Это по любви: как сделать хобби своим бизнесом
время публикации: 11:00 09 ноября 2014 года
«Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». Об этом, наверное, мечтает каждый, но далеко не каждый набирается смелости что-то изменить в своей профессиональной судьбе. В качестве мотиватора мы подготовили для вас истории людей, которые сделали работой свое хобби. Теперь любимое занятие приносит им не только удовольствие, но и стабильный доход.
Алексей Корсун, проект «Квестория»
Пять лет назад бывший «ролевик» и консультант по управлению проектами Алексей Корсун придумал живые квесты – интерактивные игры в кафе. Сейчас представительства «Квестории» работают в десятках городов, а доходы от хобби, ставшего бизнесом, позволяют Алексею свободно путешествовать по миру.
- Для начала поясни, что такое квест?
- Само понятие «квест» очень широкое и может подразумевать все, что угодно – начиная от компьютерной игры и заканчивая городскими квестами. То, что делает «Квестория» – это живые квесты, сюжетно-ролевые игры, которые проходят в помещении. Участники получают роли в некотором сюжете. У каждого есть определенная цель, и смысл игры – достичь ее, общаясь с другими персонажами.
Проще всего объяснить на примере. Допустим, есть книга «Остров Сокровищ». Там герои: мальчик Джим, доктор Ливси, пират Сильвер. Они попадают на остров, и у каждого своя цель. Пират Сильвер должен добыть сокровища, Джим должен помешать ему в этом, доктор Ливси должен сделать так, чтобы пираты вели здоровый образ жизни, и так далее. В зависимости от сюжета могут быть разные цели.
У нас есть живой квест «Тайны Венеции». Там цели – удачно выйти замуж, стать правителем Венеции, для Казановы – соблазнить девушку. Это зависит от конкретных сюжетов.
- То есть это интеллектуальная игра?
- Я бы сказал, переговорная игра. Однако там можно не только переговариваться, но и отойти за угол, ударить кого-нибудь «дубинкой» по голове и забрать предмет. Можно пошептаться и выведать чужие секреты, можно вскрыть сейф, запрятанный в комнате. Но игра ограничена помещением.
- Как возникла эта идея, и в каком году появился проект?
- Мы запустились в декабре 2009 года – тогда у нас состоялась первая игра в Петербурге. Раньше я увлекался ролевыми играми. Ну, знаете, бывают люди, которые собираются в лесу, играют в гномов и тому подобное.
Это первое. А второе – до «Квестории» я работал консультантом по управлению проектами, это моя основная профессия. Я знаю, как организовать процесс, чтобы люди работали и достигали нужных целей.
Совместив два своих навыка – управление проектами и игровой, мне удалось построить бизнес на ролевых играх.
- Что представляет собой «Квестория» сейчас?
- Сейчас мы работаем в 55 городах в 4 странах: в России, Украине, Белоруссии и Казахстане. Там организуем живые квесты: игры на корпоративах, на днях рождения, на детских праздниках. И, конечно, открытые игры в кафе, куда может прийти любой желающий.
В штате работает 10 сценаристов и редакторов, которые издают новые игры, большой штат рекламщиков и маркетологов, который занимается продвижением, и, конечно, сотрудники на местах.
- С какими трудностями пришлось столкнуться в процессе развития бизнеса?
- Очень необычно и очень сложно выводить на рынок новый вид досуга. Мы были первыми в этом сегменте. Как объяснить людям, что это такое? Вот есть кино, есть театр, а есть живой квест. Люди очень любят сравнивать. Допустим, говоришь им: «Это как кино, только сам играешь». Человек думает: «Я буду на сцене играть? Нет, не пойду, страшно». Или: «Это как «мафия», но сложнее». Человек говорит: «Нет, не люблю «мафию», не пойду». Эти сравнения губят. Пока сам не сыграешь, не поймешь, что это такое.
- Ты сразу же стал заниматься проектом или какое-то время работал на основной работе, а «Квестория» была лишь хобби?
- Первый год я совмещал с основной работой. Потом понял, что проект может хорошо пойти, и стал понемногу уменьшать количество основной работы. Так постепенно перешел от хобби к бизнесу.
