0/5

Шоссе в никуда. 10 популярных марок автомобилей, которых больше не существует

Шоссе в никуда. 10 популярных марок автомобилей, которых больше не существует
время публикации: 09:50  23 июня 2014 года
Datsun, Lancia, Wartburg… Когда-то для каждого школьника эти названия звучали, словно волшебная музыка. Да что говорить! Иномаркой считался даже пресловутый латвийский «рафик», на базе которого строили автомобили «скорой помощи».
Но школьники давно выросли, и теперь с гораздо большим удовольствием произносят наименования совсем других марок машин, даже не задумываясь, что стало с их кумирами многолетней давности.

А между тем история автомобиля - это история головокружительных взлетов и стремительных падений. Многие из тех, кто еще вчера был законодателем автомоды, сегодня неизвестны даже старшему поколению. Их названия украшают лишь страницы специализированных справочников. Они забыты.

Auburn

Об этой американской фирме, названной в честь местечка Оберн в Индиане, впервые заговорили в 1903 году. Начав с автомобилей с простенькими одноцилиндровыми двигателями, к 1925-му Auburn, перешедший в руки миллионера Лоббана Корда, выпускал машины, на которые ставился 8-цилиндровый агрегат. Популярной быстро стала модель Auburn 8-115 с кузовом «спидстер». Из-за динамичной суживающейся задней части американцы прозвали ее специфические формы «конус».

Auburn.jpg

Самым известным произведением Auburn стал элегантный спидстер 8-851, названный самым модным авто 1935-1936 годов. Оснащенный 8-цилиндровым двигателем мощностью 150 л.с. и легко разгонявшийся до 160 км/ч, он в итоге все же уступил более топорно сработанному, но и более дешевому родстеру Ford De Luxe. В 1937 году завод Auburn, не выдержавший конкуренции, был закрыт.

Adler

Эта немецкая компания начинала производство с пишущих машинок и велосипедов. Причем начинала довольно активно - только в 1898 году обладателями велосипедов «Адлер» стали больше 100 тысяч человек по всей Европе.

В 30-е годы на заводе Adlerwerke AG был создан автомобиль Adler Triumpf, который можно было назвать революционным: передний привод, независимая подвеска и гидравлические амортизаторы.

adler.JPG

Позже завод приступил к выпуску спортивных авто - в 1938-м гонщики Ганс Отто Лоэр и Поль фон Гийоме на Adler 1,5 l Renn Limousine выиграли гонку в Ле-Мане.

Когда началась Вторая мировая, компания стала поставщиком спецмашин и транспортной техники для Третьего Рейха. Поэтому неудивительно, что с крахом гитлеровской империи прекратилось автомобильное производство и на Adlerwerke.

Amеrican LaFrance

Как можно понять из названия, отцы-основатели компании по выпуску пожарных машин ALF прибыли в Америку из Франции. Первые же испытания, проведенные в 1910-м, показали - пожарные автомобили от этой фирмы способны развивать скорость до 80 км/ч. Для 1910 года это было фантастическим достижением.

Именно эти достоинства и заставили автоспортсменов обратить внимание на продукцию ALF. Уже через год, в сентябре 1911-го, первый спорткар, собранный на укороченном шасси пожарной машины, принял участие в соревнованиях.

American_LaFrance.jpg

Спортивные машины ALF до 60-х годов прошлого века участвовали во всех возможных автомобильных гонках по всему миру. Отдельные экземпляры до сих пор участвуют в ретро-ралли-рейдах в Швейцарии, и их победам не мешает даже доисторический цепной привод задних колес.

До середины 90-х American LaFrance считалась процветающей компанией, пока в 1995-м ALF не был продан фирме Freightliner. Под руководством новых управляющих к 2007 году завод «принес» 12 миллионов долларов убытков. А уже в 2008-м был поставлен вопрос о банкротстве ALF, благополучно существовавшего до этого без малого 160 лет.

SIMCA

Эта аббревиатура расшифровывается как Societe Industrielle de Mecanique et Carrosserie Automobile, что в переводе с французского означает «Индустриальное общество по производству механизмов и кузовов для автомобилей».

Как и тольяттинский ВАЗ, SIMCA начинала с выпуска адаптированных к французским дорогам «Фиатов». Однако уже в начале 50-х, когда фирма купила заводы упраздненного французского филиала Ford, в разработку был запущены автомобили Aronde и Vedette.

