Лучшие кадры: трудно найти и легко потерять
время публикации: 10:00 30 июня 2020 года
Время чтения: 6 мин 50 сек.
Знакомство с бизнесом начинается со школьной программы по литературе: множественные герои второго плана, играющие роли управляющих и дельцов, немедля вызывают неприязнь как будто врождёнными отрицательными характеристиками: нерадивость, ушлость, безучастность.
Раздражение добавляет уход от основной сюжетной линии и слепое доверие помещиков, не разбирающихся в хозяйстве. После осмысления в сознательном возрасте и знакомства с рядом компаний формируется мнение, что картина не сильно изменилась и подобные персонажи преобладают на рынке труда по сей день.В Древнем Риме обязанности управляющего выполнял вилик, по сути, являясь заместителем хозяина. Считается, что владельцы имений хорошо разбирались в земледелии и делегировали управление ставленным «наместникам» – звену между хозяином и рабами, играющим роль контролёра и организатора.
Вопросами управления интересовались учёные и писатели: Катон, Варрон, Колумелла… Подчёркивали важность вилика в жизни землевладельцев, мечтавших отыскать кандидата, обладающего набором желанных качеств идеального руководителя. Хотя предписания, зачастую, говорили лишь то, чего он делать не должен.
Эволюция отношений собственников и наёмников переплетается с экономическим и социальным развитием общества: от выходцев из крепостных и крестьян в Средние века: майеры, дэйи, брюты, дворецкие или мажордомы, экономки, писари, амбарщики, бурмистры до арендаторов, фермеров, менеджеров.
Разделение труда и развитие специальностей, проблема принципала-агента, оправдывающая громоздкие бюрократические машины, рост производства и мировых рынков привели к появлению множества должностей, профессий и рабочих мест. Поиск, наём и удержание лучших остаются залогом успеха по сей день.
Подбор. Составьте перечень навыков и знаний, необходимых для выполнения функциональных обязанностей, уделите внимание личным свойствам, продумайте вопросы для телефонного интервью с отделом кадров. Выкиньте из заявки на подбор слова «стрессоустойчивость», «коммуникабельность», «легкообучаемость».
Типизируйте должности в зависимости от:
1. степени взаимодействий: молчуны и стеснительные не убедят клиентов и коллег
2. интенсивности операций: бессмысленно ожидать от степенных прыти и шустрости
3. самостоятельности: безынициативных течение быстро вынесет на остров некомпетентности
4. сложности функций: глубоких специалистов просеивайте через сито профильных тестов и задач
5. скорости включения в работу: при обучении за три месяца отдайте приоритет базовым качествам.
Вакансии публикуйте на странице компании, при поиске голубых воротничков давайте объявления в печатных изданиях, офисную братию ищите на рекрутинговых сайтах и в деловых сетях. Вольный хантер отыщет и переманит топ-менеджеров, не поднимая шум в компании, – пишите подробнейшее требование к кандидату.
Привлекайте линейных руководителей к отбору и просмотру резюме: подробно допрашивайте в случае отказа для корректировки критериев и выявления предвзятости. Не раздумывая пресекайте дискриминацию: пол, национальность, возраст не подскажут, кто не справится с работой или неожиданно покинет компанию.
Не отчаивайтесь, если долго не получается найти достойных – изучите персональные данные сотрудников на схожих должностях, обратите внимание на вуз, предыдущее место работы, способ привлечения. Точечными поисковыми запросами зондируйте конкретные организации, через коллег выходите на схожие предприятия.
Составьте анкеты и тесты с типичными вопросами для минимизации количества собеседований, беспощадно вычеркните те, ответы на которые невозможно трактовать. Обучайте руководителей проводить общение с кандидатами, добиваясь золотой середины между затраченным временем и полнотой оценки.
Не забывайте, что затраты на подбор переменны – семь раз отмерьте, один отрежьте: нужен лазающий по деревьям – нанимайте белок, а не надейтесь обучить собак. Разузнайте интересы и ожидания кандидатов: иллюзия богатства выбора не заставит разочарованного долго горевать над обманутыми надеждами.
Наём. Первое о чём подумайте: как будете увольнять кандидата, если не приживётся. Авось да небось обойдутся дорого: оценка окажется субъективной, компенсация недостаточной, отношение скотским. Трудовая инспекция по праву встанет на сторону работника и проявит должное рвение в «раскулачивании» нерадивых.
Предстоит озаботиться:
1. написанием должностной инструкции
2. стандартизацией процессов и документов
3. актуализацией положения о подразделении
4. составлением положения о коммерческой тайне
5. формированием задания на испытательный срок
и письменным ознакомлением кандидата с нормативными предписаниями.
Не торопитесь принять в лоно организации новоиспечённого сослуживца, даже если вакансия горит, а человек крайне нравится. Пообщайтесь с руководителем и коллегами на предыдущем месте работы, предварительно получив согласие. Не лишне позвонить начальнику службы безопасности и в предыдущий отдел кадров.
Подобный алгоритм может показаться дотошным, но разве соискатели на должность не ищут и не читают отзывы в Интернете и не пытаются разузнать о вас через знакомых? Документарная фиксация договорённостей выправит ожидания и защитит от недоброжелательных сотрудников.
Формируя предложение о работе, не мелочитесь экономией тысяч рублей: представление ценового диапазона диаметрально противоположно: ожидаете низший порог, когда другая сторона рассчитывает на верхнюю границу. Обидно терять подходящего кандидата, получившего чуть более выгодное предложение.
Адаптация. Положение об адаптации следует написать и согласовать со всеми заранее: поможет быстрее включиться в работу, зафиксирует обязанности руководителя по заботе за новоиспечённым подчинённым, позволит кадрам мониторить вхождение в коллектив, снизит стресс и неопределённость.
Хорошей практикой станет система наставничества: старички приучатся делиться знаниями, новички свободно получат информацию и опыт от мотивированных премией коллег. Поощряйте неформальное общение организацией совместных обедов и ужинов: приглашайте свеженьких делиться впечатлениями.
Пропуск этапа можно сравнить с пылом родителя, бросившего отпрыска в бассейн с напутствием: «Плыви!» Привыкая к бытовым вопросам, забываем, что сами узнавали, где лучше обедать, как заварить чай и прочие мелочи. Жадничая вознаграждать старожил, дивимся, узнавая, что обучать никто не хочет, а заменить некому.
Как гласит Бусидо, кодекс самурая, в делах одному не справиться: деньги можно одолжить, но хороший человек на дороге не валяется – заботься о нём и будь щедрым: «Если делишься тем, что есть, с теми, кто подчинён, сможешь удержать хороших людей». Но это уже совсем другая история…
Даниил Шмитт,
Партнёр
«Школы траблшутеров»
Читайте также:
Из стажёра в генералы: как не скатиться с первой ступени карьерной лестницы
Советы собственнику или как взять компанию под контроль
0
Последние новости
Самое популярное
- Интерактивные элементы, которые повышают онлайн-продажи и лояльность клиентов
- Изменения в маркировке безалкогольных напитков: как принимать и списывать товары...
- Как бизнесу выжить в «алом океане»: мнения экспертов
- VR и AR в ритейле: как технологии использовать в продажах
- Налоги и отчётность в декабре 2024: что платить и сдавать