Многие наши партнеры, с которыми мы работаем по франшизе, делают так же. Например, в Москве они начинали с 7-10 игр в месяц, кто-то параллельно работал в банке. А сейчас там проходит до 200 игр в месяц, и, конечно, совмещать с основной работой уже не получается.
В августе этого года мы сделали заявление для всех франшиз: «Квестория» – не хобби, «Квестория» – это бизнес. Потому что со временем такое отношение начинает вредить. Поначалу это хорошо и удобно. Но если ты продолжаешь долго заниматься бизнесом как хобби, то развитие замедляется. Потому что ты не вкладываешься в дело с полной силой.
- Что тебе дает проект в финансовом и моральном плане?
- В финансовом дает возможность путешествовать по миру. В прошлом году, например, я ездил с друзьями в большое путешествие по Латинской Америке. Также дает мне возможность жить, где я хочу, и работать, откуда я хочу. Последние годы я живу в Таиланде.
А в моральном – я испытываю огромное удовольствие, когда читаю отзывы на нашем сайте. Очень приятно, когда люди пишут, как им понравился живой квест, или что они познакомились на наших играх. У нас есть шутка, что «Квестория» – это тайный клуб знакомств. Очень часто на живых квестах парни знакомятся с девушками, а после начинают встречаться.
- Что бы ты посоветовал людям, которые думают о том, как сделать хобби своей профессией?
- Я бы отметил два важных момента. Первое: очень хорошо, когда вы делаете именно хобби бизнесом. Многие делают бизнес для того, чтобы заработать денег. К сожалению, это, как правило, не работает. Когда ты относишься к делу как к средству, чтобы, например, путешествовать или жить в Таиланде – это плохо. Это побочный эффект бизнеса. Очень важно, чтобы тебе нравилось то, чем ты занимаешься. А хобби – очень классный путь к бизнесу.
И второй момент: нужно описывать процессы, которые ты делаешь, чтобы потом их можно было передать другим людям. Рано или поздно у вас будут наемные сотрудники. И, если у вас нет описанных процессов, то человек приходит и начинает наступать на те же грабли, на которые вы уже наступали.
Например, пообщались с клиентом, поняли, что клиент хорошо реагирует, если ты ему рассказываешь о двух сценариях игр, а не забиваешь голову пятнадцатью. Отлично! Запишите на будущее. Такие вещи нужно документировать, чтобы люди, которые придут на ваше место, могли учиться на ваших ошибках.
Читайте также Шефы разные нужны, шефы всякие важны - интервью New Retail с "нескучными" начальниками >>
Елена и Олег Безугловы, авторские блокноты Lisalena
Хобби супругов Безугловых – изготовление блокнотов ручной работы – постепенно переросло в семейный бизнес. Сейчас блокноты под маркой Lisalena хорошо известны в Петербурге и Москве. Елена и Олег делятся с читателями New Retail секретами, как успешно продавать хэндмэйд.
- Расскажите, как все начиналось? Как появилась идея создавать блокноты ручной работы?
Елена: Изначально у меня было хобби – скрапбукинг. Я делала открытки ручной работы. Потом стала смотреть, как можно развить эту тему, и нашла в интернете информацию о блокнотах. Начала делать их. Первой заказчицей стала мама – она брала мои блокноты в подарок коллегам на 8 Марта. В то время я еще работала на постоянной работе логистом. Но потом начался кризис…
- Это был 2008-й год?
Елена: 2009-й. Мне пришлось сменить работу, а новая находилась рядом с домом. В результате появилось много свободного времени, которое я и посвятила хобби.
В то лето в центре Петербурга устраивали маркеты, и я решила изготовить несколько блокнотиков на продажу. Тогда я еще делала все полностью сама, и на один блокнот уходило полтора-два дня. Сделала 20 блокнотов за месяц, и все их раскупили за пару дней.
Осенью снова начались проблемы на работе, зашла речь о сокращении. Мы с мужем подумали и решили, что новую работу я искать не буду, а стану заниматься блокнотами всерьез. Тогда начались вливания семейного бюджета в наше общее дело. Купили резак, столы, потом открыли мастерскую.
- Вы сейчас работаете вдвоем или у вас есть наемные сотрудники?
