0/5
Объединять сервисы и властвовать: роль ритейла в российских экосистемах

Объединять сервисы и властвовать: роль ритейла в российских экосистемах

Объединять сервисы и властвовать: роль ритейла в российских экосистемах
Что такое экосистемы и как они влияют на продуктовый ритейл? Каково место ритейла в экосистемах и могут ли ритейлеры создать собственные экосистемы? Какие могут быть стратегии торговых сетей при работе с экосистемами? Как поставщикам работать с экосистемами?
Авторы статьи: Дмитрий Леонов, консультант и бизнес-тренер и Денис Васильев, Вице-президент Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла.

Давайте сегодня поговорим о глобальных процессах, происходящих в ритейле, причиной которых является высочайший уровень конкуренции. Речь идет о глобализации бизнеса крупнейшими российскими компаниями и о создании ими собственных экосистем. Всесильные корпорации, контролирующие все сферы жизни, описываемые в классических фантастических книгах, оживают и становятся реальностью на наших глазах. 


Что такое экосистема?

Чтобы говорить об экосистемах, необходимо понять, что же это такое.  У разных специалистов и разработчиков экосистем, порой совершенно разные представления и видение, что же такое экосистема. Давайте попробуем дать свое определение экосистеме. 

Будем считать экосистемой определенную технологическую платформу, которая характеризующуюся наличием в ней определенных элементов – сервисов, позволяющих идентифицировать и работать с пользователем в каждом из этих элементов:

Коммуникационные сервисы, ядром которых являются сегодня средства связи (мобильная связь, Интернет, электронные средства связи), а также социальные сети.

Информационные сервисы, ядром которых, безусловно, сегодня являются поисковые системы, облачные сервисы и доступы к различным информационным ресурсам, а завтра будут голосовые помощники. 

Финансовые и страховые сервисы, объединенные зачастую общей платежной системой.

Сервисы, связанные с покупками и продажами, включающие в себя онлайн и офлайн-магазины и сервисы, связанные с доставкой.

Система лояльности, в идеале – единая для всех сервисов.

Другие сервисы, включающие в себя сервисы в областях, связанных с геолокацией, транспортом, развлечениями, путешествиями, обучением и образованием, здоровьем, недвижимостью, работой и пр.  

Суть «идеальной» экосистемы – закрывать все потребности клиентов, как физических, так и юридических лиц, «замыкая» их на собственные сервисы и получая прибыль с каждого сервиса. Даже хорошо зная своих клиентов и их потребности, такая задача является сложной, но, с развитием IT-технологий, уже вполне выполнимой.


Место ритейла в экосистеме

Сегодняшние российские игроки, строящие собственные экосистемы, стоят на разных уровнях развития. Сбербанк, Яндекс, Mail.ru Group, Тинькофф и МТС являются лидерами в «экосистемном построении». Все эти компании объединяет одно – наличие понятной стратегии, финансовых ресурсов и определенных компетенций при работе с большими данными. Возможно, к ним подтянутся и другие игроки, например, такие как ВТБ и Ростелеком.

В связи с этим интересно посмотреть на место продуктового ритейла в экосистемах. Экосистемы – это не российское изобретение. Крупнейшие иностранные компании, например, такие Google, Amazon или Aliexpress тоже строят свои экосистемы. И две последние компании – это ритейлеры. 

Объединять сервисы и властвовать: роль ритейла в российских экосистемах

А вот в России ритейлеры пока еще не «поднялись» до уровня строительства экосистем. Wildberries, ВкусВилл, Х5 Retail Group, Магнит, Ozon – вот пока кандидаты, которые, возможно, в будущем стратегически решатся строить свои экосистемы, а сегодня пока заняты захватом рынка.

Но если Яндекс и Mail.ru Group начинали свое строительство с электронной почты и поисковых систем, МТС – с сотовой связи, а Сбербанк и Тинькофф с интернет-банкинга, то ритейлеры могут начать строительство собственных экосистем только через собственную сильную систему лояльности. Это, по сути, единственный путь для ритейлеров к созданию собственной экосистемы. 

Проблема в том, что сегодня даже ритейлеры – лидеры российского рынка, существенно отстают от лидеров в строительстве экосистем в компетенциях, необходимых для создания экосистемы и, прежде всего, в работе с большими данными. И риск того, что ритейлеры останутся «просто очередным сервисом» в чужих экосистемах очень высок. 

