0/5

«Березка», «фирма» и 5 пар джинсов: особенности шопинга в Советском Союзе

«Березка», «фирма» и 5 пар джинсов: особенности шопинга в Советском Союзе
время публикации: 09:50  05 марта 2015 года
Российская реальность меняется настолько стремительно, что завтра мы вполне можем услышать от спешащей куда-то соседки: «Бегу в магазин, там сапоги румынские выкинули». Хотя и румынских может не быть – как-никак санкции.
Читая новости об очередном запрете чего-нибудь иностранного, я каждый раз вспоминаю, как мои родители ездили закупаться в столицу. Нужны сыну югославские ботинки – ЦУМ, нужны джинсы – тетя из Болгарии привезет. Да даже за «московской» колбасой приходилось ехать туда, где ее якобы произвели. Виной тому был пресловутый «железный занавес», который в те годы только начинал приподниматься. Прошло несколько десятилетий, и наша страна вновь готовится к тому, чтобы его опустить. 

Уинстон Черчилль, который 5 марта 1946 года употребил выражение «железный занавес» в ставшей знаменитой Фултонской речи, очень удивился бы, что определение, которые он использовал, описывая линию раздела Европы после Второй мировой, до сих пор актуально.

«Березка», «фирма» и 5 пар джинсов: Особенности шопинга в Советском Союзе

Но человек, как известно, привыкает ко всему. Советские граждане, жившие в условиях опущенного «железного занавеса», умудрялись найти выход из ситуации. Так что шопинг в СССР, в отличие от секса, все же был. Просто у него существовали некоторые особенности.

Нерусские «Березки»


До 1965 года приобрести иностранные товары в СССР было крайне сложно. По крайней мере сделать это легально было практически невозможно. В столице уже открылись «Детский мир» и универмаг «Москва», прошел первый показ Кристиана Диора, но купить «фирму» было по-прежнему негде. 

И вот в 1965 году на Ленинском проспекте открылся образцово-показательный универмаг «Лейпциг». Это было настоящее явление даже для застойных лет, когда пресловутый «занавес» немного приподнялся. В «Лейпциге» и подобных ему фирменных магазинах стран соцлагеря, ставших прообразом современных ТЦ, можно было купить качественные детские игрушки или, например, сигареты – производства хоть и Восточной, но все же Европы.

«Березка», «фирма» и 5 пар джинсов: Особенности шопинга в Советском Союзе

Однако настоящим «капиталистическим оазисом» в советской товарной пустыне стала, конечно же, сеть с патриотичным названием  - «Березка». Собственно, весь патриотизм заканчивался именно на названии. Для рядового советского гражданина «Березка», а если точнее, возможность закупаться именно в этом магазине, стала символом карьерного успеха и благополучия. 

Однако попасть в «Березку» могли лишь избранные. К оплате  в магазине, полки которого ломились даже во времена тотального дефицита, принималась только валюта или специальные разменные чеки «Внешпосылторга». 

Согласно суровым советским законам расплачиваться валютой гражданин СССР права не имел – махинации с иностранными деньгами строго карались. Хотя в те годы была особая категория посетителей «Березки» - те, кто работал за границей и получал зарплату не в «деревянных», а в валюте. Хранить на руках заработанное за рубежом на разрешалось, средства переводились на специальный счет во Внешторгбанке. По возвращении на родину деньги возвращали. Правда, не в валюте, а в тех самых чеках, которые открывали двери в спецмагазины, где можно было приобрести все – от водки и икры до японских магнитофонов. Надо отметить, что обменивались «валютные» чеки по не самому справедливому курсу – 1 к 1.
Естественно, чеки мгновенно стали предметом спекуляций – в 70-е годы их продавали по два рубля, а десятилетие спустя уже по три.

Происхождение чека продавцов «Березок» интересовало мало. Опасность заключалась в повышенном внимании к покупателям спецмагазинов со стороны КГБ – за каждой торговой точкой был закреплен определенный сотрудник. Гражданина, не сумевшего объяснить, откуда у него на руках появился советский эквивалент валюты, ждали весьма серьезные неприятности.

Березка», «фирма» и 5 пар джинсов: Особенности шопинга в Советском Союзе

Сеть «Березок» существовала до 80-х годов, пока к власти в СССР не пришел Михаил Горбачев, одна из реформ которого заключалась в борьбе с привилегиями. Покупка и продажа иностранной валюты была разрешена, и существование специальных валютных магазинов попросту утратило свой смысл.

Фарцовка – двигатель торговли


Как уже говорилось выше, в какой-то момент «железный занавес» между Советским Союзом и остальным миром стал подниматься. В сторону стран социалистического лагеря двинулся пока еще робкий ручеек граждан СССР. 

