0/5

Артур Эльканов, Экомаркет: «Наша цель – сделать органические продукты доступными для каждого россиянина»

Артур Эльканов, Экомаркет: «Наша цель – сделать органические продукты доступными для каждого россиянина»
время публикации: 09:00  11 августа 2020 года
Органическая продукция всё активнее занимает место на полках магазинов, однако до сих пор есть путаница: чем отличаются органические продукты от фермерских? Мы поговорили с директором по развитию онлайн-магазина Экомаркет о рынке эко-товаров, об эффективных маркетинговых инструментах, о конкуренции и о многом другом.

* * *

Почему вы решили выбрать направление органика?

Артур Эльканов, Экомаркет: «Наша цель – сделать органические продукты доступными для каждого россиянина»– Мы не сразу пришли к идее запуска интернет-магазина, торгующего органическими продуктами. Изначально идея проекта заключалась в создании интернет магазина с очень быстрой доставкой и с качественными продуктами, – звучит достаточно стандартно.

Однако один из акционеров компании долгое время прожил в США, и там часто заказывал продукты в магазинах сети Whole Foods, которые ему очень полюбились. Он регулярно скидывал задание закупщикам найти тот или иной товар с сертификатом органик, и было даже забавно, когда спустя месяц работы мы обнаружили, что 80% нашего ассортимента на складах – органические продукты. В итоге мы взяли за правило приобретать экологически чистые товары без вредных добавок в составе. Вот так бизнес превратился в онлайн-платформу органических продуктов Экомаркет

Какие рынки вы хотите охватить или пока ограничиваетесь развитием в России?

– Да, в ближайшей перспективе мы планируем развитие только на российском рынке. Может быть, это звучит несколько пафосно, но своей миссией мы считаем пропагандирование органических продуктов. Мы хотим, чтобы российские потребители понимали разницу между понятиями «органический» и «фермерский», ведь несмотря на синонимичность, это разные понятия. 
В нашем каталоге по определению не могут появиться продукты, выращенные с использованием гербицидов, пестицидов и других химических удобрений.

У каждого должен быть выбор, и мы хотим, чтобы каждый россиянин мог сделать выбор в пользу правильного питания, а также легко приобрети органические продукты с быстрой доставкой за 90 минут. Страна большая, и пока у нас грандиозные планы по обеспечению доступности нашего ассортимента во всех регионах России. 

Почему покупатели должны сделать заказ у вас, а не в традиционной рознице, где также есть полки с органической продукцией?

– Да, в розничных магазинах постепенно появляется органическая продукция. Однако такой ассортимент для них не является определяющим, скорее – дань моде. Мы же платформа, где весь ассортимент является именно таким – органическим, без вредных добавок в составе, с эко сертификатами. При этом мы доставляем продукты в кратчайшие сроки, сохраняя все полезные свойства продуктов. 

Огромное внимание мы уделяем составу товара и его происхождению, прежде чем завести на нашу онлайн полку. Товары категории фреш, например, проходят 5 уровней проверки, прежде чем попасть на стол клиенту. Особым положением пользуются товары, имеющие органические сертификаты европейских институтов, вроде евролисток или usda, мы их очень любим. 

В нашем каталоге по определению не могут появиться продукты, выращенные с использованием гербицидов, пестицидов и других химических удобрений, также мы против антибиотиков и гормонов роста. 

Ассортимент, качество и удобство доставки, – наши преимущества. 

Артур Эльканов, Экомаркет: «Наша цель – сделать органические продукты доступными для каждого россиянина»

С какими сложностями вы столкнулись в процессе развития компании?

– Сейчас интересно вспоминать, ведь мы как «дураки» учились всему на своих ошибках. У нас не было людей, которые пришли бы, сделали работу за нас и научили нас работать «правильно». В итоге шишек было набито немало. 

