Зачем складу красота? И есть ли на неё спрос?
время публикации: 10:00 10 февраля 2022 года
Отношение людей к внешнему виду объектов городской инфраструктуры меняется. Они должны быть не только функциональными, но и эстетически привлекательными. С жилой недвижимостью, торговыми объектами, парками всё понятно. Казалось бы, при чем здесь склады? Как меняются требования арендаторов и владельцев к эстетике складских объектов? И в чем причины этих изменений?
О том, где искать красоту в промышленном здании, зачем арендаторам красивый склад и какова цены индустриальной эстетики рассказал Артем Пичугов, Директор по управлению недвижимостью Radius Group.Отношение к пространству, которое нас окружает, меняется, запросы людей растут. Городская среда теперь просто обязана иметь развитую инфраструктуру, благоустроенные дворы, продуманные общественные пространства, а также зеленые зоны и многое другое.
Эстетика, урбанистика, гармония, баланс разнообразных территорий и т.д. – это все определяет индекс качества городов и пространств.
При чем здесь склады?
Это тоже территории жизни людей, место где они проводят по 12 часов в день, сотни гектаров индустриального пространства, находящиеся за общей канвой города, но являющиеся ее неотъемлемой смысловой и функциональной частью. Должны ли они быть внешне красивыми или достаточно «богатого» внутреннего наполнения (автоматизированных систем, цифровизации, современного оборудования) и высокой инвестиционной привлекательности?
Индустриальная эволюция
По определению, склад предназначен для хранения и обработки товаров. Именно фокусировка на товаре определяет, что складские помещения – это про эффективность, утилитарность и прагматичность. В то же время склад – это бэк-офис для подавляющего большинства бизнесов. И если для офисной недвижимости важны такие характеристики, как престижность, дороговизна отделочных материалов, необычный дизайн-проект и, наконец, вид из окна, то складскую недвижимость выбирают совершенно по другим прагматичным критериям.
Необычные формы и материалы здесь скорее минус, чем плюс, т.к. стандартизированные технологии хранения товаров диктуют свои правила, а стоимость конструкции напрямую ляжет на стоимость обрабатываемых внутри товаров.
С течением времени склады меняются, мы видим эту эволюцию внутри и преображение объектов снаружи. Красота на склады приходит вместе с людьми: современные логистические комплексы, несмотря на повышение уровня автоматизации, «комплектуются» всё большим количеством людей, которые работают на их территории.
Сейчас мы видим среди компаний определенную борьбу за персонал и удерживают работников не только зарплатами, но и создавая в индустриальных объектах комфортные условия для работы и отдыха.
В практике Radius Group были примеры, когда компании в целях экономии закрывали свои центральные офисы в Москве и перевозили весь персонал в офисные помещения на складе. Также всё чаще мы видим ситуации, когда при складских помещениях формируются места работы сопутствующих подразделений: колл-центров, интернет магазинов. При складах открываются клиентские пункты выдачи товаров, т.е. покупатели приезжают за товаром непосредственно на склад.
Таким образом, выбирая склад компании оценивают не только практическую необходимость (требуемую для товаров), но и на эстетическую красоту объекта (оцениваемую людьми). Это мотивирует складских девелоперов по-новому смотреть на строительство однообразных складских коробочек.
«Зеленый» идет всем
В Индустриальном парке «Южные Врата» собрано 550 000 м2 индустриальных объектов в одном месте, но территория не выглядит депрессивной, наоборот, наш парк часто становится местом съемок, приезжают коллеги с телевидения и фотографы специализированных изданий потому что здесь индустриальные пейзажи привлекательны – яркие разноцветные здания, зеленые газоны, чистота.
Уделяется большое внимание деталям, которые в комплексе формируют ту самую красоту складских помещений. Плюсом, конечно, является тот факт, что у нас полностью все склады «зеленые», сертифицированные, в парке создана красивая въездная группа, чистая территория, ухоженные газоны, высаженные деревья, размеченные парковочные места, покрашенные металлические поверхности, ровно установленные знаки навигации, цветовые решения панелей стен, – все это создает эстетическую красоту прагматичных складских комплексов.
