Собственная TMS-система VS внешнее решение: что лучше?
время публикации: 10:00 17 января 2022 года
За последние несколько лет ритейл-компании в различных секторах все больше автоматизируют логистические процессы. Они стараются сократить время на каждую операцию, составлять максимально эффективные алгоритмы, исключить человеческий фактор и возможность ошибок. Для этого бизнес использует TMS-системы. Разберемся, что лучше – самописные решения или внешние.
Элиза Кремнева, старший менеджер по работе с проектными клиентами Loginet.Синхронизируясь с сайтом компании, эти решения получают сведения о покупках на них: какие товары и куда нужно доставить. Далее они определяют характеристики продуктов, их вес и габариты, нужный район доставки, ситуацию на дорогах, доступные машины, водителей и еще много других параметров. Именно благодаря им логистика стала такой, как мы привыкли ее видеть – с быстрой доставкой в определенные интервалы.
Для бизнеса эти системы составляют оптимальные маршруты, следят, чтобы машины не ездили полупустыми и перегруженными; автоматизируют и ускоряют работу логистов.
Даже если компания не такая большая – скажем, у нее примерно 100 перевозок в месяц, без автоматизации всегда есть риск человеческой ошибки – или просто неправильно выбранного тарифа из нескольких предложений. Это может привести к существенному увеличению бюджета на логистику. Для бизнеса, у которого более 500 перевозок в месяц это уже необходимость. Невозможно представить все современные крупные онлайн-магазины без таких решений.
TMS-системы бывают как внутренние (над которыми работает команда конкретной организации), так и внешние (IT-компания создает и дополняет свое решение, и другой бизнес получает к нему доступ). Сейчас мы видим настоящую гонку бюджетов на внутреннюю разработку.
Но что лучше и правильнее: написать собственную систему или внедрить готовую? Есть мнение, что стоимость внешних решений падает, а обслуживание собственного только возрастает, но так ли это? Разбираемся в плюсах и минусах.
Посмотрим, сколько может стоить такой проект и во сколько обойдется поддержка его в рабочем состоянии.
В среднем для создания простейшего TMS-решения потребуется как минимум штат из двух Backend-разработчиков, одного Frontend-разработчика, одного аналитика и одного тестировщика (это уже около одного миллиона рублей в месяц). Если нужно более специфичное и сложное решение, стоимость его разработки ощутимо возрастает. Задача разбивается на следующие этапы.
1. Проанализировать и описать все бизнес-процессы. Понять, как они могут измениться в ближайшее время, что должно обязательно быть в системе;
2. Подобрать IT-команду силами собственного HR или аутсорсинговой компании;
3. Построить архитектуру решения: прописать, как все его части будут взаимодействовать между собой;
4. Обеспечить сервер для хранения данных, определить, где он будет находиться;
5. Разработать систему решения;
6. Протестировать ее;
7. Запустить пилотную версию;
8. Проверить работоспособность финальной версии;
9. Исправить неточности и ошибки;
10. Запустить итоговую версию TMS.
Даже при минимальном наборе требований процесс реализации от идеи до работоспособности проекта займет не менее года. C финансовой точки зрения за этот срок смета ощутимо может выйти за рамки запланированной. Аренда помещений, серверов; зарплата программистов растет чуть ли не с каждым месяцем.
Плюсы собственного решения:
● Решение будет написано под собственные бизнес-процессы и будет полностью соответствовать всем операциям заказчика. Очень удобно иметь собственную TMS.
● Можно попросить прописать специфические функции, необходимые конкретному бизнесу.
● С помощью собственной TMS-системы часто бывает удобнее масштабировать бизнес.
● Данные остаются в корпоративной системе компании, уменьшается риск их слива или потери.
Минусы собственного решения:
● Только IT-команда будет стоить не менее 12 миллионов рублей в год, не говоря о затратах на серверы, интеграцию и дополнительные сервисы. Далеко не все компании могут позволить себе такие траты.
● Нельзя просто создать решение и дальше просто использовать его. Технологии совершенствуются, и IT-команде придется дополнять его инфраструктуру, добавляя новые возможности. Плюс, нельзя забывать и о том, что системы с огромным количеством данных могут стать лакомым куском для злоумышленников, которые могут сканировать их, отыскивая уязвимости.
ИБ-специалистам необходимо самим прорабатывать эти моменты, проверять системную защиту от атак. В противном случае компанию ожидает катастрофа – и когда это произойдет, только вопрос времени. Не исключено, что бизнес со сравнительно небольшим оборотом не сможет выйти в плюс при таких расходах и встанет вопрос о рентабельности такого решения.
● Также необходимо учесть, что далеко не все параметры TMS заранее известны при написании технического задания. Учесть все нюансы сложно даже очень опытным специалистам. А если у команды (как бизнес, так и IT) не так много знаний в этой сфере, неточности в ТЗ неизбежны. Дополнительные требования могут появиться на любом этапе – и каждое может сломать логику системы и привести к дополнительным переделкам и исправлениям. В самом худшем случае начинать разработку придется заново – и терять время и деньги.
● Воспользоваться таким решением сможет только одна компания-разработчик. Маловероятно, что кто-то из конкурентов будет готов передать все свои данные системе заинтересованной стороны. Это значит, что шанс «отбить» затраты на разработку с помощью других организаций очень мал. Как правило, такие системы будут окупаться, только если рассчитаны на большое число игроков.
● С собственным решением бизнес не получает необходимую поддержку и экспертизу на рынке. Как правило, разработчики TMS-систем общаются с огромным количеством компаний и быстро накапливают огромный опыт, который тут же применяют на практике. Они точно знают, как максимально быстро и эффективно достичь результата – и смогут подсказать и своим клиентам.
Читайте также: На пятой передаче: как изменится складская логистика в экспресс-доставке продуктов в ближайшем будущем
Подведем итоги.
Вам можно рекомендовать самим разрабатывать IT-решение, если:
● У вас крупный и устойчивый бизнес с широкой сетью поставок.
● Большая часть вашего оборота – от онлайн-продаж.
● У вас очень опытная команда, которая способна идеально проанализировать все бизнес-процессы.
● Вы готовы каждый год увеличивать затраты на IT-команду и это заложено в ваш план на ближайшее время.
● Вы осознаете, что ошибки время от времени неизбежны и решение придется корректировать – и закладывать на это дополнительный бюджет.
Мы не рекомендуем вам работать над собственной TMS-системой, если:
● Вы только заходите на рынок и начинаете работу.
● Вы понимаете, что ваше решение может не окупиться.
● У вас не хватает экспертизы и вам время от времени нужно будет подключать экспертов со стороны.
● Вы не можете позволить себе оплату опытных программистов и готовы рассмотреть начинающих или средних специалистов. В этом случае неминуемы ошибки и сбои, за которые придется расплачиваться как финансово, так и репутационно.
Проект по созданию собственного решения может показаться весьма перспективным, масштабным и очень выгодным решением, но только на первый взгляд. Будучи профессионалами в своей сфере (торговле или какой-либо еще), охватить IT-индустрию и учесть все ее нюансы практически невозможно.
Поэтому мы рекомендуем очень тщательно проанализовать каждый бизнес-процесс и рассчитать, какое решение для вас выгоднее.
Элиза Кремнева,
старший менеджер по работе с проектными клиентами Loginet.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...