Казалось бы, ну сервис и сервис – ничего страшного. Однако на самом деле, все не так просто – ритейлерам все труднее будет влиять на покупателей и их решения. С ростом развития экосистем растет и рост их влияния на умы покупателей, прежде всего, за счет «правильного использования» информационных сервисов и сервисов, ориентированных на продажи. Экосистема будет давать информацию покупателям о «нужных» товарах, продающихся в «своих» сервисах. И ритейлерам, которые не будут являться частью экосистемы, будет сложнее продвигать свои продукты и свой бренд. И в итоге, они станут менее конкурентными, со всеми вытекающими отсюда последствиями. 

Плюс существует риск поглощения, когда владелец экосистемы просто покупает нужный ему сервис или ресурс. Пока ситуации, когда владельцы экосистем совершали покупку и управляли самостоятельно крупными торговыми сетями, нет, но это не значит, что их не будет в будущем. 


Стратегии торговых сетей при работе с экосистемами

Как показали последние события, изменения в т.ч. и в ритейле, могут происходить очень быстро. Еще несколько лет назад роль сервисов развивающихся экосистем была не столь велика. А сегодня агрегаторы цен и сервисы доставки уже существенно влияют на поведение покупателей и продажи ритейлеров.
Какую стратегию выбрать торговым сетям? 

Можно пойти по пути торговой сети «ВкусВилл», которая старается сотрудничать с самыми разными сервисами и экосистемами, одновременно при этом, развивая собственную систему лояльности и запустив собственный интернет-магазин, в т.ч. для получения необходимых компетенций.




Читайте также: Какие бывают интернет-магазины, и с какими из них нужно сотрудничать поставщикам?




Крупные ритейлеры могут попробовать пойти по пути стратегического сотрудничества с «создателями» экосистем и запуском совместных проектов и сервисов. Х5 Retail Group, Магнит, Ozon идут именно по этому пути.

Более мелким торговым сетям необходимо развивать свою систему лояльности, получать компетенции в области работы с большими данными и стратегически планировать сотрудничество с сервисами, входящими в существующие или развивающиеся экосистемы. Сегодня далеко не все владельцы экосистем имеют сервисы для работы с продуктовым ритейлом. 

Если торговая сеть сможет дать эти компетенции взамен на стратегическое партнерство, то это станет определенным конкурентным преимуществом для торговой сети.

Роль экосистем будет расти и в будущем и торговым сетям уже сегодня необходимо стратегически определяться с тем, как они планируют работать и развиваться в условиях развитых и работающих экосистем.


Стратегии поставщиков при работе с экосистемами

А что поставщики могут дать экосистемам и как им реагировать на развитие экосистем? 

Возможностей у поставщиков не так много. Обычной стратегий поставщиков является сотрудничество со всеми возможными сервисами, входящими в разные экосистемы. Однако, развивая коммуникации со своими потребителями и предоставляя им определенные сервисы – информационные, развлекательные, сервисы, связанные с покупками и пр., поставщики смогут предлагать использование своих сервисов и владельцам экосистем. А для поставщика попасть напрямую (не через торговую сеть или интернет-магазин)  в сервисы экосистемы – это значит получить важное конкурентное преимущество. 

Так что поставщикам, как и торговым сетям, также необходимо стратегически переосмыслить роль экосистем и найти свой путь, который сделает поставщика, его продукцию и его сервисы, частью экосистемы.  


Дмитрий Леонов, консультант и бизнес-тренер, Заместитель Председателя правления РУСПРОДСОЮЗА, автор книг серии «ПРАКТИКУМ ПОСТАВЩИКА».

Денис Васильев, Вице-президент Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла, Вице-президент Неделя Российского Ритейла, Председатель Правления Smartbar Group (производитель здорового питания)

время публикации: 10:00  25 июня 2020 года
0
Теги: Россия, информационные технологии, Amazon, Магнит, X5 Retail Group, Яндекс, ВТБ, Сбербанк, Wildberriesru, Google, Ozon, МТС, AliExpress, ритейл, поставщики, Mail.Ru Group, Ростелеком, Тинькофф Банк, Вкусвилл


Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на новости ритейла

Согласен с политикой конфиденциальности