0/5

NFT – хайп или польза? Как выгоду из токенов может извлечь бизнес

NFT – хайп или польза? Как выгоду из токенов может извлечь бизнес
время публикации: 10:00  20 января 2022 года
NFT – невзаимозаменяемый токен, и новое увлечение человечества. Простейшие объекты, которые продаются в формате токена, иногда поражают своей финальной стоимостью. Котики за миллион долларов – совсем не предел. Всё это похоже на безумие, однако и в нем уже можно искать практический смысл. Как бренды, ритейлеры, предприниматели могут использовать NFT, и сделать их интересным маркетинговым инструментом?
По случаю 50-летия популярных бельгийских бургерных Quick's в 2021 сеть ресторанов выпустила уникальный коллекционный экземпляр знаменитого соуса. Впрочем, «экземпляр» – не совсем верное слово, поскольку речь идет не о физическом объекте. Компания выпустила NFT – токен, разговор о которых начался в минувшем году и активно набирает обороты. Крупнейшие мировые бренды и ритейлеры уже вступили в эту игру, и друг за другом выпускают всё новые коллекции, сумок, толстовок, кукол, всего на свете. 

Так вот, возвращаясь к бельгийским бургерным и их соусу, – генеральный директор компании Quick сделал аудиозапись секретного рецепта соуса для их хитового гигантского бургера, затем удалил запись и выставил оставшуюся звуковую дорожку на аукцион в виде цифрового изображения. 

Интересно, что покупатель токена нашелся практически сразу. Анонимный участник торгов предложил 27 775 евро за этот «объект». 

Покупатель не получил за свои деньги ни бургера, ни фото, ни картины, которую можно было бы повесить на стену, одним словом, никакого трофея, чтобы потрогать и показать окружающим. 

И всё же, несмотря на отсутствие физических свойств, NFT наращивают популярность. Цифровые товары сделали возможным присвоение прав собственности объектам, которые ранее не могли сохранить свою уникальную принадлежность кому-либо. 

Так, например, цифровые произведения искусства графического дизайнера Майка Винкельмана по прозвищу Бипл. Когда аукционный дом Christie's предложил виртуальный коллаж его работ в качестве NFT, это принесло 39-летнему американцу пятьдесят миллионов долларов. Стоимость его коллажа в традиционном физическом виде едва достигла сотни американских рублей. 


Зачем брендам и ритейлу NFT?


Пример бургерной – чистый маркетинг, PR, эффективность которых уже оценили и другие бренды. Так, сеть ресторанов быстрого питания Taco Bell продавала GIF-изображения своих тако, и они были распроданы в течение получаса. Mattel выставила на аукцион три изображения кукол Barbie и Кена, одетых в наряды из последней коллекции Balmain. Те, кто купил NFT, вместе с изображением получили «настоящую» одежду Balmain Barbie.

Что это дает покупателям? 

Пока, если говорить о краткосрочной перспективе, они покупают хайп, статус, ощущение причастности к глобальному тренду. Однако NFT все чаще называют выгодными инвестициями, так как их уже перепродают по цене, кратно превышающей стоимость покупки. Например, актриса Линдси Лохан продала свой цифровой портрет за 17 000 долларов, который после был перепродан уже за 57 000. Карточки с футболистами, неиспользованные звуковые эффекты, звуковые дорожки, гифки и, конечно же, картины, – почти все может быть превращено в токен и стать предметом коллекционирования. Для их обладателей важно, что владение этим цифровым объектом будет навсегда закреплено за ними, и даже отсутствие физической составляющей их не смущает. 

NFT обеспечивают сертификат подлинности: все транзакции записываются и хранятся в блокчейне, как и криптомонеты. Таким образом, всегда можно точно отследить происхождение объекта, и вот тут это становится интересным для домов моды и дизайнеров. Ведь модные дома – это не только одежда, обувь и аксессуары, это эксклюзивные видео, наброски, фото, идеи, и всё это может продаваться в формате NFT. 

Карл Лагерфельд и Burberry были в числе первых брендов, предложивших пользователям эксклюзивную коллекцию 3D-фигурок в виде NFT. Было выпущено 500 фигурок стоимостью 100 евро, и всего 7 по 777 евро. Можно предположить, что уникальность «объектов» делает покупку неплохой инвестицией. Бренды уже являются важной частью истории мировой моды, и когда-нибудь эти токены можно будет выгодно продать, конечно, если страсти по NFT не утихнут. 

NFT являются эффективным инструментом и в отстаивании авторских прав. Достаточно создать токен из выкройки, парфюмерной композиции или авторского рисунка, и доказать право на создание объекта в случае несанкционированного копирования будет гораздо проще. 

К слову об авторских правах, уже отмечены кейсы NFT-контрафакта, то есть выпуск токенов под брендами, которые не давали согласие на их создание. В частности, в декабре компания MetaBirkins выпустила NFT-коллекцию сумок под брендом Birkin. Всему миру известно, насколько сложно приобрести физическую сумочку от Hermes. Даже выплачивая баснословные деньги, приходится ждать очереди на сумку годами. Оказалось, что Hermès не имеет никакого отношения к NFT Birkins, то есть по факту купившие их приобрели NFT-подделку. Но парадокс, – уникальность коллекции всё равно делает это вложение хорошей инвестицией. Первая подделка люкса в метавселенной дорогого стоит. 

