертов о маркировке товаров: сложности, к которым нужно готовиться всем участникам товарной цепочки
Константин Бондаренко, заместитель генерального директора BMJ-logistics, в свою очередь, приводит целый список сложностей, к которым нужно быть готовым всем участникам рынка, связанным с производством и реализацией товаров, подлежащих маркировке. 

К основным сложностям, с которыми сталкивается бизнес из-за введения обязательной маркировки, Константин Бондаренко относит следующие моменты:

  • Если производители на территории ЕАЭС решают проблему маркировки установкой у себя на производстве специального оборудования для печати этикеток с кодом DataMatrix, то у импортёра возникает с этим проблема – необходимо наносить маркировку на этикетку, но не все европейские производители готовы оказать такую услугу непосредственно на производстве.

  • Маркировка ввезённых товаров может осуществляться только на таможенном складе на территории РФ, поскольку на обычном складе временного хранения (СВХ), куда прибывает импортный товар с границы, это запрещено делать законодательно.

  • Процесс регистрации, ввода данных и генерацией кодов довольно сложный. Сначала нужно прописать характеристики всех товаров в системе GS1 – модель, артикул, размер, цвет и т.п. Далее, после генерации кода G-tin, в личном кабинете на сайте «Честный знак», можно получить код DataMatrix на каждую единицу изделия. В BMJ-logistics этим занимаются специалисты IT-отдела. Среднестатистический бухгалтер вряд ли справится с этим без специальной подготовки. Для крупных компаний это не станет проблемой, а вот для индивидуального предпринимателя из российской глубинки это может вызвать ряд сложностей. Если у фирмы-импортера или производителя несколько сотен артикулов и большой размерный ряд, водить данные вручную в личном кабинете – довольно долгая история. Для автоматизации этого процесса необходимо разрабатывать специальное программное обеспечение, которое будет интегрировано в личный кабинет ЦРПТ и сможет загружать данные автоматически.

  • Есть обоснованные сомнения в надёжности работы системы, которая является большой информационной базой, где содержатся все данные по огромному количеству товаров, производимых и импортируемых в РФ. Осилит ли оборудование ЦРПТ такие массивы данных? Так, в начале июля сайт системы «Честный знак» не работал несколько дней из-за технических проблем. Участники рынка в это время не могли получать коды маркировки. Это случается периодически, но мы надеемся, что это происходит по причине настройки бизнес-процессов и в дальнейшем этого происходить не будет.

  • Необходимо вести учёт товаров на складе поштучно, когда каждое изделие (даже одного артикула, размера и цвета) имеет собственный DataMatrix. Большинство складских WMS-систем не приспособлено для такого учёта, поэтому компаниям придётся решать этот вопрос с разработчиками. Готовых решений на рынке пока нет, приходится разрабатывать собственное программное обеспечение, что сопряжено с дополнительными расходами на ИТ–сопровождение. Также необходимо закупить специальные принтеры для печати этикеток.

  • Также до конца не определён порядок заполнения декларации на товары куда, согласно законодательству, необходимо вносить коды маркировки.

New Retail


 
время публикации: 10:00  10 января 2020 года
0
Теги: маркировка

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Агатов Экскурсии EuroShop
Разместить рекламу на New Retail
Ритейл-Тур Euroshop