0/5

В очереди за мечтой: за чем стоят люди в XXI веке?

В очереди за мечтой: за чем стоят люди в XXI веке?
время публикации: 10:00  26 сентября 2018 года
Очередь – линия людей, объединенных целью что-либо приобрести или получить какую-то услугу. В конце прошлого века в России это явление было частью обыденной жизни. Но и в веке 21 нет-нет, да и возникнут очереди, которые видно из космоса. Очереди за мечтой...
Шел сентябрь 2018 года. Одинокий молодой человек с термосом, сидя на раскладном стуле, приготовился к длительному ожиданию. Он сидел тихо, копил силы для борьбы в той очереди, которая вот-вот неизбежно возникнет у здания магазина. Пока он был один, и никто не мешал его предчувствию счастья, – счастья обладания новым смартфоном. 

Накануне глава пресс-службы компании Inventive Retail Group, в портфель которой входит магазин re-Store, в социальной сети поделилась фотографией человека, который стал первой ласточкой того, что происходит у ворот магазина каждый раз в утро старта продаж новой модели iPhone. 

В нынешнем году 12 сентября американская компания Apple представила сразу три новые модели смартфонов — iPhone XS, iPhone XS Max и iPhone XR. Цена на iPhone XS начинается от 87,990 тысячи рублей, а на iPhone XS Max — от 96,990 тысячи рублей. И в России продавать новинки начнут 28 сентября. Молодой человек, описанный ранее, занял почетное место покупателя №1 почти за пять суток до дня «Х», вечером 24 сентября. 

Он недолго скучал один, и уже ранним утром к нему присоединились еще шестеро – очередь начала жить своей жизнью…

В очереди за мечтой: за чем стоят люди в XXI веке?
 
Очередь! Как много в этом слове заключалось для граждан России начала 90-х годов. Это было не просто стояние друг за другом в ожидании покупки чего-то особенного. Очередь была и клубом по интересам, и компанией единомышленников, и местом встречи друзей по несчастью, когда покупка любого, самого насущного товара и продукта становилась многочасовым бессмысленным квестом. Не только магазины, но и целые улицы превращались в скопление людей, смысл которых был совершенно непонятен иностранным туристам. Как же они были удивлены, когда узнавали, что очередь, в которой стоят и мужчины, и женщины, выстроилась, например, за дамскими колготками или японскими эмалированными тазами. 

Очередь не знала гендерных границ, и сложно было не поддаться всеобщему «интересу» и не присоединиться к людской линии за товаром, объясняя, что «тебе это не нужно». И даже детям находилось в ней место. Во-первых, потому что формула «один товар в руки» для их родителей удваивалась, а во-вторых, можно было заработать немного карманных денег, играя роль внуков пенсионерок, также желающих значительно пополнить свою покупательскую корзину. Гонорар был стандартный – мороженое или 20 копеек. 

Конечно, не хлебом единым жил советский человек, и стоит вспомнить и легендарную очередь 1974 года, когда многокилометровая людская линия перед Пушкинским музеем выстроилась для того, чтобы одним глазком взглянуть на главную мировую живописную загадку – портрет Моны Лизы. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала невозможное для того, чтобы советские люди увидели шедевр. И за два весенних месяца девушка загадочно улыбнулась полутора миллионам человек. 

Очередь за моной Лизой.jpg

Или очереди в театр на Таганке в начале 80-х? Днями и ночами, с палатками и термосами москвичи и гости столицы простаивали, просиживали и пролёживали перед входом в театр лишь для того, чтобы купить билет на «Гамлета» с Владимиром Высоцким или на нашумевший «Серсо».

Всё это было, однако «продуктовые» очереди 90-х стали вершиной этого коллективного стояния. Как сказки слушали мы истории о том, что где-то там, за границей «широкой родной страны» магазины ломятся от снеди и одежды, всем всего хватает и более того – покупателей буквально уговаривают сделать покупку, призывно оформляя витрины и предлагая совершенно непонятные скидки. И лишь в самых смелых мечтах советские люди, отстояв несколько часов за копчёной колбасой и чувствуя счастье обладания, представляли, что когда-нибудь наступит светлое время, когда всего и везде будет «завались».