Есть ли спрос на красоту?
Каждый первый арендатор хочет красивый, аккуратный, качественный склад. Особенно если речь идет о новом строительстве. Ожидания клиентов, отдавших за объект сотни миллионов или миллиарды, всегда одинаковы – объект должен соответствовать всем критериям нового товара и внутри, и снаружи. Тем более сейчас мы видим среди компаний определенную борьбу за персонал и удерживают работников не только зарплатами, но и создавая в индустриальных объектах комфортные условия для работы и отдыха.
Скрасить рутину помогают комфортные условия, а общая эстетика поддерживает позитивный психоэмоциональный настрой.
«NC Logistic – специализированный логистический 3PL-оператор. Компания работает с готовыми формами фармацевтической продукции, медицинскими изделиями, продукцией лабораторного назначения. В свою очередь, это требует особого отношения к содержанию помещений (это стандарты GDP, в некоторых случаях и GMP). Белые халаты фармацевтов и провизоров – это не просто форма одежды, это часть культуры фармацевтической логистики.
Немаловажным является рабочий настрой персонала. Скрасить рутину помогают комфортные условия, а общая эстетика поддерживает позитивный психоэмоциональный настрой.
Если театр начинается с вешалки, то логопарк с въезда на территорию - КПП. Имея многолетний опыт работы в разных локациях, могу сказать, что для посетителей и резидентов важно, как их «встречают» (максимальный комфорт – это возможность въезда в парк через КПП не выходя из машины). Наши клиенты ценят удобство парковки, чистоту логопарка, его пейзажи в виде зеленых насаждений и газонов.
Читайте также: Как современные склады снижают потери в ритейле
В сфере качественных складских комплексов наметилась тенденция на внешнюю и внутреннюю эстетическую эволюцию объектов. Сегодня индустриальные и логистические объекты на радость резидентам и их посетителям приобретают более дружелюбный и приветливый вид. Думаю, что «тренд на красоту» будет сохраняться в ближайшие годы», - поделился управляющий директор NC Logistic, Гарольд Власов.
«Обычно владельцы складов не очень задумываются о красоте и приятности своих объектов, больше думают о практичности и функциональности. Думаю, что это происходит в силу «привычки» или отсутствия требовательности клиентов в отношении эстетики объектов. Однако сделать место работы приятным, куда люди приходят на работу каждый день, можно не дороже обычной складской отделки.
Хороший пример – это потолок в офисных блоках складов. Подвесные квадратные панели на потолке давно устарели. Гораздо интересней вообще не делать подвесной потолок, а оставить бетон с коммуникациями, покрасить его краской в стиле лофт, добавить немного декоративных панелей в причудливых формах, поглощающих звук. Сюда захочется приходить, а посетителей у склада много: сотрудники, водители, поставщики, подрядчики, и даже иногда клиенты», - Игорь Алюшин, директор по логистическим операциям и транспортной логистики Leroy Merlin.
Еще один пример – DPD, где оценивается привлекательность складского комплекса в первую очередь с точки зрения функциональности. Здесь уделяется большое внимание организации внутреннего рабочего пространства: удобству установки сортировочного оборудования и его дальнейшей модернизации и дооснащения, инфраструктуре, надежности элементов конструкции.
По данным DPD, все вышеперечисленное играет важную роль в найме новых сотрудников. Кандидаты оценивают не только уровень заработной платы, но и рабочее место: насколько быстро и удобно можно добраться до работы, безопасность и автоматизированность рабочих процессов. По этим признакам оценивается уровень заботы о сотрудниках. Поэтому привлекательность и удобство складского комплекса может выгодно отличать работодателя в глазах соискателя.
Понимая стратегические задачи объекта, заказчики стремятся к его реализации по собственному техническому заданию, которое предусматривает наличие уникальных требований компании к будущему складу, это подтверждает статистика по итогам 2021-го значительная доля в структуре ввода пришлась на объекты, реализованные по схеме built-to-suit, склады строились в основном уже под конкретного заказчика, и тенденция сохранится в 2022-2023 году.
Артем Пичугов,
Директор по управлению недвижимостью Radius Group.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...