0/5

Директор по электронной коммерции в fashion – кто он и как им стать?

Директор по электронной коммерции в fashion – кто он и как им стать?
время публикации: 10:00  10 апреля 2018 года
Теги: Fashion, e-commerce
Онлайн направление в ритейле стало неотъемлемой частью современного бизнеса. Особая роль в нем отводится директору по электронной коммерции, который должен максимально эффективно выстроить все процессы в данном направлении. О том, какие задачи перед ним стоят, как им стать и как правильно выбрать мы поговорили с Алексеем Салычевым, экс-директором по электронной коммерции брендов InCity и Love Republic, куратором курса Fashion Ecommerce в Высшей школе экономики.

Давайте начнем с главного. Кто такой Директор по электронной коммерции? Чем он занимается? Что делают его подчиненные? Сколько их?

Директор по электронной коммерции, по сути, руководит отделом, который организует и контролирует все бизнес-процессы онлайн-торговли. Это закупки, складская и транспортная логистика, разработка и техническая поддержка сайта и приложений, онлайн-маркетинг и клиентский сервис, фотопродакшн и контент-менеджмент. Всё это должно быть в поле контроля руководителя екомма, так как ритейл, он и в онлайне ритейл, и состоит из сотен мелочей. Главная компетенция eCommerce директора – это сделать так, чтобы интернет-магазин работал эффективно, поставленные KPI выполнялись, а онлайн направление развивалось. 

Состав и численность команды ecommerce подразделения и напрямую зависит от подхода руководства к использованию компетенций. Часто можно встретить еком-департаменты из 3-4 человек и при этом вполне эффективно действующие. В этом случае все несвойственные компании функции переданы на аутсорс. Тогда у руководителя может быть в прямом подчинении несколько сотрудников, но еще десятки человек занимаются его проектом в компаниях-подрядчиках. С другой стороны, я встречал компании, предпочитающие делать разработку интернет-магазина и, например, онлайн-маркетинг in house. И тогда такие команды могут насчитывать десятки человек.  








В целом могу сказать, что ключевым моментом для  директора по электронной коммерции является понимание всех бизнес-процессов и умение их эффективно выстроить, а делать это штатно или с помощью внешних компаний – это вопрос технический. 

Отличаются ли онлайн продажи в сегменте фэшн от, скажем,  онлайн продаж электроники или товаров для дома? Нужны ли какие-то дополнительные компетенции?

Безусловно, одежда – это гораздо более сложный и специфический продукт для торговли онлайн, чем, например, электроника. 

Во-первых, у многих покупателей еще сохраняется страх ошибиться с размером. Беспокойства все еще живут в умах покупателей, и с этим надо уметь работать. Так сейчас практически у всех уже есть весьма подробные инструкции по выбору размера, многие интернет-магазины предоставляют разнообразные и удобные способы обмена и возврата, некоторые игроки предлагают опцию примерки перед оплатой. 
В моей практике я видел немало примеров, когда компания теряла миллионы, а иногда и десятки миллионов рублей из-за ошибочных управленческих решений, которые были приняты специалистами без опыта работы в онлайне
Кроме этого, одежда – продукт сезонный и весьма индивидуальный. Помимо оценки размера покупатель постоянно думает о том, пойдет ли ему та или иная модель платья, сядут ли брюки, к лицу ли этот цвет. А это означает, что здесь без специфических знаний в индустрии моды никак не обойтись. Нужно уметь правильно рассчитать закупку, постоянно мониторить и анализировать продажи,  вести правильную ценовую политику для того чтобы не оказаться в конце сезона с неликвидными остатками.  

Но и здесь правила формирования ассортимента для интернет-продаж отличаются от розничных практик. В онлайне есть своя специфика. Этим темам, касающимся именно fashion составляющей интернет-магазина, мы посвятили первую часть курса Fashion Ecommerce, который я курирую в Высшей школе экономики. А преподают их самые авторитетные эксперты компании Fashion Consulting Group. 

Можно ли вырастить специалиста по электронной коммерции внутри компании? Как его учить, образовывать? Да и стоит ли тратить на это продолжительный и трудоемкий процесс ценное время?

