0/5

Игорь Шварц: «С ритейлом традиционного формата прощаться рано»

Игорь Шварц: «С ритейлом традиционного формата прощаться рано»
время публикации: 12:00  08 апреля 2015 года
Чего не хватает современному ритейлу? Как покупателю мне хотелось бы тратить меньше времени на поиски товара в супермаркете, избежать долгих прогулок с тележкой. Но изменение формата нас ждет еще не скоро, ведь в ритейле, как и в любой другой сфере, инвестиции – это вопрос экономической целесообразности.

По данным IDC (IDC Russia Vertical Markets 2011–2015), расходы на ИТ в России будут ежегодно расти на 11,6%, причем наибольшие темпы покажут предприятия розничной торговли – 17,4% прироста инвестиций в год. Кризис уже вносит свои коррективы, но пока прогнозы оправдываются. На что ритейл потратит эти средства, и как развивались «ИТ-запросы» торговых компаний в последние годы? Правда ли, что полностью автоматизированные магазины – дело ближайшего будущего?

В ритейле, равно как и в любой другой сфере экономики, инвестиции – прежде всего вопрос экономической целесообразности. Ни один думающий руководитель компании не вложит в ИТ больше, чем это обусловлено реалиями бизнеса. Так, десять-пятнадцать лет назад большинство проектов автоматизации в торговых компаниях решало простейшие практические задачи: обеспечение документооборота, объединение локальных ИТ-сетей территориально разрозненных магазинов, поддержка складского учета и кассовых операций.

Fotolia_71205359_Subscription_Monthly_M.jpg
 
Несколькими годами позже началось усиление ИТ-систем дополнительными возможностями. Ритейлеры внедряли новые модули для учета закупок, планирования финансов, управления маркетинговыми акциями и программами лояльности, решения для онлайн-торговли. Эти процессы до сих пор можно наблюдать в целом ряде компаний малого и среднего бизнеса.

Что касается крупных ритейлеров, их запросы сейчас изменились. Компании все чаще обращаются к системам класса Business Intelligence (BI), позволяющим видеть полную картину бизнес-процессов, выстраивать причинно-следственные связи и получать качественную отчетность и прогнозы на основе обработки больших объемов разнородной информации. Это, пожалуй, наиболее глобальное изменение последних лет.

Еще один тренд современного ритейла – все более глубокое понимание цены сбоев в работе оборудования или программного обеспечения. Предположу, что многие владельцы бизнеса пришли к этому ценой проб и ошибок. Тенденцию подтверждает наша практика – спрос на отказоустойчивые решения стабильно растет. Такие продукты позволяют быстро восстанавливать работу после выхода из строя какого-либо элемента инфраструктуры или отключения электроэнергии и выйти из положения без финансовых и имиджевых потерь. Кстати, этот тренд касается не только ритейла, но и других отраслей.
 
Чего пока не хватает современному ритейлу? Как покупателю, мне хотелось бы тратить меньше времени на поиски товара в супермаркете. Избежать долгих прогулок с тележкой (не всегда приносящих результат). Помогло бы, например, мобильное приложение, строящее кратчайший маршрут от прилавка к прилавку – в зависимости от позиций из списка покупок. К тому же такие мобильные списки – отличный инструмент для изучения потребностей клиентов и прогнозирования объема закупок.

С профессиональной точки зрения могу констатировать, что в будущем ритейл ждет дальнейшая автоматизация. Хорошие перспективы у технологии автоматической идентификации RFID – товары маркируются радиочастотными RFID-метками с полной информацией (от состава до срока годности), которые считываются специальным устройством. Эта технология уже востребована в промышленности, медицине, транспортной и складской логистике и других сферах.

Fotolia_80950956_Subscription_Monthly_M.jpg

Пока ритейл использует RFID-метки только для автоматизации приемки и учета товара, но в будущем это решение может изменить обычную систему покупок. В некоторых концептах «магазинов будущего» клиент складывает товары в корзину и проходит через специальную рамку. Система одновременно считывает все RFID-метки и определяет общую стоимость товаров, после чего клиент расплачивается с помощью банковской карты или смартфона с поддержкой NFC. С этим форматом уже экспериментировали международные сети МЕТРО и Media Markt. Вполне вероятно, что в будущем такие технологии дойдут до магазинов шаговой доступности.

Еще одна интересная технология, заимствованная из других сфер – это оперативное управление доходами (revenue management) в зависимости от спроса. Сейчас такие решения помогают авиакомпаниям оперативно менять тарифы так, что самолеты не летают полупустыми.

Fotolia_74361952_Subscription_Monthly_M.jpg

Но в ближайшем будущем ждать подобных внедрений не приходится. Нанесение RFID-меток на товары на этапе производства, переоснащение точек продаж, создание целостной системы для оплаты с помощью смартфонов с участием банков и операторов сотовой связи и замена ценников на электронные – все это процессы небыстрые и недешевые.

Еще один вариант – полностью автоматизированные магазины, которые сами собирают корзину, например, в соответствии со списком покупок на вашем смартфоне. Это позволит значительно сэкономить время на поиск и выбор товаров. Но помимо отсутствия инфраструктуры, внедрению таких технологий может помещать и субъективный момент: творческий подход к кулинарии и процессу поиска лучших ингредиентов слабо совместим с автоматизацией. Так что с традиционным форматом ритейла пока прощаться рано.

Игорь Шварц,
руководитель отдела системной интеграции «Тринити»
0
Реклама на New Retail. Медиакит