0/5

Контроль за реализацией алкогольной продукции или провокация? Что нужно знать и как защищаться от незаконных действий и злоупотреблений

Контроль за реализацией алкогольной продукции или провокация? Что нужно знать и как защищаться от незаконных действий и злоупотреблений
время публикации: 10:00  29 ноября 2021 года
В магазин пришли граждане и под предлогом общественного контроля провели контрольную/проверочную закупку с участием несовершеннолетних? Шантажируют ответственностью за якобы допущенные нарушения? Пытаются инициировать возбуждение дел и привлечение к ответственности сотрудников и организации? Какие действия являются незаконными, и как от них защититься?
Контроль за реализацией алкогольной продукции или провокация? Что нужно знать и как защищаться от незаконных действий и злоупотребленеализацией алкогольной продукции или провокация? Что нужно знать и как защищаться от незаконных действий и злоупотреблений
Леонид Ковалев, адвокат Коллегии адвокатов «Адвокат Премиум».

В статье поясним, какие мероприятия общественными организациями в действительности не могут проводиться, и какие являются незаконными. Дадим рекомендации по способам защиты от незаконных действий, мерах по привлечению виновных к ответственности.


Что такое общественный контроль с точки зрения закона


Согласно положениям федерального закона «Об основах общественного контроля», общественный контроль – деятельность субъектов общественного контроля (различных организаций), осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. 

Торговая деятельность отдельно взятого магазина, или даже целой сети магазинов, в том числе в сфере реализации алкогольной продукции, никак не подпадают под направления общественного контроля. 


Кто может осуществлять контроль (надзор) за деятельностью торговых предприятий


Контроль (надзор) за деятельностью торговых предприятий осуществляют различные государственные и муниципальные органы, которые нормами законодательства РФ наделены соответствующими (разграниченными) полномочиями. К таким органам относятся ФАС, Росалкогольрегулирование, Роспотребнадзор, МВД, МЧС, ФНС, Прокуратура, иные федеральные органы власти, а также префектуры округов и управы районов. 

Ни одной общественной организации не предоставлено полномочий по контролю (надзору) за деятельностью торговых предприятий, о реализации какого бы вида товара (продукции) речь ни шла (в том числе и алкогольная продукция, и табачные изделия). 


Контрольные мероприятия и надзорные действия, оперативно-розыскные мероприятия. Сходства и отличия


Контрольные мероприятия (надзорные действия) – организационная форма осуществления контрольной (надзорной) деятельности, посредством которой обеспечивается реализация задач, функций и полномочий государственного органа, направленная на пресечение и выявление нарушений норм законодательства РФ (субъектов РФ), привлечение виновных в их совершении к установленной ответственности. 

На сегодняшний день существует довольно много видов контрольных мероприятий и надзорных действий, проведение которых предусмотрено нормами законодательства РФ (федеральными законами, постановлениями правительства РФ, законодательством субъектов РФ), большинство из которых проводятся без предварительного уведомления проверяемого лица (негласно). 

Некоторые контрольные мероприятия и надзорные действия по своей природе, содержанию и методике проведения схожи с оперативно-розыскными мероприятиями. Однако, правовые основания и законодательное регулирование их проведения абсолютно разное. 

Оперативно-розыскное мероприятие – организационная форма оперативно-розыскной деятельности, которая осуществляется с целью выявления и раскрытия преступлений, установления лиц, их совершивших, розыск скрывающихся лиц, получение информации и фактах, и действиях, создающих угрозу безопасности. 

Проводить такие мероприятия могут только сотрудники некоторых правоохранительных органов – МВД, ФСБ, ФСО, ГТК, ФСИН, СВР. 

Ряд нарушений не криминального характера (в том числе в сфере торговли) могут выявляться в ходе проведения ОРМ. 


Что происходит в реальности


На сегодняшний день существует большая проблема для нормальной работы одиночных магазинов и торговых сетей: действуют многочисленные организованные группы лиц, которые под предлогом осуществления общественного контроля, от имени существующих и несуществующих общественных организаций, под видом проведения проверочных мероприятий, фактически пытаются извлекать незаконную прибыль. В первую очередь это касается сферы реализации алкогольной продукции. 

Одна из наиболее широко распространенных схем действий следующая.

Формально несовершеннолетний (как правило примерно 17,5 лет), который антропометрически и физиономически выглядит взрослым, не вызывающий у продавцов сомнений в его совершеннолетии, приобретает в магазине алкогольную продукцию (например, банку пива). 

