0/5

Передача знаний на расстоянии: как развивать франшизу через онлайн-обучение

Передача знаний на расстоянии: как развивать франшизу через онлайн-обучение
время публикации: 10:00  04 сентября 2019 года
Перед компаниями, развивающими бизнес по модели франшизы, достаточно остро стоит вопрос соблюдения стандартов торговли. Когда франчайзинговые точки имеют широкий географический разброс, на помощь приходит онлайн-обучение.

Передача знаний на расстоянии: как развивать франшизу через онлайн-обучениеНа фото: Владимир Щербаков, генеральный директор сервиса Teachbase

Ядро любой франшизы – концепция, на которой в компании строятся все операционные процессы. Успех развития франчайзинговой сети в первую очередь зависит от того, насколько хорошо продумано это ядро. 

Сделать идею уникальной и одновременно способной к репликации без ущерба для качества – творческая задача для фаундера. 

При покупке франшизы самое ценное, что можно приобрести помимо доверия к бренду – стандарты качества. Предприниматель получает возможность выстраивать бизнес, используя процессы, которые уже отшлифованы в компании, не набивая шишки и не совершая лишних ошибок. Задача франчайзера – грамотно наладить передачу знаний на любом расстоянии. От этого зависит и репутация бренда в целом: если отдельно взятая франшиза не дотягивает до общих стандартов, это бросает тень на всю сеть. Поэтому эффективно в данном случае работает модель дистанционного обучения. 


Чему учить? 

Тематика обучения зависит от этапа построения франшизы. При запуске новой точки могут понадобиться курсы, которые учат принципам управления, продажам и тому, как достигать тех или иных показателей. Если вы уже давно работаете с франчайзи, становится заметно, где есть явные пробелы, и курс создается целенаправленно, чтобы их закрыть. 

В основном, базовую структуру обучения можно разделить на несколько блоков:
  1. Стандарты качества — курсы по продукту, рассказывающие о ключевых правилах организации. Эти курсы создаются самими основателями франшизы. Это основа базы знаний, которая идет в пакете для франчайзи. 

  2. Развивающие курсы — программы, которые могут продвигаться как основателями франшизы, так и непосредственно управляющими на местах. Данные курсы можно также приобретать уже готовыми, например, в нашем маркет плейсе более 100 доступных курсов по soft skills.

  3. Курсы по изменению — регулярные марафоны и образовательные программы, которые направлены на постоянное обновление и движение сети.
По нашему опыту, спрос на обучение и вовлеченность непосредственно в образовательный процесс, в том числе показатели усвояемости материала, у представителей франчайзи в среднем на 20-30% выше, чем у участников собственной сети. Если компания проводит открытые вебинары или запускает общий курс, то в первые часы на них регистрируются  именно представители франшиз. 

Передача знаний на расстоянии: как развивать франшизу через онлайн-обучение


Почему именно онлайн-курс? 

Почему так популярна франшиза «Додо Пицца»? Её главное преимущество —  мощная бизнес-система, которая включает в себя технологии, собственное программное обеспечение, систему менеджмента и маркетинга. 

Выходит, что покупая франшизу, предприниматель получает доступ к цифровой модели сети. Он попадает в систему, где все четко и ясно: сколько готовится та или иная пицца, какие блюда чаще заказывают, какие ингредиенты нужные сейчас, прогноз спроса, сезонность. Франчайзи больше не работает в вакууме, у него появляется крепкая база, на которой можно строить собственный бизнес. 
Можно бесконечно пытаться мотивировать сотрудников, объяснять им свою идею, расписывать стандарты качества, но если они находятся на расстоянии, контролировать эффективность обучения невозможно.

Точно так же онлайн-образование может стать частью этой базы. Онлайн-курс поможет оцифровать не только бизнес-процессы, но и проанализировать квалификацию  персонала. У предпринимателя формируется четкое представление о сотрудниках, их hard и soft skills. Это позволяет быстро решать задачи кадрового резерва, люди в компании имеют теперь определенную цифровую характеристику, не только на уровне их дел (продажи/посещаемость и тд), но и на уровне их знаний. 

Постоянные изменения на рынке и развитие технологий требуют от бизнеса гибкости. Наиболее успешны франшизы, которые могут адаптироваться к обстоятельствам, не меняя концепцию. Если франчайзер решает поменять что-то в своих стандартах, ему нужен инструмент, который донесет идею изменения до каждого сотрудника по всей России. Добиться этого можно, создав обучающий онлайн-курс. 

Можно бесконечно пытаться мотивировать сотрудников, объяснять им свою идею, расписывать стандарты качества, но если они находятся на расстоянии, контролировать эффективность обучения невозможно.  Онлайн формат позволяет наблюдать в реальном времени, как те или иные пласты знаний распределяются и усваиваются по всей сети, причем франчайзер может сам адаптировать их для каждой точки, зная, где конкретно есть пробелы и на что стоит обратить внимание. 




Читайте также: TERVOLINA: как держать под контролем развитие 900 сотрудников




Как создать? 

На сегодняшний день, запуск онлайн обучения – вполне доступная задача. В подавляющем большинстве случаев на первом этапе учебные программы формируются из текущих материалов компании: системы, на базе которых создается курс, поддерживают любые форматы контента, в том числе любые офисные документы, видео, презентации, тесты. Внутри СДО, системы дистанционного обучения,  можно просто создать определенную структуру и распределить данные курсы по должностям и ролям. На следующем этапе уже совместно с методистами и педагогическими дизайнерами создатель решает, какие элементы преобразовать: какую-то тему сократить, а какую, наоборот, раскрыть подробнее, где-то использовать презентацию, а в другой части красивый лонгрид, может быть, заменить определенные тесты на кейсовые вопросы. После того, как курс создан, система автоматически будет выдавать подробную аналитику и позволять гибко управлять процессом, совершенствуя курсы и настраивая пути сотрудников. 

***

Сегодня франчайзинг — одна из самых востребованных бизнес-моделей в России. На рынок в этом сегменте выходят уже не только сетевые кафе и рестораны, но даже социальные проекты, касающиеся детского образования и услуг для старшего поколения. 

По данным исследования портала franshiza.ru, рынок франчайзинга в России за последний год вырос на рекордные 19%. В начале 2018 года было 1900 продавцов франшиз, в начале 2019 — уже больше 2250. При этом активно продвигают и развивают свои франшизы всего около тысячи из них, хотя это очень важно для успешного развития бизнеса франчайзера. И онлайн-образование может помочь быстро и эффективно решить большинство вопросов в этой сфере.

Владимир Щербаков,
генеральный директор сервиса Teachbase

0
Реклама на New Retail. Медиакит