Simca.jpg

В 1958 году SIMCA заинтересовала компанию «Крайслер». Американцы получили контрольный пакет фирмы уже через пять лет и это, конечно же, не могло не сказаться на внешнем виде выпускаемых автомобилей: более «американизированных» машин в Европе не делал никто.

С 1970 года с конвейеров SIMCA стали сходить авто под маркой «Крайслер». Эти машины имели очень мало общего с американскими моделями, и особой популярности они так и не заработали. 1979 год стал для завода роковым – «Крайслер» продал свои французские подразделения поднимавшему голову концерну «Пежо-Ситроен».

Hispano-Suiza

Эта испано-швейцарская марка была основана в 1904 году в Барселоне инженером-швейцарцем Марком Биркигтом. Несмотря на это, большая часть «испано-сюиз» собиралась во Франции - на родине для них не находилось нужного количества покупателей.

Hispano-Suiza.jpg

Роскошные стильные авто были не каждому по карману, поэтому Hispano-Suiza постепенно стала чем-то вроде шикарного автоателье - на заводе изготавливалось только шасси, а выбор кузова предоставлялся заказчику. Например, в 1924 году известный авиатор и гонщик Андре Дюбонне потребовал собрать для него кузов из красного дерева.

К сожалению, после окончания Второй мировой Hispano-Suiza отказалась от производства автомобилей, практически полностью перейдя в аэрокосмическую отрасль.

Lorraine-Dietrich

Этот автомобиль мало кто видел, но многие слышали о его существовании благодаря «Золотому теленку» Ильфа и Петрова. Ведь именно Lorraine-Dietrich Адама Козлевича был переименован Остапом Бендером в «Антилопу Гну»:

«- Адам! - закричал он, покрывая скрежет мотора. - Как зовут вашу тележку?

- «Лорен-Дитрих»,- отозвался Козлевич.

- Ну что это за название? Машина, как военный корабль, должна иметь собственное имя».

lorraine dietrich.JPG

На самом же деле Lorraine-Dietrich выпускали вовсе не колымаги, подобные той, на которой разъезжал горе-таксист из Черноморска - к примеру, Lorraine-Dietrich B 3-6 с 3,5-литровым шестицилиндровым двигателем легко разгонялся до 105 км/ч. В 1925 году эта модель победила в одной из первых 24-часовых гонок в Ле-Мане.

В свое время Lorraine-Dietrich была достаточно известной маркой хотя бы из-за своего расположения в провинции Эльзас-Лотарингия. Пока земли принадлежали Германии, машины несли марку De Dietrich, когда же после Первой мировой войны отошли к Франции, - Lorraine-Dietrich, то есть «Лотарингский Дитрих». Вместо эмблемы радиатор украшал лотарингский двойной крест.

История фирмы закончилась в 1935-м: она совсем немного не дотянула до аннексии фашистской Германией «спорной» провинции.

Studebaker

В начале прошлого века семейное предприятие «Студебеккер» приступило к изготовлению конных экипажей и деталей для шасси легковых машин. Видимо, это и стало стимулом для перехода к выпуску собственных авто.

Первый «Студебеккер» был представлен публике уже в 1904 году. Это был традиционный для тех лет автомобиль на высоких колесах с 2-цилиндровым горизонтальным мотором, замененным в 1905 году на 4-цилиндровый.

К 1925 году компания производила 107000 автомобилей в год. В 1928-м новый шеф конструкторского отдела Барни Рус создал 8-цилиндровый двигатель для представительского автомобиля «Президент». С этого времени все «студебеккеры» с 6-цилиндровыми моторами получили названия «Диктатор» и «Коммандер», а через год и они стали оснащаться 8-цилиндровыми силовыми агрегатами. Тогда же автомобили марки начали принимать участие в престижных 500-мильных гонках в Индианаполисе.

Studebaker.jpg

Но, как известно, ничего вечного не бывает. Первый звонок прозвенел во время кризиса. В 1932 году фирма обанкротилась, и ее имущество было продано с аукциона. Через шесть лет новые владельцы смогли вернуть «Студебеккер» к жизни - во время войны компания успешно поставляла свои грузовики на Восточный фронт.

Однако послевоенное время не лучшим образом сказалось на работе фирмы - ситуацию не спасли ни новинки Land Cruiser и Starliner, ни покупка компании «Паккард». «Студебеккер» бодро шел ко дну, с каждым годом теряя популярность. С середины 60-х о компании перестали вспоминать сначала в Европе, а потом и на родине - в США.