В начале проекта вся компания представляла собой небольшую комнату, до отказа набитую телефонами, которую мы гордо называли «колл-центром». Любой из команды мог сесть и начать обзванивать клиентов и поставщиков. У нас даже был учрежден специальный поощрительный приз тем, кто сможет привлечь более всех клиентов. 
Часто покупатели просят нас прислать ими тот или иной сертификат, подтверждающий состав продукта. То есть это люди, которые действительно интересуются правильным питанием, я бы даже сказал с научной биохимической точки зрения.

Также на начальном этапе проекта каждый из нынешнего руководства, включая меня и даже генерального директора, мог сесть на каршеринговый автомобиль и отвезти заказ клиенту, когда не хватало свободных курьеров. Даже сейчас мы обучаем новых офисных сотрудников внутренним процессам по схожей методике, – каждый новичок должен поработать 2-3 дня на складе, попробовать собирать заказы и хотя бы раз отвезти заказ клиенту.

Говоря же об основной сложности, упомяну, конечно, кадровую проблему. У нас свои склады, своя служба курьеров, свой отдел маркетинга, все отделы у нас укомплектованы собственными специалистами, мы практически не берем компании на аутсорсинге, а стараемся системно растить собственные кадры. В сегменте, где первично качество продукции и клиентского сервиса, поиск и обучение сотрудников – трудоемкий и продолжительный процесс, и ошибки стоят дорого. 

У вас особая площадка с особым специфичным ассортиментом, – какие маркетинговые инструменты и сценарии вы используете в продвижении площадки? 

– Наша главная задача выстраивать доверительные отношения с нашими клиентами, а их невозможно быстро установить с помощью одного маркетингового канала, поэтому мы реализуем комплексную стратегию. Тут и радио, и телевидение, и, конечно, блогеры, и социальные сети. 

Мы уже в течение полутора лет активно развиваем Instagram. У нас очень классный блог Instagram.com/ecomarket.ru.

Артур Эльканов, Экомаркет: «Наша цель – сделать органические продукты доступными для каждого россиянина»

А с блогерами какого направления работаете?

– Преимущественно мы работаем блогерами мамочками, ЗОЖ-блогерами, а также кулинарными блогерами. Также уделяем внимание ТВ рекламе, совсем недавно сняли ролик, который планируем запустить к осени. Работаем и в других направлениях диджитал – Яндекс Директ, Гугл Адс, реклама в Фейсбуке.

Кто ваши конкуренты? 

– У нас свой сегмент – «органический» онлайн сервис, и прямых конкурентов пока не видим. Однако пока у потребителей нет четкого понимания различий между органическими и фермерскими продуктами, есть конкуренция с ритейлерами, которые торгуют фермерской свежей продукцией.

Но так как наша цель – просветительская, максимально познакомить россиян с полезной продукцией, даже конкурентов мы считаем своими союзниками. Ведь чем активнее россияне покупают «органику», тем шире и наша охватность. И все вместе мы не только строим бизнес, но и реализуем полезный проект. 

Кто ваши покупатели? Думаю, им свойственна высокая степень лояльности…

– У нас особая аудитория, наши клиенты на 80% – это женщины от 24 до 35 лет, у которых маленькие дети, которые особое внимание уделяют составу продуктов и их происхождению, часто покупатели просят нас прислать ими тот или иной сертификат, подтверждающий состав продукта. То есть это люди, которые действительно интересуются правильным питанием, я бы даже сказал с научной биохимической точки зрения. 

Про лояльность вы угадали, действительно аудитория у нас лояльная. И сделав заказ единожды, более половины покупателей возвращаются вновь и вновь. 

Артур Эльканов, Экомаркет: «Наша цель – сделать органические продукты доступными для каждого россиянина»

Как вы видите развитие рынка Эко-продуктов в ближайшие 5 лет?

– Тренд на здоровый образ жизни уже не первый год набирает популярность: по данным индекса потребительского доверия, здоровье – одна из основных причин беспокойства для российских потребителей. 

