0/5

Лента Новостей

18:40 Малый и средний бизнес показал самый низкий за два года прирост
18:15 Годовой оборот Lidl вырос на 7%
17:45 Fashion-рынок демонстрирует рост оборота в деньгах при снижении числа покупок
Когда скорость убивает: почему нельзя строить бизнес только на амбициях
17:20 Heineken сфокусируется на пяти брендах
17:10 13 ноября на New Retail пройдет эфир н тему «AI в клиентском сервисе: как автоматизация обработки стандартных обращений сокращает время ответа и снижает затраты на поддержку»
16:55 «Пятерочка» подвела первые итоги развития собственного ЗОЖ-бренда
Можно не храпеть? Как сложная тема привела «Аскону» к созданию «антихрап-подушки»
16:30 «ВкусВилл»: какие макароны покупают россияне
16:05 В РФ растут продажи российских игристых вин
15:40 Роскомнадзор: в 2025 году количество блокировок сайтов выросло на 50%
Зачем маркетплейсы запускают инвестиционные продукты? Стратегии, продукты, перспективы
15:15 В Вологодской области алкомаркеты переходят в формат «магазин у дома»
14:50 Признаки нарушения закона о торговле выявлены в 164 муниципалитетах РФ
14:25 ЦБ снизил ключевую ставку до 16,50%
Итоги 3 квартала в e-commerce: как изменились средний чек, сроки доставки, доля предоплаты и выкуп и что это значит для рынка
14:00 Маркетплейсы опередили офлайн-розницу по продажам книг
13:35 Россияне тратят на зимние шины в среднем 24 тыс. рублей
13:10 Цены на лимоны в России за год выросли на 22%
Когда доверие оборачивается уязвимостью: как ритейлу защититься от атак на цепочку поставок
12:45 Операторы связи начнут блокировать «лишние» SIM-карты россиян с 1 ноября
12:20 Яндекс Маркет запустил страхование покупок
11:55 Около 60% россиян регулярно просматривают страницы интернет-магазинов
Китайские бренды возвращаются к продажам в России, но почему не через маркетплейсы?
11:30 СДЭК открыл первый фулфилмент-склад в Азии
11:05 SAVAGE 25 лет: четверть века успеха на российском рынке
10:40 Средняя стоимость подержанного авто откатилась к уровню двухлетней давности
Как retail media помогает ритейлерам зарабатывать на трафике: исследование ожиданий и барьеров
10:15 «Магнит» назначил операционного директора формата «Заряд»
10:05 Ретейл 2025: как расти в период турбулентности
09:50 Продуктовые магазины в торговых центрах теряют трафик
B2B двигает ритейл: как игрокам повысить объем продаж за счёт технологий
09:25 Россияне стали в 1,5 раза чаще заказывать сумки из-за рубежа
20:40 Творог в России подорожал на 20%, несмотря на снижение цен на молоко
20:15 Каждый второй россиянин не готов потратить на украшение с бриллиантами более 100 тысяч рублей
ИИ в ритейле-2025: фактор данных и влияние агентов
19:50 Минфин предлагает электронные документы для подтверждения легальности алкоголя
19:25 Средний чек в ресторанах и барах в 2025 году увеличился на 13%
10:00 Торговля Китай–Россия: причины падения, и в каком случае вновь начнется рост
Все новости →

Малый и средний бизнес показал самый низкий за два года прирост

Малый и средний бизнес показал самый низкий за два года прирост
время публикации: 18:40  24 октября 2025 года
Фото: Freepik
Аналитики Точка Банка проанализировали, как меняется структура малого и среднего бизнеса в России. Так, по итогам 9 месяцев 2025 года число действующих предприятий продолжило расти — на 177,5 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей (ИП).
К концу сентября в России зарегистрированы 4,81 млн ИП и 3,17 млн юридических лиц. Однако прирост стал самым низким за два года — всего +2,3%. Главная причина — рекордный рост ликвидаций.

Рост числа предпринимателей идёт в основном в регионах. Больше всего регистраций за три квартала в Северо-Кавказском ФО (+6,6%), главные драйверы — Чечня (+11,9%) и Дагестан (+10%). Округ в лидерах уже третий год подряд, это может быть связано с выходом предпринимателей из «серой» зоны и правительственными дотациями.

Высокие темпы роста также зафиксированы в Республике Алтай (+5,6%), Калмыкии (+5,2%) и Якутии (+4,5%). Минимальный прирост — в ЦФО (+1,4%).

Аналитики связывают смещение регистраций в регионы в том числе с высокой конкуренцией в столице и распространением удалённого формата работы. Однако положительная динамика по числу регистраций соседствует с ростом ликвидаций, особенно среди юридических лиц.

За 9 месяцев 2025 года количество ИП выросло на 5,3%, а юридических лиц сократилось на 2%. Ликвидации юрлиц выросли почти на четверть (+23,9%), ИП — на 7%.

У ИП причина закрытия чаще добровольная — в 90,5% случаев предприниматели сами прекращают деятельность. Больше всего ликвидаций в интернет-торговле.

Наибольшее сокращение юрлиц наблюдается в оптовой торговле — большинство предприятий в сфере оформлены как ЮЛ (80,2% доля действующих предприятий), их количество сократилось на 4,4%. Регистрации в оптовой торговле по итогам 3 кварталов 2025 снизились на 26,6% по сравнению с тем же периодом в 2024 году.

На фоне спада в оптовом сегменте интернет-торговля показывает иную динамику — рост сохраняется, но темпы снижаются. Прирост продавцов в e-com замедлился до 4,9%. Однако, несмотря на падение в 2024 году, среднемесячный оборот, по данным клиентов Точка Банка, вырос на 1,1% по сравнению с 3 кварталами 2024 года.

Эксперты связывают рост оборотов при почти неизменном числе продавцов со сменой модели поведения участников рынка.

график 1.png

Уверенный прирост по числу предприятий сохраняется в республиках Северного Кавказа: Чечне (+31,9%), Ингушетии (+20,4%) и Дагестане (+19,8%). Снижение наблюдается в Мурманской (-8,3%) и Ленинградской (-2,1%) областях, т. е. ликвидаций в этих регионах больше, чем регистраций.

При этом каждый седьмой закрывшийся предприниматель в e-com открылся заново, а каждый второй из них сменил направление — чаще всего на грузоперевозки, офлайн-розницу или доставку еды.

Читайте также:

Когда доверие оборачивается уязвимостью: как ритейлу защититься от атак на цепочку поставок


***

Больше новостей и возможность поделиться своим мнением в комментариях на нашем канале в Telegram.

И подписывайтесь на итоговую рассылку самых важных новостей.

New Retail