После приобретения алкогольной продукции появляются в магазине люди, которые представляясь сотрудниками какой-либо общественной организации, указывают продавцу или иному должностному лицу магазина, что было проведено мероприятие общественного контроля, в ходе которого выявлено нарушение федерального закона № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» - реализация алкогольной продукции несовершеннолетнему. 
Ни одна общественная организация не обладает полномочиями государственного контрольного (надзорного) органа, ни граждане, ни сотрудники общественных организаций, не вправе проводить подобные мероприятия (контрольная/проверочная закупка).

Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч.2.1 ст.14.16 КоАП РФ – штраф:

● для физических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, 
● для должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей, 
● для юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. 

Для придания своим действиям видимости законных эти граждане изображают составление протокола, могут даже предъявить удостоверение какой-либо общественной организации, в ряде случаев у них имеются иные документы – постановления, распоряжения, на проведение подобных мероприятий. Фактически, проводимое такими лицами мероприятие, внешне выглядит как контрольная/проверочная закупка. Однако, фактически это является провокацией.

Кассиру (продавцу) или иному должностному лицу, предлагается выплатить материальное вознаграждение за несообщение в правоохранительные органы (ОВД). Действуя подобным образом, так называемые «проверяющие» рассчитывают на ряд факторов: 

● незнание норм законодательства РФ и невозможность оценки большинства продавцов оценить законность их действий;

● незнание эффективного алгоритма действий со сотрудников магазина;

● растерянность от эффекта неожиданности;

● страх быть привлеченным к административной ответственности, как должностного лица, так и предприятия;

● страх быть привлеченным к уголовное ответственности, так как за повторное совершение такого нарушения наступает уголовная ответственность. 

В случае отказа со стороны сотрудников магазина заплатить, в некоторых ситуациях «проверяющие» обращаются в ОВД с заявлением о совершении административного правонарушения или преступления: это единственное действие, которое вправе совершить общественная организация и ее сотрудники – сообщить в государственный орган о нарушении для проведения проверки. В некоторых ситуациях, в зависимости в том числе от поведения самих продавцов и их подготовленности, а также подготовленности «проверяющих», просто уходят.  

В случаях, когда такие «проверяющие» все же обращаются в ОВД и подают заявление и дают пояснения, то зачастую возбуждается дело об административном правонарушении (реже – проводится проверка сообщения о совершении преступления). К сожалению, как правило, сотрудники правоохранительного органа занимают сторону так называемого заявителя, и всячески пытаются привлечь продавца и/или торговое предприятие к ответственности (в том числе, потому что между «проверяющими» и сотрудниками территориального ОВД есть предварительная договоренность).

Контроль за реализацией алкогольной продукции или провокация? Что нужно знать и как защищаться от незаконных действий и злоупотреблений


В чем незаконность подобных действий таких «проверяющих


Несмотря на внешнюю схожесть указанных действий с законными, это совсем не так. Как отмечалось выше, ни одна общественная организация не обладает полномочиями государственного контрольного (надзорного) органа, ни граждане, ни сотрудники общественных организаций, не вправе проводить подобные мероприятия (контрольная/проверочная закупка). Для проведения контрольной/проверочной закупки должны быть веские основания, а процедура проведения подобного мероприятия включает в себя согласование с проверяющим органом. 

Для проведения подобных мероприятий на регулярной основе привлекаются несовершеннолетние. Сам по себе факт использования несовершеннолетнего для совершения попыток приобретения алкогольной продукции в нарушение норм законодательства, является его вовлечением в антиобщественную незаконную деятельность. 

Привлечение несовершеннолетних для проведения подобных мероприятий запрещено даже сотрудникам правоохранительных органов (о чем свидетельствует в том числе судебная практика. Привлечение несовершеннолетних, тем более на постоянной основе, к подобного рода деятельности, содержит в себе нарушения их законных прав и законодательства РФ и есть основания для привлечения «проверяющих» и родителей несовершеннолетних к ответственности. 

Изначально указанные выше подобные действия «проверяющих» сами по себе грубо нарушают ряд федеральных законов и иных нормативных актов, фактически происходит присвоение полномочий государственных органов. Есть все основания для обращения в правоохранительные органы с соответствующим заявлением и проведения в отношении указанных лиц как минимум проверки, так как в их действиях содержатся элементы вымогательства, самоуправства, мошенничества, вовлечения несовершеннолетних в незаконную деятельность (ст.ст.159, 163, 330 УК РФ). 
Привлечение несовершеннолетних для проведения подобных мероприятий запрещено даже сотрудникам правоохранительных органов (о чем свидетельствует в том числе судебная практика.