По данным отраслевого исследования, проведенного специалистами из США, объем мирового рынка экологически чистых продуктов питания растет на 16% ежегодно. Потенциал внутреннего рынка органической продукции в России к 2020-му году составит 300 млрд рублей, а вместе с экспортным потенциалом в сумме дойдет до 700 млрд рублей (по данным Всероссийского Научно-исследовательского института Информатизации Агрономии и Экологии). 
50% опрошенных не знает критериев, по которым товар можно отнести к категориям «Био» или «Эко», или не представляет, что скрывается за подобной маркировкой.

Около 62% граждан России готовы изменить свое потребительское поведение, если оно будет наносить меньше вреда окружающей среде. К такому выводу пришли эксперты исследовательской компании Nielsen.

Согласно данным опросов Nielsen, 41% потребителей во всем мире доверяют обозначениям «эко», «био», «натуральный» на упаковке. 

В России растет доля ответственных покупателей. Так, по данным опроса, проведенного Экологическим союзом и Экобюро GREENS, почти 40% ответственных покупателей готовы приобретать экотовары на 30% дороже обычных.

Однако 50% опрошенных не знает критериев, по которым товар можно отнести к категориям «Био» или «Эко», или не представляет, что скрывается за подобной маркировкой. Вот тут наша задача, как мы считаем и наших конкурентов-союзников, просвещать потребителей о пользе органики и вреде товаров с е-шками.

Вы собираетесь открывать офлайн точки?

– Нет, мы будем развивать онлайн сервис. В ближайших планах – расширение географии онлайн доставки, – уже сейчас она доступна жителям Москвы и области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, жителям Казани и Нижнего Новгорода. В ближайшем будущем планируем открытие в Самаре, Саратове, Ростове, Краснодаре, Сочи, Воронеже и Севастополе.




Читайте также: Экономическая эффективность эко-маркетинга




В период пандемии в разы выросла покупательская способность E-commerce, продажи каких категорий показали рост, и какие «серые зоны» в процессах вы обнаружили?

– В условиях, когда миллионы людей в столице перешли на удаленный формат работы, мы наблюдали четырехкратный рост заказов продуктов питания через интернет. Услугой начали активно пользоваться даже те, кто ранее не испытывал в этом потребности или не видел большой необходимости.

В магазине Экомаркет.ру, который я представляю, вырос спрос на 400 %, после первого обращения Президента. И мы наблюдали всплеск продаж после каждого обращения главы государства… 

В середине апреля мы увидели  увеличенный спрос почти во всех категориях, а особенно среди товаров длительного хранения. Если говорить о социально значимых продуктах, то выраженный спрос демонстрировала сухая бакалея. Например, продажи соли и риса в штучном эквиваленте выросли на 300%, а гречневой крупы – на 350%. Та же гречка…и мы не избежали ажиотажа. 

Выросли продажи воды, круп, макарон, туалетной бумаги в среднем в 3-4 раза, кроме того выросли продажи премиальных круп и макарон. 

Говоря о «серых зонах», мы не стали исключением и столкнулись с неготовностью ИТ-структуры к высоким нагрузкам. В пиковые периоды сайт не справлялся и работал с перебоями. Также были опоздания по заказам, из-за того что не хватало курьеров, но проблема была решена кардинальным образом – мы в течение нескольких дней набрали около 100 новых курьеров и смогли удержать заявленные сроки доставки. 

Какие советы вы бы дали начинающим стартаперам в сфере онлайн доставки продуктов?

– Успех достигается за счет самоотдачи. Чтобы добиться успеха, нужно работать, минимум, по 14 часов каждый день, семь дней в неделю, и как говорит наш логист «не свистеть, чтобы деньги не уходили» (прим: смеется)

***

Заинтересованы в партнерстве с интернет-магазином органических продуктов Экомаркет?

Контакт: elkanov@ecomarket.ru


New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит