Управление рисками в цепочке поставок: эффективный алгоритм в новых условиях
О том, какие риски нужно оценивать производственным, торговым и логистическим компаниям при управлении цепочкой поставок рассказывает Сергей Ковганко, генеральный директор компании Vedexx.
Значение цепочек поставок для бизнеса и его результативности
Цепочка поставок — последовательная система процессов и действий между компаниями: производство, хранение, транспортировка и распределение товаров от поставщика до конечного потребителя. Грамотно составленная цепочка поставок обеспечивает эффективную и бесперебойную поставку товаров в соответствии с потребностями рынка.
При этом должны учитываться различные факторы, например, снабжение, логистика, транспорт, планирование и управление заказами. Это позволяет сократить издержки, улучшить качество продукции, сократить временные и финансовые затраты, а также удовлетворить запросы потребителей.
Если коротко, то управление рисками в цепочке поставок — это процесс, с помощью которого компания предпринимает стратегические шаги по выявлению, оценке и снижению всех рисков в сквозной цепочке поставок своего бизнеса.
Высокоэффективные цепочки поставок позволяют компаниям достигать доход выше среднего в своей отрасли. Например, если еще 10 лет назад предприниматели не относили управление цепочками поставок к бизнес-стратегиям, то в 2023 году мы видим прямо противоположную ситуацию.
Сегодня удовлетворенность клиента считается одним из основных факторов, который влияет на рентабельность бизнеса. Это подтверждает и статистика. По данным Gartner, около 83% компаний все чаще признают важнейшую роль цепочки поставок в улучшении качества обслуживания клиентов и в настоящее время уделяют приоритетное внимание клиентскому опыту в своих бизнес-стратегиях. Вывод простой: насколько будет удовлетворен конечный покупатель, зависит от эффективно выстроенной цепи поставок.
Факторы риска
● Санкции
После санкций, введенных против России в 2022 году, множество цепочек поставок были нарушены: некоторые удлинились — добавились новые поставщики.
Кроме того, в нашей стране не строится столько кораблей, чтобы закрывать потребности отечественных грузоперевозчиков, поэтому судна арендуются или покупаются у других стран. В этих условиях появились сложности с фрахтованием и покупкой транспорта, особенно морского. Также санкции и закрытие границ привели к нарушениям сроков поставок. В среднем задержки увеличились на 1-2 месяца.
● Поставщики
В качестве дополнительных звеньев новой цепочки поставок, можно выделить различных посредников. Они помогают проводить закупку, доставку, переводить валюту. Кроме того, появились брокеры из других стран, работающие с ценными бумагами. Увеличение числа звеньев привело к дополнительным рискам по каждому действию: проверки платежей, возросшая работа с документами, большое число посредников для оплат. К рискам, связанных с поставщиками, следует подходить стратегически, меняя состав посредников и диверсифицируя базу поставщиков.
● Валюта
Из-за невозможности осуществлять доставку из США и европейских стран в связи с санкциями, товары ввозятся через дружественные страны, Турцию и ОАЭ. Расплачиваются компании с поставщиками через валюту каждой страны. В этом случае добавляется больше цепочек, которые связаны с риском: курс валют.
Например, турецкая лира очень нестабильна, а инфляция в стране повышается. Поэтому в этом месяце компания не сможет заплатить за то же количество товара сумму, которая была потрачена в прошлом месяце. Товар дорожает с каждым разом на несколько процентов.
● Кибербезопасность
Утечки данных, сбои в работе и атаки вредоносного ПО являются наиболее распространенными киберрисками, связанными с проблемами в цепочке поставок. Атаки могут исходить откуда угодно, и критически важно, чтобы каждая организация всегда следила за своими протоколами информационной безопасности.
Например, кибератаки через третьи стороны или со стороны поставщиков являются привлекательным вариантом для хакеров и злоумышленников. Иногда эти третьи стороны находятся в частном секторе и не подчиняются тем же нормативным требованиям и требованиям безопасности, что и покупатель, или это могут быть просто небольшие компании, у которых нет персонала для полноценной программы информационной безопасности. Эти вопросы должны быть учтены во время комплексной проверки и до начала закупок.
@Freepic
Ключевые принципы и инструменты к управлению рисками в цепочке поставок
Существует одно простое правило: чем крепче и короче каналы, тем быстрее и качественнее все участники операции получают результат. Короткой цепью легче управлять на всех этапах поставок. Чтобы улучшить надежность цепочки, слабые детали удаляются навсегда, либо заменяются на варианты посильнее.
При этом, не стоит чрезмерно сокращать «звенья», некоторые из них помогают бизнесу быть гибче, избавив от ригидности и зависимости от одного или двух поставщиков. Согласно опросу, проведенному McKinsey, более 90% руководителей высшего звена в цепочках поставок намерены сделать свои цепочки поставок гораздо более гибкими, динамичными и устойчивыми. Это ответ на вызовы, которые сделали цепочку поставок широко распространенной темой для разговоров. Особенно после пандемии и геополитических конфликтов.
