Никогда так не делайте: самые обидные ошибки поставщиков
время публикации: 10:00 04 августа 2021 года
Электронные торги, с одной стороны, облегчают жизнь поставщика. Закупки проходят на ЭТП, регистрируйся и участвуй. С другой стороны, поставщику нужно быть более собранным и внимательным, потому что цена ошибки возрастает. Юрист, руководитель образовательных программ B2B-Center, Наталья Патрунина подготовила список самых типичных ловушек для поставщиков.
Новички очень часто совершают технические ошибки. Это досадные оплошности, не представляющие особой опасности. Заказчик просто отклонит заявку, и неудачливый поставщик лишится возможности выиграть в закупке. К таким ошибкам относятся:
• Просроченные и неверно оформленные документы, нежелание заполнять анкеты по формам заказчика, элементарная забывчивость. Например, не перевели обеспечение контракта на спецсчет.
• Ошибки в описании товаров. Не указан конкретный производитель, отсутствуют единицы измерения. Наглядный пример: при описании характеристик поставляемой тары участник закупки забыл указать сантиметры, и заказчику остаётся лишь догадываться, что значит «глубина — 40».
• Размытые формулировки: слова «от» и «до», «менее», «более», «должно быть» или «допускается» и так далее.
Гораздо опаснее для поставщика ошибки тактического плана. Разберем их подробнее.
● Светлое будущее.
Некоторые поставщики подают заявку на участие в закупке, рассчитывая, что все детали они обсудят после победы.
Как рассуждает поставщик? Участвуя в закупке в сфере строительства, он видит требования заказчика, но не считает их окончательными. Верит, что заказчик впоследствии поймет его логику, доверится опыту, не будет слишком требователен к стройматериалам, срокам и объемам работ. Но это иллюзия.
Подавая заявку, участник соглашается на все условия закупочной документации, включая будущий контракт. Размышление в подобном ключе грозит поставщику потерей деловой репутации, штрафными санкциями, судебными исками, а в определенных случаях — членством в реестре недобросовестных поставщиков.
● Неверный расчет.
Часто поставщики-победители отказываются заключить и исполнить контракт или уходят «в минус», потому что неправильно просчитали стоимость своего предложения. Помимо заложенной себестоимости и прибыли, в цену должны включаться расходы поставщика на участие в закупке, возможные колебания валюты, изменение стоимости материалов, субподряда.
Случай из практики. Начинающий поставщик при расчете рентабельности выполнения заказа на изготовление мебели ошибся со стоимостью материала: перепутал натуральный массив сосны, заявленный госзаказчиком, с более дешевым материалом «дерево сосна». Обнаружив, сколько придется заплатить за массив, поставщик предпочел РНП (Реестр недобросовестных поставщиков).
● Выигрыш любой ценой.
Иногда, особенно в ценовых соревнованиях, участники «входят в раж» и торгуются уже не в своих интересах, а только чтобы урвать контракт у конкурентов. Подумайте дважды, готовы ли вы тешить самолюбие ценой убытка компании?
Бывает, что торговля в минус происходит из-за неправильных настроек на торговой площадке. Поставщик включает на ЭТП функционал «автоматического аукциониста», который планомерно снижает цену. В таких случаях нужно обязательно следить, чтобы ставки не опускались ниже себестоимости.
● Гадание на кофейной гуще.
Многие поставщики, если не находят в документации важных данных или дополнительных характеристик, начинают предлагать свои. То есть не уточняют у заказчика детали, а додумывают за него сами. Для таких случаев существует работающий инструмент, запрос разъяснений, помогающий избежать недоразумений.
Если поставщик видит ошибку в документации, не следует этим пользоваться, лучше помочь потенциальному партнеру. Был случай, когда поставщик согласился построить заказчику забор вокруг фабрики высотой в 20 см. Очевидно, что произошла ошибка. Закупку отменили, а поставщик потерял много времени и усилий зря, готовя свое коммерческое предложение.
Читайте также: Черные списки поставщиков: кто в них попадает и почему?
● Потерянные ноли.
Один забытый ноль или запятая в ненужном месте могут перечеркнуть всю прибыль поставщика. Арифметические и технические ошибки в ценовом предложении опасны в любом случае: если сумма стала больше, то подряд уйдет к конкурентам, если меньше – придется выполнять его себе в убыток.
Часто поставщикам приходится заполнять внушительные таблицы: сметы с множеством позиций, тут любая поехавшая строка или неверно вставленная цифра в ячейке сулит неприятности. Или, например, что делать, если в ажиотаже аукционного торга рука участника дрогнула, и на доску ЭТП улетела слишком низкая ставка?
Судебная и антимонопольная практика в таких случаях единогласно заявляет: «техническая ошибка, допущенная участником аукциона при подаче предложения о цене контракта, не может рассматриваться как существенное обстоятельство для признания сделки недействительной». А тут еще и заказчик может для собственной безопасности применить антидемпинговые меры и потребовать двойное обеспечение контракта.
Одним словом, проверить и пересчитать цифры никогда не помешает.
Наталья Патрунина,
юрист, руководитель образовательных программ B2B-Center.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...