Мотивационные программы для ритейла: играть или не играть

время публикации: 09:00 01 февраля 2016 года
Многие компании, от малых интернет-магазинов до крупных розничных сетей, рано или поздно встают перед выбором: как мотивировать собственный персонал, чтоб тот продавал больше?
Об этом расскажет экс-специалист аналитики и оперативной отчетности МТС Виталий Ванин.
Не секрет, что классическая мотивационная программа розницы крупных компаний в России, особенно такой весомой отрасли, как сотовая, строится следующим образом: есть план продаж, в него входят ключевые направления (приоритеты фирмы или партнеров) и дополнительные показатели. Рассмотрим, основные варианты того, как ритейл может регулировать мотивацию сотрудников.
Оклад сотрудника – есть везде и всегда, так положено по закону
Мотивация: потолка процента от продаж не существует – ты можешь зарабатывать столько, сколько сможешь продать. А для этого, пожалуйста записывайся на корпоративные тренинги.
Да. Но следует иметь в виду, что если руководство ритейла, действительно не ставит «потолок» продаж, то в следующем месяце – план продаж растёт. Продавец не знает, сможет ли выполнить новый план продаж, и это демотивирует его перевыполнять текущий.
Решение 1: часто после перевыполнения плана на нескольких точках продаж начинается «текучка» кадров, либо переводы сотрудников с одного офиса в другой. Новый план постепенно снижается в соответствии с текущей выручкой конкретной торговой точки. Таким поведением, и обусловлены «бумы» в сезонности продаж – это не постоянная ровно растущая «прямая» с незначительными отклонениями, а именно «взлёты и падения».
Нет. Компании, не заинтересованные во «взлётах и падениях», всё-таки ставят «потолки» продаж, но при этом мотивируют сотрудников продавать правильно – путём введения мотивационной игры.
Решение 2: мотивационная игра, как правило, представляется в игровой форме, приуроченной к корпоративной стратегии ритейла.
Модель: участники (продавцы) зарабатывают какие-либо очки/баллы за определенный период времени, и в финале – лучшие получают поездку в Крым, наименее лучшие – брендированные подарки, а остальные, «задел» для старта нового этапа программы. Всё это подкреплено «вкусными профитами» в корпоративных социальных сетях, в виде набивки рейтинга, или аватара с генеральным директором.
Факт: Если продавец меняет точку продаж, то его рейтинг в мотивационной игре, каким-либо образом, падает или останавливается.

Играть или не играть
И так, мы разобрались, что ритейлы делятся на два типа – одни «играют», другие не играют. При чем, те кто не играет, те планируют начать играть. Аналогично, действуют те, кто уже в игре.
По собственному опыту, скажу, что несомненно, продавцы ритейлов больше склоняются к игровой схеме премирования. Человеческий фактор – с игрой остаются воспоминания, привязанные к корпоративным символам, подчеркивается общая ценность для всех сотрудников компании.
Но как показывает практика глобального розничного фидбэка – сотрудник больше всего желает «хорошего» оклада с минимальными премиями, чем минимальный оклад с большими возможностями. Конечно, ничто не мешает группе продаж любого ритейла посчитать примерную зарплату с учетом средней возможной премии… Здесь напрашивается один простой вывод: если хотите стабильности, то вам точно не нужно идти в продажи. Так как, сфера продаж – это мир возможностей.
Читайте также: Пять главных правил обучения сотрудников
Идеальная игра
И так, вы решили запустить мотивационную программу. Придумали крутую идею, классной подачей информации привлекли всех ключевых участников, и даже открыли возможность перевыполнять план продаж, и «терять» накопленные игровые единицы с переходом в другой офис продаж или в случае увольнения. Но «текучка» персонала остается прежней, а график продаж похож на черноморское побережье?
Кейс
Находим проблему: не достаточна мотивация.
1. Кто рассматривает офис продаж сотовой сети, как постоянное место работы на длительный период со взглядом на дальнейшие карьерные перспективы в компании?
Около 20% сотрудников.
2. Почему сотрудники сотового ритейла так легко мигрируют между брендами?
Условия труда и мотивация у всех ритейлов одинакова (+-10% незначительного личного профита).
3. Как придумать самую интересную мотивационную игру так, чтобы как минимум не навредить выполнению общего плана KPI компании?
Не повторяем за всеми и мыслим глобально.
Решение
Конечно, не все люди в нашей стране стремятся к большим деньгам, но кто не стремился бы стать «генералом»? Давно известно, что личные амбиции в повышении собственного статуса, сильнее чем денежный эквивалент.
И начальству хорошо, и сотрудник доволен.
«Мы запускаем новый, не имеющий аналогов мотивационный проект!»
Выбираем глобальную, социально-значимую цель проекта.
«Начни карьеру в компании «N», и всего за три года стать собственником фирменного магазина!»
Выбираем лозунги с сильными словами: «Игра на равных», «Абсолютно все!».