Плюс, за организацию и осуществление подобной деятельности общественная организация также может быть привлечена к ответственности. Для этого необходимо обратиться в Прокуратуру, Министерство юстиции. 


Негативные последствия от подобных действий


В результате подобной деятельности могут наступить ряд негативных последствий. В том числе: 

● привлечение к ответственности как сотрудника, так и самого предприятия; 

● проведение на законных основаниях в установленном порядке комплексной проверки деятельности предприятия, выявление иных нарушений, парализация деятельности предприятия;

● при наличии ряда нарушений приостановление действия лицензии, приостановление деятельности предприятия;

● причинение вреда репутации предприятия и ее руководству.

Как действовать в подобных ситуациях

1. При появлении граждан с подобными притязаниями начать аудио и видео фиксацию происходящего. 

2. Потребовать от указанных лиц представиться, предъявить свои документы, объяснить, на каком основании они действуют и предъявить соответствующие документы.

3. Незамедлительно сообщить о происходящем руководству, привлечь службу безопасности для участия в мероприятии. 

4. При необходимости, вызвать сотрудников полиции для задержания таких лиц.

5. Обратиться с заявлением в правоохранительные органы (с учетом характера действий самих «проверяющих». 

6. Обратиться за оказанием правовой помощи по защите интересов как конкретного сотрудника, так и торгового предприятия, к адвокату.




Читайте также: Роскачество рассказало об опасностях дистанционной покупки вина на карантине




Случай из практики


Летом 2021 года в одном из магазинов крупной торговой сети на территории ЦАО г.Москвы произошел подобный случай. Юноша, который внешне выглядит на 21-22 года, с бородой, которому на момент приобретения алкоголя было примерно 17 лет и 8 месяцев, приобрел банку пива. 

После приобретения, он совместно со своими соучастниками провели беседу с продавцом, отпустившим товар. В ходе беседы группа лиц так же изображала активное составление каких-то документов. Однако, им не удалось получить от продавца деньги, в отместку за это один из них обратился в правоохранительные органы - подал соответствующее заявление в территориальное ОВД. В отношении продавца был составлен протокол об административном правонарушении.

Продавец обратилась за оказанием правовой помощи к адвокату для защиты своих интересов, в том числе для исключения давления со стороны сотрудников ОВД. Вступление в дело адвоката несколько обескуражило должностных лиц ОВД, в том числе ввиду правильно выстроенной стратегии защиты интересов. Законодательно у адвоката (как у специального субъекта) больше полномочий и возможностей для сбора доказательств и защиты, нежели у самих граждан и защитников без статуса адвоката. Плюс, есть необходимые специальные знания.

Протокол и приложенные к нему документы (материал) через неделю после составления были направлены в мировой судебный участок для рассмотрения: сотрудники ОВД не захотели сами принимать решение и воспользовавшись альтернативой подведомственностью рассмотрения данной категории дела попытались переложить ответственность за принятие решение на судью. Однако, ввиду наличия существенных неустранимых недостатков и нарушений при производстве по делу в собранном сотрудниками ОВД материале, очевидности незаконности действий, наличия адвоката-защитника и сформированной им эффективной позиции. мировой судья вернула материал. 

На текущий момент материал находится в производстве территориального ОВД (с середины сентября 2021 года), пока что без принятого решения. Разработанная адвокатом-защитником стратегия и правовая позиция, высказанная неоднократно в том числе в ОВД, привели к тому, что правоприменительный орган уже выразил склонность к прекращению производства по делу. 

На текущий момент, сотрудники ОВД обдумывают формулировки постановления, так как для них это нестандартный случай: обычно по подобным делам защита осуществляется менее эффективно, далеко не всегда привлекаемые лица обращаются за помощью к адвокатам, часто судьи рассматривают подобные материалы, не взирая на наличие недочетов. При этом у защиты есть еще ряд тактических и процессуальных возможностей добиться обоснованного решения о прекращении производства по делу (что сотрудники правоприменительного органа также понимают). 

Как показывает практика, противодействовать подобным незаконным действиям, защищать эффективно законные права и интересы как отдельно взятого сотрудника, так и торгового предприятия, можно и нужно. 

Леонид Ковалев,
адвокат Коллегии адвокатов «Адвокат Премиум».

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит