Дюжина преимуществ против полдюжины налоговых рисков ритейл-холдинга
время публикации: 10:00 17 декабря 2021 года
В российском законодательстве отсутствует такое понятие, как «холдинг». Однако холдинговые структуры достаточно распространены в бизнесе. Какими преимуществами обладают холдинги, с какой целью они могут создаваться, и какие риски, прежде всего, налоговые они в себе могут нести?
Александр Ушаков, Исполнительный директор АО «Арбат. Управление инвестициями».Согласно проекту закона о холдингах (Проект № 99049555-2), холдинг трактуется как совокупность двух и более юридических лиц, связанных между собой отношениями по управлению одним из участников деятельностью других участников на основе права головной компании определять принимаемые ими решения.
Несмотря на то, что в российском законодательстве отсутствует такое понятие, как «холдинг», холдинговые структуры, в т.ч. в сфере розничной торговли, достаточно широко представлены в России.
Ритейл (retail) в переводе с английского языка трактуется, как розничная торговля.
В ритейл-холдинг могут входить коммерческие организации различных организационно-правовых форм, например, торговля предметами длительного использования и ежедневного потребления, промышленными и непродовольственными товарами, продуктами питания и др.
С экономической и стратегической точки зрения, бесспорно, ритейл-холдинг имеет ряд преимуществ перед не холдинговыми структурами, в том числе можно отметить такие преимущества, как:
1. повышение эффективности совместной деятельности объединившихся предприятий за счёт синергии ресурсов,
2. обеспечение стабильности и финансовой прочности сразу всей группы компаний,
3. объединение направлений деятельности для обеспечения успешной работы,
4. стабильность существования и рациональное распределение средств,
5. возможности для повышения конкурентоспособности,
6. эффективное налоговое планирование через распределение налоговых рисков,
7. объединение результатов интеллектуальной деятельности для достижения лучших показателей,
8. ограниченная ответственность одной компании за долги других компаний,
9. обеспечение прибыли и рост рентабельности производства и продаж,
10. замкнутый производственно-технологический и сбытовой цикл,
11. профессиональный централизованный топ-менеджмент для всех холдинговых структур,
12. привлекательность для потенциальных инвесторов и кредиторов.
Перечисленные выше преимущества – ключевые причины для создания холдинга, но перечень преимуществ можно продолжать до бесконечности в зависимости от направления деятельности ритейлера, ассортимента, географии сбыта, тенденций на рынке, стратегических и тактических задач бизнеса с учётом его уровня развития и т.д.
К примеру, ведь так приятно зайти в красивый гастроном, где есть не только продукты от известных производителей, но и качественные товары собственных торговых марок, своя фирменная кулинария. И для этих целей – холдинг – идеальное решение: магазины – одни юридические лица, кулинарный цех – другая организация, а производство различных категорий товаров под собственной торговой маркой – это вообще разные организации в разных регионах.
В чём риски?
Создание холдинга – это право предпринимателя, но стоит помнить и о рисках, в особенности налоговых, которые сами по себе уже проблема, которая усугубляется вдвойне, если речь идёт о налоговых рисках холдингов, представленных сегодня крупными и весьма активными участниками рынка.
Налоговые риски присущи всем холдингам и во многом они идентичны налоговым рискам других компаний, но в сфере розничной торговли есть некоторые особенности, на которые и обращаем внимание:
Риск первый: признаки дробления бизнеса в розничной торговле, ориентированной на массового покупателя, выявляемые через отсутствие на то деловой цели, наличие общего руководства и общего имущества, взаимозависимость компаний.
По оптовому и розничному секторам одну треть всех дел по административным правонарушениям составляют дела, связанные с дроблением бизнеса, а средний размер взысканных штрафов по судебным актам в 2020 году составил почти 50 млн. рублей. Налоговые органы и арбитражные суды сегодня весьма тщательно вникают в специфику и целостность процессов торговых компаний, внимательно анализируют движение денежных и материальных потоков, а также системы управления и документооборота в холдинговой группе.
Риск второй: создание видимости использования полученных средств в виде кредитов банков в торговой деятельности с последующим трансформированием средств во внутренние займы в то время, как договоры займа не обусловлены целями делового характера. Оформляются такие займы для создания взаимозависимых лицами с имитацией документооборота в целях вывода денежных средств из налогооблагаемого дохода, в т.ч. для обналичивания денежных средств.
Риск третий: отсутствие реальных необходимых ресурсов на торговых площадях и несение расходов компаниями ритейл-холдинга друг за друга.
Риск четвёртый: наличие ситуаций, когда одни торговые компании осуществляют продажу товаров в те сроки, в которые у других компаний возникает потребность в вычетах по НДС и оформление реализации после продаж товара конечным потребителям.
Читайте также: Дюжина преимуществ франчайзинга и полдюжины ограничений
Риск пятый: наличие наряду с реальными счетами-фактурами между существующими производителями товаров и магазинами, а также между магазинами и конечными покупателями, подобных счетов-фактур с промежуточными участниками, специально открытыми и находящимися в периметре холдинга с целью оптимизации налоговых обязательств.
Риск шестой: наличие юридической и экономической взаимозависимости. В группе компаний имеют место выделенные центры прибыли и центры затрат, а кредитование привлекается для рефинансирование взаимозависимых компаний.
Если считать средний объем оборота в ритейл-холдингах от 100-500 млн. руб., можно предположить, насколько выгодными могут быть преимущества такого рода структур и насколько масштабные могут налоговые риски, которые в некоторой степени нивелируются на фоне общего экономического роста торгового розничного бизнеса в целом.
Александр Ушаков, Исполнительный директор АО «Арбат. Управление инвестициями».
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...
- Как правильно работать с отзывами на маркетплейсах