Олег: Помимо нас постоянно работает наша подруга Наташа. Она, вообще, часто помогает нашей семье. Кроме того, есть пара приходящих девушек-студенток. Мы их зовем, когда совсем завал – как сейчас, перед Новым годом. Они, в основном, сшивают блокноты. А я занимаюсь стилеобразующими вопросами и просто тяжелой работой.
Елена: Я, с тех пор, как у нас появился ребенок, в мастерской почти не появляюсь. Но занимаюсь всем, что можно делать удаленно: бухгалтерией, закупками, поставками, работой с клиентами и социальными сетями.
- На каком этапе дело стало приносить прибыль?
Елена: Прибыль была уже в самом начале, но небольшая, так как и объемы были небольшие. Сейчас объемы производства выросли, но вместе с ними выросли и потребности. Например, хочется купить новую швейную машинку, найти новое помещение под мастерскую – побольше, посветлее.
Олег: Денег хватает, чтобы жить на них, но откладывать не получается. Я смотрел как-то видео одного американца, который шьет отличные джинсы. Он показывал, как идет процесс: 5 минут работы каких-то непонятных станков, и вдруг из ничего появляются джинсы. И вот этот американец улыбается в камеру и говорит: «Чем больше я продаю джинсов, тем больше я могу купить себе таких игрушек». Так и у нас, игрушки стоят денег.
- Есть ли сезонность в продажах?
Елена: Основные продажи перед Новым годом и перед 8 Марта. На новогодних ярмарках люди покупают, как правило, сразу по несколько блокнотов в подарок родным и друзьям.
Олег: Новый год отключает у людей треть мозга (улыбается – прим. автора). Вообще, общая выручка от сезона к сезону растет, даже сейчас, несмотря на кризис. В основном, нас спасает русская ментальность: российский студент, например, будет есть носки, одолжит, но купит то, что ему понравилось. Это очень неловкие моменты, но благодаря им у нас на завтрак обычно что-то более съедобное (улыбается – прим. автора).
- Каким образом вы продаете блокноты?
Елена: До недавнего времени мы реализовывали их только оптом через магазины – «КнигиПодарки», «Проектор», Podium Market – и на ярмарках. Сейчас также продаем через социальные сети, особенно активно через Instagram. Вывешиваем фото блокнота, и буквально через минуту уже находятся клиенты.
- Кто ваши основные клиенты? Есть какой-то усредненный портрет покупателя?
Олег: Наши блокноты очень любят романтизированные барышни и молодые мамы…
Елена: И деловые девушки, которые хорошо зарабатывают и хорошо выглядят. Они выбирают красивые блокноты в качестве дополнения к своему образу или по принципу «у нашего шефа такой же блокнот». Им важно приходить на совещания, на встречи с необычным и стильным блокнотом.
Олег: Еще иностранцы, которые привыкли чувствовать себя на комфортной высоте каждый день. Один клиент подобрал блокнот себе под портмоне. То есть купил блокнот не в подарок, не в честь чего-то особенного, а просто потому, что блокнот хорошо подходил к его портмоне. Это просто другое отношение к стилю повседневности. И они говорят, что очень сложно найти что-то подобное, сделанное в России.
Елена: Из запомнившегося: один из первых заказов уехал в Пуэрто-Рико, к пастору церкви. Это рассказала покупательница. Другой – в Австралию. Знаю, что генеральный консул Франции в Санкт-Петербурге покупала наши блокноты.
- Что бы вы посоветовали людям, которые хотят начать подобный бизнес?
Олег: Важный совет: покупателю должно всегда быть интересно общаться с вами. Даже если сегодня вы уже ничего не продаете или у вас нет того, что ему нужно. Очень важно общаться с потенциальными клиентами! Лично, через социальные сети или каким-то другим образом.
- Что самое приятное в вашей работе?
Олег: Я с большим удовольствием слышу от людей, что блокноты Lisalena знает уже весь Питер и частично Москва. Об этом мне говорят люди, с которыми я знаком совсем недавно, и у которых нет никакого повода мне льстить. Не так давно мы участвовали в ярмарке в Москве, мимо проходили девчонки и восхищенно говорили: «Оо, это же блокноты Lisalena!» Это и есть лучший комплимент нашей работе.
Материал подготовила любящая свою работу Алёна Яркова
Фото Анны Асриянц и из личных архивов Алексея Корсуна, Елены Безугловой
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...