Объясняем правила игры очень простыми словами:
Пример: «Ты – главный менеджер торгового офиса – Ты и твоя команда продавцов участвует в крутом мотивационном проекте, который длится всего 1 раз и не имеет аналогов в мире – все проценты свыше 105% выполнения плана продаж всеми участниками, которые числятся в данный момент в твоем штате – дублируются в банк твоего магазина! Держи высокий уровень, подсчет финансов будет происходить каждые полгода, следи за уровнем вклада, и по окончании игры – этот магазин станет твоим!»
Поясняем: допустим, франшиза и содержание вашего офиса стоит 2 млн рублей.
Конечно, если менеджер проработает три года в данном офисе – он накопит такие деньги! «А что дальше? Отдать свой офис менеджеру?» - схватиться за голову ТОП-руководитель, читающий эту статью, и нервно улыбнется.
Мы ответим: да, на определенных условиях.
В такой ситуации, нам представляется царь – в лице государства, дарующий в управление князю – менеджеру, заслуженные земли – офисы.
Особенности: эта компания всё равно ваша, вы можете задавать любые условия и поправки.
Читайте также: По заслугам: как начислять премии продавцам
И если, менеджер становится партнером, то вы абсолютно ничего не теряете, а только приобретаете:
- Славное имя инноватора в ритейле;
- HR-премию за сверхмотивацию персонала;
- Потрясающее командообразование, когда «заинтересованы все»;
- Большие возможности для варьирования в большой игре;
- Повышаете продажи и прибыль.
Было бы объективным, заметить, что вся розница когда-то начинала с простой схемы «Выполнил план – получил бонус», и со временем данная композиция украшалась формами игры, мотивации, общим престижем. Отрицать это, всё равно что продолжать курить махорку, или хвалить ручную коробку управления автомобилем.
Мы разобрались, и уточнили новый глобальный вектор в конкурсе современной мотивации, но у нас осталось много вопросов.
А что если я интернет-магазин, мне что, нужно свой им в собственность подарить?
Ответ: Можно таким образом расширить свою собственную сеть продаж.
А что если я маленький ритейл?
Ответ: Можно заручиться поддержкой государства, как для развития малого бизнеса и инноваций. Можно поучаствовать в различных стартап-конкурсах, и поискать друзей.
А как мне, например, повысить мотивацию сотрудников бэк-офиса (применительно к данному кейсу), подарить им рабочее место?
Ответ: Нет, об этой мотивации, вы узнаете в следующей статье. А также о том, как повысить мотивацию сотрудников и престиж компании за счет ребрендинга существующих у вас отделов.
Виталий Ванин
0
Последние новости
Самое популярное
-
SEO 6 в 1: какие метрики должны быть в отчете агентства
-
В мае изменения в маркировке ждут три товарные группы
-
Как поддерживать чистоту в розничных магазинах крупных форматов
-
Дайджест е-com: самые важные обновления для работы на маркетплейсах в апреле
-
Категорийное ревью: как автоматизировать процесс с помощью платформы Catrinix [д...