0/5

Особенности франчайзинга международного бренда: плюсы, минусы и перспективы развития

Особенности франчайзинга международного бренда: плюсы, минусы и перспективы развития
время публикации: 10:00  16 января 2019 года
Российский рынок франшиз, несмотря на активность, находится в стадии формирования. И все чаще потенциальные франчайзи обращают внимание на франшизу европейских брендов. Прежде, чем начинать бизнес по такой схеме, нужно понять важные нюансы, – условия партнерства с зарубежными компаниями гораздо строже, чем с россиянами.
Особенности франчайзинга международного бренда: плюсы, минусы и перспективы развития
На фото: Евгений Добринин, коммерческий директор АО «Навиком»

В настоящее время наблюдается развитие взаимоотношений с международными брендами, появление на рынке новых франшиз. В особенности это развитие заметно в регионах России. 

По статистике компании «Магазин Магазинов», в период со второго полугодия 2017 по первое полугодие 2018 на российский рынок вышли 33 новых международных бренда. Тогда как 21 международный бренд ушел с рынка. Обычно около половины брендов со временем уходят из страны, что может говорить о нецелевом для России продукте или услуге, или о некорректно выбранной концепции продвижения.

 
Отличия в работе с российским и международным брендом

Крупные международные бренды-франшизы всегда достаточно широко узнаваемы. Для партнеров известность бренда это гарантия его надежности. Невозможно определить популярность локального бренда в двух-трехлетней перспективе, тогда как международный бренд будет всегда востребован. 

При подключении к франчайзингу можно получить доступ к системе обновления линейки продукции на ежеквартальной основе. Продвижение крупного бренда позволяет развиваться и самому, это удобно для франчайзера, т.к. корпорация делает многое за него. Есть готовая стратегия развития. Международное проникновение бренда говорит о его силе, а потому новые продукты обязательно будут интересны. Не менее важно и наличие централизованного маркетинга.
Основные нюансы заключаются в регистрации международного бренда на российском рынке. Бренд должен быть зарегистрирован в РФ, иметь лицензионный договор на продажу франшизы, где оговариваются условия использования бренда.
Также играет роль и продуктовая составляющая. На российском рынке очень мало товарных и в особенности непродовольственных франшиз. Присутствует много франшиз категории «Услуги», в частности сервисы общепита, медицинских, туристических, бухгалтерских услуг, как наиболее популярные направления, но за ними не стоят товары. Наличие конкретных товаров на продажу меняет формат взаимоотношений с клиентами, в особенности, если эти товары выпускаются под известным брендом и обладают высоким процентом лояльных потребителей. К ним относятся, например, mass-market-марки Tom Tailor, Zara. К эксклюзивной продукции, более дорогого сегмента относятся и являющиеся франшизой бренды из области товаров для дома, бытовой техники и электроники, «умных» носимых устройств и т.п.

Основные нюансы заключаются в регистрации международного бренда на российском рынке. Бренд должен быть зарегистрирован в РФ, иметь лицензионный договор на продажу франшизы, где оговариваются условия использования бренда.

Для франчайзи при его оформлении отличий нет, но есть более строгий договор, который проходит двойную юридическую проверку в РФ и в европейском офисе.

У такого договора в результате присутствует три стороны: тот, кто продвигает франшизу, сам бренд и франчайзи.

Особенности франчайзинга международного бренда: плюсы, минусы и перспективы развития
 

Плюсы и минусы покупки франшизы международного бренда

Про преимущества уже говорилось выше: это возможность легально использовать уже популярную марку и развиваться вместе с ней, получая помощь и поддержку. А минусы в том, что при покупке франшизы международного бренда нельзя быть уверенным в идентичности аудитории в РФ и за границей. Менталитет может отличаться. Продукт может не быть так востребован, как в других странах. Его ценовая категория может отличаться от существующей на российском рынке. Длительное, более 10-15 лет, присутствие на рынке РФ также является своего рода гарантией и залогом успеха. Бренд принят российскими пользователями и по достоинству оценен. 

У новых франшиз есть определенные риски, ведь неизвестно, как потребители отреагируют на бренд, на товар. Есть национальная специфика, менталитет, например, в РФ нет такой большой популярности у соленых рогаликов, а в Германии существуют целые специализированные кондитерские.

Мы можем видеть, например, на международных выставках по франчайзингу модели бизнеса франчайзи. Иностранные модели в основном не адаптированы для российского рынка. Цифры нельзя применить напрямую, т.к. у нас другая расходная группа, отличаются ставки аренды, сезонность. Взять и без адаптации внедрить зарубежную франшизу нельзя. В противном случае вместо прибыли есть риск получить убыток. Нужно скорректировать в плановый оборот и расходные группы, и только тогда можно будет выяснить планируемую прибыль российской реализации. Такие бизнес-модели весьма условны. 








Приведем пример с шоколадом. 

Если вы рассматриваете модель магазина шоколада на Елисейских полях, вы не можете открыть такой же в Петербурге. Есть много нюансов.  Или те же популярные в Германии соленые рогалики Бретцел, о которых говорили выше.