Гибкая цепочка поставок по своей природе более устойчива. Поэтому проверенные поставщики, согласованные четкие регламенты, отработанные сценарии уменьшают возникновение временных издержек и возможных рисков.
Сейчас не все компании и импортеры способны оценить и быстро перераспределить собственные риски. В ситуации, когда весь груз доставляется на одной единице транспорта, при непредвиденных обстоятельствах увеличивается срок поставки всей партии. Подобная задержка может остановить производство и привести к финансовым потерям. Поэтому важно диверсифицировать риски, распределяя груз между надежными перевозчиками. Чтобы провести операцию выгоднее, важно иметь доступ к условиям всех транспортных компаний, проанализировать рынок ВЭД.
Немаловажно снизить влияние человеческого фактора. Сегодня поиск подходящих условий перевозки осуществляется можно сказать по старинке, посредством запроса условий у агентов и линий по электронной почте. Сбор данных обычно занимает несколько дней и на момент принятия решения информация может уже потерять свою актуальность.
Рынок ждет такое решение, которое автоматизирует сбор данных и сам процесс оформления, организации перевозки от заявки до двери. Объединит ставки морских линий и жд операторов, расписание судов и поездов, информацию о наличии контейнерного оборудования в стоках, информацию о загруженности терминалов и станций, сможет прогнозировать риски возникновения задержек и сроки доставки, позволит закрыть вопрос с документооборотом.
Инструкция: как выстроить или скорректировать цепочку поставок
Один из ключевых этапов заключается в планировании и создании цепочки поставок, которая точно настроена на конкретные бизнес потребности, сектор, в котором вы работаете, и рынок, который вы обслуживаете. На этом этапе сначала необходимо определиться с целями цепочки поставок и указать метрики, которые будут использоваться для отслеживания прогресса в их достижении. Затем переходить к построению цепочки поставок в соответствии с этими показателями.
Читайте также: Курс на Восток: как выйти на российские маркетплейсы с азиатскими товарами
Метрики эффективности цепочки поставок
Сложные взаимозависимости между различными отделами, командами, компаниями-партнерами должны управляться и направляться так, чтобы максимизировать эффективность операций и минимизировать затраты. Для выполнения такой сложной и колоссальной задачи необходимы метрики эффективности и ключевые показатели эффективности, чтобы управленческая команда могла видеть деятельность «с высоты птичьего полета» и эффективно принимать ключевые решения.
Эффективность управления цепочками поставок компании может быть оценена и измерена различными способами. Компании выбирают определенные критерии измерения в зависимости от типа своего бизнеса. Например, транспорт может делать акцент на своевременной доставке, продажи могут быть сосредоточены на запасах, связанных с обслуживанием клиентов. В любом случае, наличие метрик устраняют разрыв между планированием и исполнением в цепочке поставок, отслеживая затраты, ценность и обслуживание.
Как правило, при работе с управлением цепочками поставок устанавливаются следующие метрики:
● Стоимость. Здесь могут пригодиться метрики затрат, поскольку они могут помочь компании определить области фискальной неэффективности и внести необходимые изменения для повышения прибыльности. Затраты на хранение запасов, которые показывают бизнесу, сколько денег тратится на хранение товаров на складе — один из популярных показателей.
● Оборачиваемость запасов. Это показатель, который помогает получить более четкое представление об эффективности цепочки поставок, а также о практике закупок в организации. Более того, этот KPI также поможет точно оценить спрос на ваши услуги/продукты.
● Доставка в полном объеме и в срок. Как своевременные отгрузки, так и оперативная доставка очень важны для успеха компании, особенно с точки зрения логистики электронной коммерции, поскольку индустрия онлайн торговли очень зависит от своевременных и безопасных поставок. Этот показатель должен регулярно отслеживаться и измеряться, чтобы получить точную картину того, насколько хорошо бизнес обслуживает своих клиентов.
Независимо от специфики бизнеса или компании, эти метрики являются достаточно универсальными. Более того, они могут быть адаптированы в зависимости от конкретных потребностей и стратегии компании.
Как выстроить цепочку поставок?
При построении классической цепочки поставок лучше использовать следующий алгоритм:
1. Комплексно оценить риски в цепочке поставок и определить приоритетные звенья, требующие особого внимания;
2. Найти способы диверсификации рисков: при закупке товаров, комплектующих, сырья, а также при планировании и организации логистики;
3. Минимизировать влияние человеческого фактора на каждом этапе и использовать цифровые решения для автоматизации процессов;
4. Своевременно корректировать приоритеты по разным категориям закупок, так как это может стать источником дополнительных расходов;
5. Цепочка поставок — это динамичный процесс, поэтому надо уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.
Сергей Ковганко,
генеральный директор компании Vedexx.
Для NEW RETAIL
Последние новости
Самое популярное
- Самые высокооплачиваемые вакансии ноября-декабря в области ритейла
- Изменения в маркировке безалкогольных напитков: как принимать и списывать товары...
- 12 фактов о главной выставке в индустрии моды России – CPM
- Что продавать на Российских маркетплейсах в 2025 году: лучшие ниши и товары
- Как бизнесу выжить в «алом океане»: мнения экспертов