Но сегодня в преддверии очередного паломничества за «яблочной» новинкой, давайте вспомним, какие очереди 21 века стали, буквально, видны с Марса, и что люди, стоящие в них, так стремились приобрести?


iPhone 4s – «Срыв премьеры»

Раз уж поводом для сегодняшнего дня воспоминаний стал выпуск очередной линейки новинок от Apple, начнем с воспоминания об одной из наиболее успешных моделей, выпущенных гигантом.

Итак, в октябре 2011 года начались продажи модели 4S. Очереди яблокопоклонников, которые выстраиваются сейчас – ничто по сравнению с ажиотажем, возникшим вокруг той премьеры. Очередь во флагманский магазин в Нью-Йорке растягивалась на 240 часов. А китайские поклонники бренда и вовсе сорвали старт продаж, так как многотысячная толпа, собравшаяся у дверей пекинского флагмана превратилась в гигантскую потасовку. Китайцы только кажутся мирными и улыбчивыми. Они страшны в гневе и недолго думают перед тем, как пустить в дело кулаки в случае, когда кто-то покушается на их мечту. Вот и здесь – стоящие в очереди не поделили места, и всё завершилось визитом полиции. Полиции, правда, тоже досталось, их закидали тухлыми яйцами. 

Остается лишь догадываться о том, откуда у людей, стоящих в очередь в магазин Apple оказались тухлые яйца. Гнилые яблоки еще можно было бы понять…








Кроссовки от Канье Уэста – Yeezy Boost 350 V2: «крысиные бега»

С кроссовками от реппера Канье Уэста Yeezy Boost 350 V2, созданными для бренда adidas, все было словно сделано специально для создания ажиотажа, очередей и прочей, далекой от покупки активности. 

Судите сами: всего в Москву привезли на продажу 46 пар обуви, стоимостью 16 999 рублей за каждую. И, собственно, приобретение заветной пары превратилось в «Крысиные бега» с несколькими этапами. Для того чтобы стать потенциальным покупателем лимитированной коллекции кроссовок необходимо было сначала зарегистрироваться на сайте магазина продаж. А уже позже, 18 ноября, ровно в полдень на Кузнецком мосту начинался  розыгрыш права на покупку путем лотереи среди 3000 зарегистрированных участников. Люди начали занимать места у флагманского магазина adidas на Кузнецком мосту за три часа до начала официального розыгрыша «талонов» на приобретение кроссовок. По сути, счастливым обладателем пары смог стать только каждый 62-й человек в очереди. 

И мы ведь не удивляемся тому, что уже вечером того же дня заветная обувь появилась на сайтах частных объявлений о продаже, только не за 16 999 рублей, а за все 65? 

Кстати, это была не первая модель обуви, выпущенная репером для adidas, и с продажей первых кроссовок под названием Yeezy Boost 750 была впервые применена эта затейливая механика торговли с регистрацией, лотереей и прочей активностью. И тоже было столпотворение, и тоже были сайты перепродаж. Правда, тогда бренд расщедрился» и привез в Москву аж 85 пар. Так что шансы у покупателей были повыше. 


Sony Playstation 3: магазин испугался покупателей

В 2006 году фанаты игровых приставок с нетерпением ждали выхода суперновинки — Sony Playstation 3. Компания Sony тщательно подогревала ажиотаж, заявляя, что приставки будут выпущены ограниченной партией и на всех желающих их может не хватить. Маркетологи немного перестарались в нагнетании обстановки, о чем впоследствии даже пожалели…

В очереди за мечтой: за чем стоят люди в XXI веке?
 
Результат оказался предсказуемым: в ноябре 2006-го, когда Playstation 3 появилась в продаже, очереди геймеров у салонов Sony в столице Японии испугали даже сотрудников компании. У магазинов разворачивались настоящие палаточные лагеря, а место около входа продавали за 500 долларов (само устройство стоило $599). 

В мае 2017 года Sony официально прекратила производство консоли PlayStation 3. Однако палаточные лагеря в ожидании устройства, безусловно, вошли в историю глобального маркетинга. 

***

Представители старших поколений с некоторой долей ностальгии вспоминают очереди за спичками, мясом и всем-всем-всем, которые им приходилось выстаивать в прошлом веке. Непонимание ценностей нового поколения потребителей делает совершенно непонятным и это многочасовое и даже многосуточное сидение в ожидании такой нужно, такой важной новинки. 

Однако так ли это плохо, что в обществе потребления и пресыщенности товарами еще остается место для мечты, на достижение которой люди готовы потратить несколько дней своей жизни? 

0
Реклама на New Retail. Медиакит