0/5
В преддверии 1 марта: готов ли рынок к введению обязательной маркировки обуви, и как новое требование отразится на бизнесе?

В преддверии 1 марта: готов ли рынок к введению обязательной маркировки обуви, и как новое требование отразится на бизнесе?

В преддверии 1 марта: готов ли рынок к введению обязательной маркировки обуви, и как новое требование отразится на бизнесе?
Эксперимент по маркировке обуви вступает в завершающую стадию. С 1 марта станет невозможным легально ввозить и реализовывать немаркированную продукцию.
О том, каковы итоги эксперимента, готов ли рынок к торговле с учетом новых требований, как отразится введение обязательной маркировки обуви на себестоимости и розничной стоимости продукции, мы спросили у Константина Бондаренко, заместителя генерального директора BMJ-logistics.

* * *

Какой на сегодняшний день объем игроков рынка, которые уже наносят маркировку?

В преддверии 1 марта: готов ли рынок к введению обязательно маркировки обуви, и как новое требование отразится на бизнесе?Эксперимент по маркировке обуви длится уже больше года, а с первого марта оборот немаркированой продукции будет запрещен – ее нельзя будет ввозить и продавать на территории РФ. Около 90% участников рынка уже наносят маркировку. Делается это в первую очередь для того, чтобы отработать сам процесс ее нанесения, ведь он довольно сложный с точки зрения ИТ. Так, через личный кабинет надо получить Gtin на каждую партию, потом отправить в систему «Честный знак» для получения штрихкода DataMatrix.

Если речь идет о единичном изделии – это одно, но большие объёмы вручную не обрабатывают. Для этого формируются ИТ-отделы, которые создают специальные автоматизированные комплексы для обмена данными с системой «Честный знак». 

К тому же, DataMatrix нужно распечатать на специальных принтерах в месте маркировки. Если мы говорим про импортеров, то это логистические склады в Европе, а также склады производителей. Для это коды DataMatrix передаются исполнителю в электронном виде, там они печатаются и клеятся на определенную пару обуви своего цвета, размера и модели. Самое главное – ничего не перепутать. Это довольно трудоемкий процесс, который требует автоматизации, поэтому уже около года участники рынка наносят маркировку для того, чтобы процесс был отлажен. 

Именно поэтому можно говорить о том, что 90% обувных товаров уже маркируются. К тому же, участники рынка не хотят, чтобы к 1 марта у них на складах были непомаркированные остатки.

А сигареты?

90% табачных изделий производится в России, импорта практически нет. Это обусловлено высокими пошлинами и заградительными барьерами, поэтому производители сигарет уже давно оснастили свои производства специальным оборудованием по маркировке. 

На сигаретах очень мало места, и DataMatrix должен быть очень компактным, но читаемым. Это достигается путем лазерной гравировки, которая довольна непроста в эксплуатации. Поэтому те, кто занимаются производством табачной продукции, уже установили у себя на производствах эти лазерные принтеры. 

Если кто-то еще не начал маркировать товары из этих двух сегментов, то это скорее всего мелкие производители и индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на обувных товарах. Однако есть все основания предполагать, что с первого марта они просто уйдут с рынка, так как не смогут оформить этот процесс.

Если производители не успели пройти маркировку, то это связано с тем, что они просто не поняли, или не смогли интегрировать это применительно к себе? 

Да, я думаю, что это так, либо они просто не хотят это делать. Стоит помнить, что есть еще рынки типа «Садовод», «Лужайка», где подается китайская обувь, которая скорее всего ввезена нелегально. Вот такие каналы сбыта прикроются с первого марта, так как любая проверка контролирующих органов приведет к закрытию организации.

В преддверии 1 марта: готов ли рынок к введению обязательно маркировки обуви, и как новое требование отразится на бизнесе?
 
А как этот закон вообще отразится на бизнесе? На крупном, на мелком, на среднем? 

Для легального бизнеса, я думаю, он даст только положительный эффект, потому что меньше станет китайских товаров, которые ввозятся по «серым схемам». А для крупного бизнеса подорожание на 50 копеек (стоимость одного кода DataMatrix) не так существенно, как тот факт, что в продаже останутся только легальные поставщики. 

Т.е. получается, что останется только настоящая, подлинная обувь и, соответственно, если кто-то не сможет купить «серую» обувь, то у официальных производителей могут увеличиться еще и объемы?

Да, ведь борьба с нелегальным ввозом является одним из аспектов введения обязательной маркировки. Ее суть в том, чтобы товарные потоки были под контролем – от стадии ввоза или производства до розничной продажи. Поэтому легальные участники рынка получат только преимущества. А мелкому бизнесу придется адаптироваться и выживать. 

Можно в процентном соотношении или как-то иначе оценить дополнительные затраты при нанесении маркировки на обувь и сигареты? 

Сигареты оценить я не возьмусь, так как это очень специфический рынок. 

У нашей компании одна из исторически сложившихся специализаций — организация доставки в Россию одежды и товаров fashion-индустрии, поэтому мы уже давно принимаем участие во всех рабочих группах и пилотных проектах по маркировке обуви и одежды.

Импортер может выбрать – наносить маркировочные знаки на производстве или же воспользоваться услугами логистических компаний. Производители зачастую не берутся за это. Логистические же компании предлагают услугу по маркировке товаров в Европе. Ее стоимость – 50-80 евроцентов за марку, а сам код маркировки стоит 50 копеек, не думаю, что это существенно, поэтому нет оснований полагать, что это как-то повлияет на себестоимость продукции. 




Читайте также: Мнение экспертов о маркировке товаров: сложности, к которым нужно готовиться всем участникам товарной цепочки



 
А можно ли сказать, что вырастет себестоимость продукции у тех компаний, которые решат наносить маркировку не через логистов, а самостоятельно?
 
Нет, это не колоссальные деньги. Принтеры и бумага не стоят дорого. Самая затратная часть – это зарплата сотрудников, от которых нельзя отказаться. Если на наш логистический склад приезжает партия обуви, то мы должны ее разгрузить, вскрыть каждую коробку, все достать. Все это делают люди, а самая главная затратная часть – это ручной труд, который автоматизировать сейчас не представляется возможным.

New Retail

время публикации: 10:00  12 февраля 2020 года
0
Теги: интервью, маркировка


Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на новости ритейла

Согласен с политикой конфиденциальности