КИМ

К концу 1930-х годов правительство СССР почему-то решило, что жить в стране стало лучше и веселее. Советское государство остро нуждалось в финансовых вливаниях, однако нести свои деньги в сберегательную кассу или покупать облигации народ не торопился.

Тогда-то госплановским деятелям и пришла в голову позаимствованная у национал-социалистов Германии идея внедрить в производство массовый «народный» автомобиль.

kim.jpg

Сначала в Советском Союзе хотели просто скопировать немецкий «Фольксваген-Жук» или приобрести на него лицензию. Однако «пылесос» с двигателем-воздушником, да к тому же расположенным сзади, Сталину не понравился, и тогда ему представили Ford Perfect, производившийся британским филиалом фордовской корпорации и бывший по тем временам последним словом техники. Свой выбор вождь остановил именно на нем. Единственное, что он пожелал - так это снабдить традиционно двухдверный кузов дверями для задних пассажиров. 

Наладить производство было поручено заводу КИМ, названному в честь Коммунистического Интернационала Молодежи и расположенному в тогда еще подмосковных Текстильщиках. Пробная партия из 500 автомобилей, названных КИМ-10-50, была выпущена к 25 апреля 1941 года.

Советский вариант автомобиля получился длиннее, шире и выше британского прототипа. До конца 1941 года предполагалось выпустить 50 тысяч экземпляров. Однако через два месяца после развертывания серийного производства началась война, и выпуск КИМ-10-50 был остановлен. Глобальная автомобилизация советского народа, как и многое другое, затянулась на долгие десятилетия.

Wartburg

Знаменитый во всем социалистическом лагере автомобиль был назван в честь замка Вартбург неподалёку от восточногерманского городка Эйзенаха.

Впервые это название получил автомобиль предприятия Automobilwerk Eisenach, выпущенный еще в 1898 году и умевший разгоняться аж до 40 км/ч. Но через 5 лет фирму продали и вместо "Вартбургов" она стала выпускать авто под маркой Dixi. Dixi, в свою очередь, через 25 лет приобрела компания BMW, в 1931 году выпустившая на рынок Dixi 3/15 DA-3 Wartburg.

Но надежды на новую модель себя не оправдали, и о Wartburg вспомнили лишь после войны, когда волею судеб пять заводов ВMW достались Германской Демократической Республике. Дабы не поддаваться вражескому влиянию, название первой послевоенной модели нового предприятия было сменено с BMW на EMW, а синий цвет в эмблеме поменялся на красный.

wartburg.jpg

К 60-м к разработке автомобилей подключились коллеги-поляки, и «Вартбург» обрел совершенно новые черты. Немного устаревший в техническом плане, Wartburg Knight быстро завоевал популярность благодаря низкой цене.

В 80-х Wartburg прошел через рестайлинг, получил двигатель «Фольксваген» и продержался в таком виде до 1991 года, пережив и Берлинскую стену, и сам ГДР.

Открытие границ и хлынувший в страну поток иномарок не оставили «Вартбургу» никаких шансов - завод был продан компании Opel, а марка Wartburg стала частью мировой автоистории.

RAF

Рижский автобусный завод (Rigas Autobusu Fabriku или просто RAF) был построен в 1949-м. Первый 22-местный автобус РАФ-251 на грузовом шасси ГАЗ-51 мог перевозить 14 пассажиров и 800 кг груза. Через 10 лет завод стал единственным в СССР изготовителем микроавтобусов РАФ-977, базировавшихся на агрегатах 21-й «Волги».

Знаменитые «рафики» использовались везде - и в качестве пассажирского транспорта, и для укомплектования карет «скорой помощи». Да и многие обычные граждане мечтали о собственном микроавтобусе латвийского производства. Но…

raf.jpg

В начале 90-х отмена налоговых пошлин на ввоз иностранных автомобилей добила раздробленный на три части RAF, латвийские «микрушки» не смогли конкурировать на внутреннем рынке с немецкими, а правительство отказалось закупать для «скорой помощи» продукцию завода. В 1997 году в Риге по заказу Москвы была выпущена последняя партия 13-местных микроавтобусов RAF-22039.

По злой иронии судьбы завершил славную историю RAF автомобиль, предназначенный для перевозки трупов.

Николай Сбитнев
0
Реклама на New Retail. Медиакит