NFT – хайп или польза? Как выгоду из токенов может извлечь бизнес


Виртуальные объекты в метавселенной


В долгосрочной перспективе бренды и компании видят множество потенциальных применений NFT в метавселенной - мире, в котором физическая и цифровая реальность должны слиться воедино. Уже сегодня возникают реальные параллельные виртуальные миры, которые в будущем еще больше переплетутся с физической реальностью. Популярные виртуальные игровые миры Roblox, Fortnite и Minecraft наиболее близки к этому сегодня. 

Идея заключается в том, что цифровая личность человека, включая аватар, виртуальную одежду и вещи, является личной собственностью и может быть перенесена из одного мира в другой. Вы можете телепортировать себя с рабочей встречи в Horizon Workrooms в Fortnite, чтобы посетить виртуальный концерт с друзьями. Виртуальная одежда, мебель, аксессуары и многое другое просто перемещаются вместе с вами. 

Особенно премиальные и люксовые fashion бренды понимают ценность и смысл элементов виртуальной моды, которые можно носить только онлайн, – в компьютерных играх или в социальных сетях. 

В течение двух недель в Roblox существовал виртуальный «Сад Gucci», где цифровая сумочка продавалась более чем за 4000 долларов – это больше, чем стоила бы настоящая физическая сумка в салоне бренда. Кстати, Gucci можно назвать «пионерами метавселенной», как рассказал Роберт Трифус, директор по маркетингу компании, они уже более 6 (!) лет развивают собственную метавселенную, а сейчас активно развивают NFT, так как видят в них большой потенциал. 

В игре Fortnite геймеры уже купили цифровой одежды и аксессуаров на сумму более 40 миллионов долларов. По оценкам, рынок цифровых предметов в играх достигнет пятидесяти миллиардов долларов к концу 2022 года. 

Платформа DressX - один из первых успешных производителей цифровой одежды, виртуальные наряды которого «носят» рэпер Lil Nas X и другие знаменитости. Компания регулярно проводит конкурсы среди дизайнеров на создание виртуальной одежды и целых луков. Победители получают не только «15 минут славы» в социальных сетях, их дизайны покупают и крупные глобальные бренды. 

В DressX видят в цифровой одежде эффективный способ снизить углеродный след, одним из главных виновников в росте которого является мода. Почти 9% одежды и обуви сегодня приобретается лишь для создания контента, – эффектных постов в Instagram или модных фотосессий. И решением здесь является виртуальная одежда, создание которой на 97% экологичнее, а эффект – красота, уникальность, оригинальность – те же самые.




Читайте также:  Walmart присоединится к метавселенной с NFT и криптовалютой




NFT для тестирования товара получения предоплаты


Токены могут быть хорошим инструментом для тестирования спроса на тот или иной новый продукт или дизайн. И здесь практически нет ограничений в категорийном отношении, разве что, передать вкус с помощью NFT пока нельзя. Вместе с тестированием за счет продажи токенов происходит предоплата физического объекта, таким образом бренд получает средства на запуск коллекции. 

Дизайнер мебели Андрес Райзингер именно так сформировал бюджет на выпуск коллекции диванов. Он продал GIF своего дивана Complicated Sofa за 5 000 долларов и поместил его в виртуальное пространство. Получив деньги за NFT, Райзингер теперь будет превращать цифровые объекты в традиционные физические. 

Предприниматели из Кремниевой долины пошли дальше и хотят создать свободное государство в Средиземном море на острове Праксис. Несмотря на инновационность задумки, это будет не технократичный хаб, а большой город, полный монументальных структур и зданий в духе античной древности. Проект амбициозный, и требует серьезных затрат. Так вот, чтобы собрать деньги, инициаторы хотят продавать проекты будущего города, зданий, памятников в формате NFT. Они уверены, что смогут выручить за свои лоты миллионы, так как в скором времени (когда государство появится) эти коллекционные предметы будут стоить целое состояние, и на них обязательно найдутся покупатели. 

* * *

Нужно ли брендам и ритейлерам спешить запускать свои NFT прямо сейчас? Кирилл Цеджинов, Вице-президент Zenden во время «Новогоднего Бизнес Огонька», который прошел на NR LIVE 29 декабря, рекомендовал игрокам не спешить включаться в дорогостоящую «игру». По мнению топ менеджера, следует присмотреться, разобраться и понять, какие бизнес-цели можно эффективно решать с помощью NFT. 

Пока в этом явлении больше хайпа, и задача человека – найти в нем практический смысл и пользу для роста бизнеса. 

Эта статья основана на выдержках из книги «Будущее шопинга: Re-set Re-made Re-tail» основателя компании RetailDetail Йорга Сноука и редактора Полин Нирман. 

New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит