0/5

Российский e-commerce 2015: рост неизбежен

Российский e-commerce 2015: рост неизбежен
время публикации: 12:00  08 мая 2015 года
Рост рынка электронной коммерции в России превзошел прогнозы аналитиков. Однако отечественному e-commerce есть куда двигаться. В этом году прогнозируют еще больший рост, который может быть достигнут как за счет инфляции, так и органически.

Федор Вирин, партнер Data Insight, в своем выступлении на форуме «РИФ+КИБ 2015» рассказал о новом исследовании компании, проведенном совместно с InSales и PayU. В отчете за 2014 год, при создании которого были опрошены 3 472 онлайн-покупателя и 928 офлайн-покупателей, были представлены репрезентативные данные о поведении покупателей.

«Мы поняли одну очень важную и очень интересную вещь – мы немножко недооценивали рост e-commerce за каждый год. Соответственно, рост, который мы прогнозировали на уровне 25-27% на самом деле чуть-чуть выше», – подчеркнул Вирин. Так, в 2014 году объем онлайн-продаж в России составил 560 млрд руб, а номинальный рост рынка – 35%. При этом увеличился показатель интернет-покупателей из регионов.

1.jpg

Не обошлось и без зависимости от валюты: «Падение курса доллара и падение курса рубля приводят к одинаково разрушительным последствиям. Если курс рубля падал, все бросались тратить деньги, сколько было, и потом наступало затишье, – поясняет эксперт. – Падение курса доллара привело к тому, что все зажались и ждут «а вдруг он упадет еще».

На сегодня треть интернет-пользователей – более 25 млн – являются активными онлайн-покупателями, которые в среднем совершают 7,7 интернет-покупок в год. В качестве наиболее активных клиентов интернет-магазинов выступают люди с доходом более 75 тысяч рублей (10,7%).

Вместе с тем, россияне предпочитают совершать покупки онлайн из-за цены и удобства. При ответе на вопрос «почему онлайн, а не офлайн?» 48% ответили, что «в интернете этот товар стоит дешевле, чем в обычных магазинах», 33% – «в интернет-магазине проще и удобнее выбирать и сравнивать товары», а 31% – «в интернете удобно выбирать магазин с лучшей ценой». Вирин отметил, что «критерии выбора магазинов поменялись за последний год […] Топовые ответы – это единственное, что сидит в голове у людей. Человек мог выбрать несколько вариантов ответа, но в основном отмечали только один».

3.jpg

Если говорить о моделях покупок, то 40% онлайн-заказов являются спонтанными. «Лояльность – это сейчас основной драйвер развития не для электронной торговли, а для каждого конкретного магазина. И если раньше мы говорили «давайте набирать, набирать трафик», то последние два года мы говорим «ребята, берегите свой собственный трафик», – заключает Вирин.

При этом он также отметил, что под удобным интернет-магазином 39% опрошенных понимают магазин с наличием качественного описания товара, 37% – с наличием отзывов клиентов, а 32% – с наличием подробной и понятной информации об условиях доставки.

За последние два года также увеличилось количество людей, которые покупают и «тут», и «там»: в 2014 году доля кроссбордера по заказам составила 24%, в то время как годом ранее данный показатель держался на уровне 14%. «Если до 2013 года было только движение из кроссбордера в Россию, то в конце 2013-го – 2014 году мы видим, что появилось движение из России в кроссбордер […] Но доля по обороту выросла незначительно, потому что на самом деле средний чек заказов в Китае меньше 1,5 тысяч руб, в Европе и США – 3 тысячи руб и больше, поэтому средний чек растет не сильно».

2.jpg

Если говорить о способах доставки, то в 2014 году «Почта России» в очередной раз стала лидером в данной категории – 58% респондентов пользовались услугами данной компании для доставки своих товаров. При этом 41% прибегали к услугам курьера, а 32% – к ПВЗ интернет-магазина. По факту получения заказа 52% оплачивали покупку наличными, 25% пользовались банковской карточкой в момент формирования заказа, а 8% – электронными платежными системами.

Что касается прогнозов, Вирин отметил, что в 2015 году ожидается рост до 780 млрд рублей, где снижение курса национальной валюты и увеличение стоимости товаров добавят 25%, а еще 15-17% – то, что «даст сама электронная торговля». В целом, рост будет составлять около 40%.

За развитием e-commerce следила Изабелла Кодзокова

0
Реклама на New Retail. Медиакит