Другие группы товаров, популярные в Европе, могут быть менее популярны в РФ и наоборот. Например, если брать категорию «умных» носимых устройств – часов, аксессуаров, фитнес-браслетов и т.п., то в Европе популярны более дешевые модели. Они хорошо продаются. Российский менталитет не таков: у нас, в особенности у людей с высоким уровнем доходов идет смещение акцентов потребления к более дорогим моделям, стремление таким образом продемонстрировать социальный статус, купить «лучшее из того, что есть». Поэтому мы видим тенденцию продажи более функциональных моделей таких устройств. 

Особенности франчайзинга международного бренда: плюсы, минусы и перспективы развития
 
С учетом местной специфики, российский франчайзер марки берет европейский план и вносит свою коррекцию на российский рынок. Первоначальный анализ в рамках российского рынка необходим, чтобы понять, будет ли этот товар востребован в рамках данной ценовой категории, оценить конкурентное окружение и т.п.

Могут присутствовать более дешевые товары или услуги, которых нет в Европе. У нас развиты китайские товары, а в Европе их меньше. Требуется провести глубокий анализ франшизы и сделать адаптированную модель, а затем разработать пилотный проект и по нему осуществить более точный расчет. 

Товарная франшиза дорогого международного бренда может являться своего рода ноу-хау для отечественного рынка. Особенно, если ранее марка продавалась через специализированных дилеров, и нельзя было встретить всю ее продукцию в одном фирменном магазине. В этом случае идея переноса франшизы на отечественный рынок может состоять еще и в том, чтобы поднять качество, предоставить лучший сервис, получать обратную связь от потребителей. 


Отличительные свойства франчайзинга крупного международного бренда

Основное отличие – это высокий уровень требований, стандартов как по работе с франшизой, так и к самому франчайзи, и достаточно высокие платежи.

При товарной франшизе дорогого международного бренда основной доход строится не на продажи royalty, а от продажи самого товара. Основная задача – продавать максимальный объем. Хотя в других случаях расчет может и отличаться.


Требования, которые международные бренды предъявляют к франчайзеру

Требования международных брендов выше, чем на внутреннем рынке. Франшиза разрабатывается сразу на все рынки. В договоре прописывается конкретная локация, но договор делается максимально универсальным, в нем фиксируется больше ситуаций, больше требований. Международный бренд — это более высокий уровень, и он всегда заботится о своей репутации. Ему важно, чтобы марка была защищена от негатива. 
Франчайзи должен максимально погружаться в бренд, он должен проводить маркетинг в регионе, быть частью команды, глубоко понимать философию и специфику бренда.
Договор делается максимально продуманным и жестким, в отличие от других актов. Прописывается очень высокая ценность бренда, высокий уровень штрафа, высокая защита контрактов.

Франчайзи должен максимально погружаться в бренд, он должен проводить маркетинг в регионе, быть частью команды, глубоко понимать философию и специфику бренда. Мы можем компенсировать частично затраты на маркетинговые мероприятия и помочь с их реализацией. 


Перспективы отрасли

В России перспективы развития отрасли велики. По сравнению с Европой у нас представлено очень мало франшиз. Важно сравнивать для инвесторов доход от франшизы с доходом от депозитов или ценных бумаг. При текущей ситуации в РФ и рискованности других инвестиций франшиза может принести больше прибыли. Перспективы огромные, так как рынок пока находится в стадии формирования. 

Самое важное кроется в деталях. Нужно все внимательнее изучать. Есть минусы, как у российских, так и у международных франшиз, поэтому до принятия решения нужно оценить потенциал покрытия магазина и ряд других факторов. Не всегда франшиза международного бренда является залогом успеха. Наш плюс в том, что у нас есть физические магазины, куда франчайзи может приехать и все посмотреть. Также имеется офис, куда всегда можно нанести визит и ознакомиться со статистикой для принятия верного решения. 

Важно не бояться рисков, потому что без рисков нет развития. В этом плане франшиза ничем не отличается от другого бизнеса. Когда открываешь ее, получаешь новый опыт, а это очень ценно.

Особенности франчайзинга международного бренда: плюсы, минусы и перспективы развития
 
Международные франшизы могут быть не адаптированы для российского рынка, а уровень платежеспособности от города к городу отличается. Старайтесь все анализировать и оценивать не только упаковку, но и содержание франшизы, включая уровень поддержки, передаваемый франчайзи. Крупные международные бренды передают максимальный опыт и знания партнерам, открывающим новые магазины.

Заслуживает внимания новый интересный тренд на рынке под названием «Обратная франшиза». В данном случае инвестор просто вкладывает средства, а управлением не занимается. Его берет на себя компания за некоторый процент дохода. Это выгодная схема, при которой на начальном этапе возвращаются инвестиции, а затем делится прибыль. И этот вариант более безопасен для франчайзи, в чем и заключается его основное преимущество. 

Об этом мы расскажем подробнее в следующем материале. 

Евгений Добринин,
Коммерческий директор АО «Навиком», официального российского дистрибутора GARMIN – 
разработчика «умных» носимых гаджетов.

0
Реклама на New Retail. Медиакит