Понять и предотвратить: как ворует администрация магазинов
время публикации: 10:03 25 февраля 2015 года
Люди воровали, воруют и, к сожалению, наверное, будут воровать. Может быть, в будущем ученые придумают «прививку честности», но пока этого не произошло, магазин открытого доступа – место повышенного риска с точки зрения хищений.
Здесь есть чем поживиться и продавцу, и кассиру, и даже тому, кто должен все это предотвращать – охраннику. Но административное звено магазина – директор, администратор, бухгалтер, старшие кассиры и так далее, тоже не прочь поправить материальное положение «за счет заведения». Да и глупо было бы считать, что люди становятся более честными только потому, что у них выше должность и зарплата. Итак, посмотрим, как воруют сотрудники администрации.
Как ворует директор
Закупка неликвида
В некоторых сетях поставки в магазин происходят не централизованно. В этом случае директор сам договаривается с поставщиком о закупках товара. Центральный офис контролирует только исполнение бюджета. Если директору хочется немножечко обогатиться, то он договаривается о закупке заведомо неликвидного товара. Поставщик рад и выплачивает начальнику торговой точки положенные личные бонусы. Товар лежит мертвым грузом, потому что плохо продается. Перед законом директор чист, правда план по выручке магазин не выполняет.
Закупка по завышенной цене
Еще один способ «законного» обогащения - закупка у поставщиков по цене более высокой, чем в среднем по рынку. Директор закупает товар и получает от них щедрое вознаграждение, то есть «откат», а предприятие терпит убытки.
Это специфические, «директорские» способы хищения собственности. Но первое лицо гипермаркета может не брезговать и простым воровством. Как правило, охранники не просят предъявить для проверки сумки у администрации, так что, пользуясь авторитетом, можно вынести половину торгового зала.
Воровство старших кассиров, бухгалтеров, администраторов
Оформление «возвратов»
По Закону о защите прав потребителей покупатель имеет право возвратить не понравившийся ему товар без объяснения причин в течение 14 дней. Возвраты оформляет обычно администратор или старший кассир. При определенной ловкости рук можно «подзаработать» и здесь. Администратор просто пишет заявление якобы от лица покупателя и просит кассира выдать им деньги за возвращенный товар. Кассовая дисциплина в порядке – вся необходимая отчетность присутствует. Только не хватает товара в торговом зале. Обманывать можно довольно долго, до первой серьезной инвентаризации, но, как правило, администраторы знают, когда она бывает и заранее увольняются.
Махинации с последующим увольнением
При закупке мелких партий товаров по наличному расчету бухгалтер или товаровед принимают товар у поставщиков, но деньги «придерживают» в кассе, говорят, что расплатятся в конце месяца. А в конце месяца они пишут заявление об увольнении и уходят с хорошим «приданным».
Махинации «под шумок»
Впрочем, увольняться не обязательно. Некоторые хранители магазинной казны умудряются «прокрутить» финансы. Бухгалтеры используют «свободную» наличность для собственных бизнес-операций. Например, просят поставщика продать им товар со скидкой за наличные, а накладные не проводят, то есть не оформляют транзакцию в соответствии с требованиями. Товар быстренько продают, а «излишек» в размере скидки также присваивают.
Некоторые коммуникабельные бухгалтеры дают деньги в долг под проценты, а через один-два месяца получают их назад, расплачиваются с поставщиками, и остаток кладут себе в карман. Суммы небольшие, но как «приработок» - пойдет.
Игра в мафию
Довольно часто используется коррупционная схема. Администратор или старший кассир магазина сами по себе ограничены в возможностях обогащения, но зато могут закрывать глаза на махинации со стороны кассиров или продавцов. За определенную плату, разумеется. Кассир, обладающий «волшебными» умениями извлекать «прибыль» из ничего, рано или поздно привлекает внимание. Покупатели обнаруживают мошенника, сидящего за кассовым аппаратом, либо потому что им недодали сдачу, либо внесли в чек пару лишних позиций, чтобы потом сделать отмену операции и присвоить деньги. В этом случае все обращаются к руководству – администратору или старшему кассиру. Представитель администрации клянется, что дело будет улажено, виновных ждет наказание и просит прощения за нерадивого сотрудника. Тут главное успокоить покупателя так, чтобы он не обратился в Роспотребнадзор или еще куда пострашнее. Такой бизнес может процветать годами. Кассир может сколько угодно «мухлевать», зная, что его прикроют.
Что делать?
В отношении административного персонала нужно действовать жестко. У этих сотрудников самая большая зарплата, а значит и самая большая ответственность вплоть до уголовной. Получать они должны достаточно много, чтобы им было что терять. Но и спрос с них высокий.
Кого принимать на работу?
Правильный подбор персонала в большинстве случаев решает проблему воровства. Самый безотказный и простой способ нанять честного бухгалтера или администратора – собрать рекомендации с предыдущих мест работы. Еще на стадии собеседования нужно выяснить, почему кандидат покинул все предыдущие места работы. Если есть хоть малейшие подозрения, что он причастен к темным делам – принимать в штат его нельзя. Человек, который смог хоть раз успешно провернуть не очень законную операцию в своих интересах, скорее всего, не удержится и возьмется за старое. Воровство, как наркотик, делает человека зависимым от побочных доходов.
Контроль и еще раз контроль
Фразу «предают только свои» приписывают многим - от Наполеона до Дзержинского. Она говорит о том, что проверять нужно даже тех, кому доверяешь в первую очередь. За работой администратора и бухгалтера надо следить постоянно – проверять счета, транзакции, количество операций и т.д. Причем делать это не только явно, но и тайком. Как правило, административный персонал знает привычки руководства и готов «обелить» себя, если вскроется незаконная махинация. Поэтому проверки должны быть внезапными. Руководителям торговых сетей не стоит объявлять о каждой инвентаризации. Должны быть предусмотрены как плановые, так и внеплановые процедуры контроля.
Информация от клиентов
Возьмите за правило проверять жалобы покупателей. Частые жалобы на просрочку, некачественный товар и на то, что не пробивают чеки, должны настораживать. Это могут быть сигналы того, что среди административного персонала есть люди нечистые на руку.
Совершенных сотрудников не бывает, но можно построить хорошую систему контроля, которая сведет потери к минимуму. Для этого нужна последовательность и немного здоровой подозрительности.
Изощрённые махинации разоблачал Евгений Мамонов
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...