Разумеется, можно вырастить специалиста по электронной коммерции из сотрудника компании, работающего по другому профилю. И я знаю немало таких примеров. 

Конечно, здесь есть и плюсы и минусы. С одной стороны, внутренний кандидат уже хорошо знает устройство компании, лоялен и предан, работоспособен и мотивирован, но, с другой стороны, у него нет опыта в онлайне, и все ошибки он будет совершать в проекте компании, и, к сожалению,  именно она будет за эти ошибки платить. 

В моей практике я видел немало примеров, когда компания теряла миллионы, а иногда и десятки миллионов рублей из-за ошибочных управленческих решений, которые были приняты специалистами без опыта работы в онлайне. Но это не тупиковая ситуация. Просто если ваша компания приняла решение доверить развитие интернет-торговли сотруднику без соответствующего опыта, не скупитесь на его образование – отправьте его на курс переподготовки, дайте ему свободу посещать профильные конференции по электронной коммерции, участвовать в вебинарах, читать профильные тематические ресурсы. За достаточно короткий срок сотрудник сможет овладеть базовыми знаниями, которые позволят ему избежать ошибок и не нести компании убытки. 

Директор по электронной коммерции в fashion – кто он и как им стать?

Может все же лучше нанять уже готового специалиста? 

Найм опытного специалиста – это, по понятным причинам, верный и весьма прагматичный путь для наиболее быстрого запуска и развития интернет-магазина. Но и здесь есть свои особенности. 

Во-первых, нужно быть готовым к высоким зарплатным ожиданиям кандидатов. 

Во-вторых, что немаловажно, нужно понимать, что вам придется делегировать специалисту полномочия и дать ему свободу делать то, в чем он силен. 

А как оценить уровень компетенций специалиста?

Когда вы будете оценивать таких кандидатов, то помимо их опыта и понимания всех вышеперечисленных бизнес-процессов, обязательно обращайте внимание на организаторские таланты. 

Потенциальный еком-менеджер должен быть хорошим коммуникатором, ведь в процессе запуска проекта ему придется столкнуться с массой кросс-функциональных задач со смежными подразделениями. Договориться, не будучи прямым руководителем, выстроить процесс и, суммировав активности, достичь значимого результата – это сложная задача, с которой приходится иметь дело в крупных компаниях. Поэтому уже сейчас нередки случаи, когда специалисты по электронной коммерции из крупных компаний переходят в интернет-магазины меньшего размера, но уже на уровень генеральный/коммерческий/исполнительный директор. Это неудивительно, ведь такой сотрудник зачастую знает весь цикл бизнеса, тогда как профильные специалисты обычно компетентны в рамках своего узкого направления.

Где учат на fashion eCommerce?

Два года назад мы совместно с Fashion Consulting Group и Высшей Школой Экономики создали и первый (и по сей день единственный) курс подготовки специалистов «Электронная коммерция в индустрии моды»

На этом трехмесячном вечернем курсе мы собрали ведущих практиков рынка, которые рассказывают обо всех сторонах организации онлайн продаж одежды, обуви и аксессуаров. 
Одежда – продукт сезонный и весьма индивидуальный. Здесь без специфических знаний в индустрии моды никак не обойтись
О том, как запустить интернет-магазин, как выстроить операционные процессы, как привлечь покупателей и удержать их и о многом другом. На выходе специалист получает полный объем знаний, который необходим для эффективного управления онлайн-бизнесом. 

При этом, как я уже говорил, вводный блок курса посвящен структуре и сегментации индустрии моды и основам управления ассортиментом. А основной блок по онлайн-магазину также преподается с учетом fashion специфики. 

Третий набор на программу сейчас в самом разгаре, стартуем мы 17 апреля. Занятия проходят по вечерам в течение трех месяцев. А для тех, кто находится не в Москве, у нас хорошие новости – впервые мы предоставляем возможность обучения онлайн. 

Подробная программа и регистрация на курс – здесь

0
Реклама на New Retail. Медиакит