После унылых полок советских магазинов европейское изобилие казалось сказкой, и устоять перед соблазном удавалось далеко не всем. Возвращаясь домой, граждане тащили с собой чемоданы, забитые иностранными товарами. Часть перекочевывала в их жилища, а часть оседала в руках спекулянтов. Или как их тогда называли, фарцовщиков. 

Само слово «фарцовщик» происходит от английского for sale – «на продажу». Собственно, продажами и перепродажами эта не самая законопослушная часть граждан и занималась. Причем занималась с успехом – с фарцовки начинали свою карьеру владелец компании «Глория Джинс» Владимир Мельников, владелец знаменитого эскорт-агентства Петр Листерман и основатель русской национальной пирамиды Сергей Мавроди. Поговаривают, что с подобной деятельности начинали певец Юрий Лоза, «физрук» Дмитрий Нагиев и основатель группы компаний «Тинькофф» Олег Тиньков.

Березка», «фирма» и 5 пар джинсов: Особенности шопинга в Советском Союзе

Фарцовщики даже изобрели собственный жаргон, сегодня кажущийся смешным и диковатым. Так, собственно предмет торговли – импортная одежда, техника или любые заграничные мелочи – назывался «фирмой», а любой иностранец, как потенциальный источник «фирмы» - «фирмачом».

Туристов из Великобритании фарцовщики называли «бритишами», американцев «штатниками», а югославов «югами». Различие делалось между гражданами ГДР и ФРГ – первых именовали «дедеронами», а вторых «бундесами». Каждого из них грамотный фарцовщик пытался «разбомбить» - выменять или перекупить по дешевке импортные товары, которые затем перепродать согражданам.

Каждый гражданин страны Советов знал, где в его городе можно купить настоящие американские джинсы Montana, плащ из болоньи или спортивный костюм Adidas. Правда, позволить себе это мог не каждый – спекулянты завышали цены в 2-3, а то во все пять раз. Но выбора не было, и советским «шопоголикам» приходилось экономить: на этом рынке действовало железное правило «не хочешь – не бери». 

Березка», «фирма» и 5 пар джинсов: Особенности шопинга в Советском Союзе

Часто фарцовщики совмещали свою деятельность с мошенничеством. Классический пример такой махинации хорошо показан в фильме «Влюблен по собственному желанию», где героиня, пытающаяся купить что-нибудь помоднее, приобретает в итоге кучу старого тряпья.

Конец эпохе фарцовки положили «челноки», в начале 90-х наладившие прямое сообщение между умиравшим СССР и соседними странами. 

Таможня дает добро


Если за занятие фарцовкой по закону привлечь к ответственности было нельзя – соответствующей статьи в Уголовном кодексе не существовало, то контрабанда считалась тяжким преступлением.
А между тем, это был еще один канал поставки в Советский Союз вожделенного гражданами импорта.
Контрабанда в СССР работала в основном на ввоз – везти иностранцам на продажу было особо и нечего. Правда, по воспоминаниям оперативников, работавших в 70-80-е в органах, за рубежом охотно покупали нелегальный антиквариат из страны победившего социализма: иконы, картины и самые разные предметы быта на ура продавались на европейских аукционах.

Контрабандисты ввозили товар партиями – в отличие от «фарцы», промышлявшей единичными закупками. Для борьбы с контрабандой при Комитете госбезопасности даже было создано специальное подразделение - отдел по борьбе с контрабандой и организованной преступностью следственного отдела КГБ СССР. По его данным, только в 80-е в одной Москве проживало порядка 30 тысяч контрабандистов, меньше сотни из которых привлекались к ответственности. По закону, в те годы за занятие контрабандой можно было запросто получить 10 лет тюрьмы.

Березка», «фирма» и 5 пар джинсов: Особенности шопинга в Советском Союзе

Часто контрабандистами становились те, кто по долгу службы часто ездил за границу – спортсмены, моряки и актеры. Например, одна пара фирменных джинсов еще могла быть «прощена» дотошным таможенником, а вот несколько уже вызывали сомнение в законопослушности въезжающего. Поэтому контрабандисты  надевали на себя сразу по пять пар джинсов. Если учесть, что стоимость их порой достигала 200 рублей при средней зарплате в 120, то доход получался весьма неплохим.

С контрабандой некоторые СМИ связывают и имя почетного президента Олимпийского комитета России Леонида Тягачева. В 1978 году Тягачева, тогда трудившегося старшим тренером сборной СССР по горнолыжному спорту, задержали в аэропорту «Шереметьево». При досмотре в коробке из-под горных лыж у него якобы нашли 200 пар джинсов – будущий глава олимпийского комитета уже тогда мыслил масштабно. В итоге Тягачеву сделали скидку на спортивные заслуги и зарубежные штаны просто изъяли, не став возбуждать уголовное дело.

В тонкостях советского шопинга разбирался Дмитрий Ковальчук

0
Реклама на New Retail. Медиакит