0/5

Да будет свет: 100 лет неоновой рекламе

Да будет свет: 100 лет неоновой рекламе
время публикации: 12:00  19 января 2015 года
Ровно 100 лет назад произошло событие, перевернувшее мир наружной рекламы. 19 января 1915 года была запатентована первая неоновая вывеска. По сей день световые конструкции из неона остаются одними из самых востребованных в мире.

Точкой отсчета в истории световой рекламы можно считать конец XIX века, когда химики из Шотландии Уильям Рамзай и Моррис Уильям Траверс открыли инертные газы неон,  ксенон и криптон. За это ученые в 1904 году получили Нобелевскую премию.

Спустя десятилетие французский физик Жан Клод создал неоновые лампы. Однажды в процессе опытов он  обнаружил, что заполненные неоном стеклянные трубки под действием электричества начинают светиться красноватым светом. Клод поделился открытием со своим знакомым, Жаном Фонсекью, и тот предложил использовать лампы для изготовления рекламных вывесок. 19 января 1915 года на вывеску из неона был получен патент, и в этом же году была создана компания Claude Neon Lights, Inc.

неон10.jpg

Первая неоновая вывеска украсила фасад небольшой парикмахерской на Монмартре. Через год на крыше одного из парижских зданий засветились неоновые буквы Cinzano. А спустя несколько лет бум на световую рекламу, изготовленную по технологии Жана Клода, докатился до других европейских стран и США. Чтобы изготавливать неоновые вывески по его лицензии, компаниям приходилось платить по 100 тыс. американских долларов. К концу 20-х годов доходы Claude Inc. достигали почти 10 млн. долларов.

The-Moulin-Rouge-in-Pigal-021.jpg

Как устроена неоновая вывеска?

Основной элемент таких вывесок – неоновые лампы. Они представляют собой стеклянные трубки (прозрачные либо цветные), заполненные инертными газами. Чаще всего используется неон либо смесь неона и аргона в пропорции 3 к 1.

Неоновые лампы подключаются к источнику питания. Под действием электрических разрядов газы внутри трубки начинают светиться.

неон9.png

Существует несколько типов неоновых вывесок. Первый – когда стеклянные трубки с газом ничем не закрывают (вывески открытого типа). Второй – когда неоновые трубки помещают внутрь светового короба или объемных букв из пластика (закрытый тип). И, наконец, третий – неоновые трубки располагают по контуру или за буквы, таким образом вокруг букв создается ореол света. Это так называемая контражурная неоновая подсветка или просто контражур.

Неоновая реклама в СССР

Первая неоновая вывеска в СССР появилась в 1931 году. Светящееся слово из трех букв – «Сад» - изготовил инженер Селезнев для одного из московских парков. Чуть позже появились вывески для столичных кинотеатров «Палас» и «Центральный». Впрочем, долгое время эти конструкции оставались единственными в Советском Союзе.

неон11.jpg

Масштабное распространение неоновая реклама в СССР получила лишь к 60-м годам. Объемные световые буквы, которые украшали фасады универмагов, кинотеатров и ресторанов, стали изготавливать и крупные заводы (например, ленинградский «Газосвет») и небольшие мастерские.

неон16.jpg

Практически вся световая реклама в Советском Союзе была неоновой. Вывески с названиями  «Универсам», «Гастроном», «Бакалея» и другие подобные делали с использованием газосветных трубок.

Световая реклама сейчас

Помимо неоновых, в современной световой рекламе могут использоваться люминесцентные либо светодиодные лампы. У каждой технологии есть свои плюсы и минусы.

К преимуществам неоновых вывесок стоит отнести их долговечность, высокую яркость и большой выбор цветовых вариантов (до 300 оттенков). Кроме того, газосветные трубки позволяют изготавливать вывески любой конфигурации. Минус – высокая стоимость, повышенная пожароопасность, а также хрупкость ламп.

Reno-007.jpg

Люминесцентные вывески, как правило, дешевле неоновых или светодиодных, и потребляют меньше энергии по сравнению с неоном. Но у них есть ряд существенных недостатков. Например, свечение люминесцентных ламп неравномерно, они довольно быстро перегорают и требуют частой замены. К тому же, такие лампы могут использоваться только в конструкциях прямоугольной или квадратной формы. 

Светодиодные вывески несколько уступают по яркости неоновым, однако имеют множество плюсов. Лампы в них более устойчивы к механическому воздействию, безопасны, обеспечивают равномерную подсветку и, кроме того, недороги в эксплуатации. Срок службы светодиодных ламп составляет 5-7 лет, а потребление энергии в несколько раз ниже, чем у других источников.

Казусы световой рекламы

Часто ритейлеры, разместив на фасаде своего магазина световую вывеску, забывают вовремя ее ремонтировать. Из-за этого возникают различные казусы.
Из-за перегоревших букв торговый комплекс «Заневский Каскад» в Петербурге с легкостью превращается в «Заневский Ад».

неон17.jpg

«Магазин музыкальных инструментов» - в «Магазин музыкальных ментов».

неон8.jpg

А сеть магазинов верхней одежды «Снежная Королева» становится «Снежной Коровой».

неон5.jpg

Ремонт вывески требует финансовых затрат, но вряд ли они сопоставимы с ударом по имиджу, которые наносят несколько перегоревших ламп.

Историю неоновой рекламы изучала Алёна Яркова
2
Реклама на New Retail. Медиакит