Игорь Шварц: «С ритейлом традиционного формата прощаться рано»
![Игорь Шварц: «С ритейлом традиционного формата прощаться рано» Игорь Шварц: «С ритейлом традиционного формата прощаться рано»](/upload/iblock/39f/39ffcc4804958b0aa928ca4ca70ae47f.jpg)
время публикации: 12:00 08 апреля 2015 года
Чего не хватает современному ритейлу? Как покупателю мне хотелось бы тратить меньше времени на поиски товара в супермаркете, избежать долгих прогулок с тележкой. Но изменение формата нас ждет еще не скоро, ведь в ритейле, как и в любой другой сфере, инвестиции – это вопрос экономической целесообразности.
По данным IDC (IDC Russia Vertical Markets 2011–2015), расходы на ИТ в России будут ежегодно расти на 11,6%, причем наибольшие темпы покажут предприятия розничной торговли – 17,4% прироста инвестиций в год. Кризис уже вносит свои коррективы, но пока прогнозы оправдываются. На что ритейл потратит эти средства, и как развивались «ИТ-запросы» торговых компаний в последние годы? Правда ли, что полностью автоматизированные магазины – дело ближайшего будущего?
В ритейле, равно как и в любой другой сфере экономики, инвестиции – прежде всего вопрос экономической целесообразности. Ни один думающий руководитель компании не вложит в ИТ больше, чем это обусловлено реалиями бизнеса. Так, десять-пятнадцать лет назад большинство проектов автоматизации в торговых компаниях решало простейшие практические задачи: обеспечение документооборота, объединение локальных ИТ-сетей территориально разрозненных магазинов, поддержка складского учета и кассовых операций.
![С традиционным форматом ритейла прощаться рано Fotolia_71205359_Subscription_Monthly_M.jpg](/upload/medialibrary/f4d/f4de55615f04f587794162433ed8f991.jpg)
Несколькими годами позже началось усиление ИТ-систем дополнительными возможностями. Ритейлеры внедряли новые модули для учета закупок, планирования финансов, управления маркетинговыми акциями и программами лояльности, решения для онлайн-торговли. Эти процессы до сих пор можно наблюдать в целом ряде компаний малого и среднего бизнеса.
Что касается крупных ритейлеров, их запросы сейчас изменились. Компании все чаще обращаются к системам класса Business Intelligence (BI), позволяющим видеть полную картину бизнес-процессов, выстраивать причинно-следственные связи и получать качественную отчетность и прогнозы на основе обработки больших объемов разнородной информации. Это, пожалуй, наиболее глобальное изменение последних лет.
Еще один тренд современного ритейла – все более глубокое понимание цены сбоев в работе оборудования или программного обеспечения. Предположу, что многие владельцы бизнеса пришли к этому ценой проб и ошибок. Тенденцию подтверждает наша практика – спрос на отказоустойчивые решения стабильно растет. Такие продукты позволяют быстро восстанавливать работу после выхода из строя какого-либо элемента инфраструктуры или отключения электроэнергии и выйти из положения без финансовых и имиджевых потерь. Кстати, этот тренд касается не только ритейла, но и других отраслей.
Чего пока не хватает современному ритейлу? Как покупателю, мне хотелось бы тратить меньше времени на поиски товара в супермаркете. Избежать долгих прогулок с тележкой (не всегда приносящих результат). Помогло бы, например, мобильное приложение, строящее кратчайший маршрут от прилавка к прилавку – в зависимости от позиций из списка покупок. К тому же такие мобильные списки – отличный инструмент для изучения потребностей клиентов и прогнозирования объема закупок.
С профессиональной точки зрения могу констатировать, что в будущем ритейл ждет дальнейшая автоматизация. Хорошие перспективы у технологии автоматической идентификации RFID – товары маркируются радиочастотными RFID-метками с полной информацией (от состава до срока годности), которые считываются специальным устройством. Эта технология уже востребована в промышленности, медицине, транспортной и складской логистике и других сферах.
![С традиционным форматом ритейла прощаться рано Fotolia_80950956_Subscription_Monthly_M.jpg](/upload/medialibrary/f03/f03a692799b28dce369f0158153a5d2f.jpg)
Пока ритейл использует RFID-метки только для автоматизации приемки и учета товара, но в будущем это решение может изменить обычную систему покупок. В некоторых концептах «магазинов будущего» клиент складывает товары в корзину и проходит через специальную рамку. Система одновременно считывает все RFID-метки и определяет общую стоимость товаров, после чего клиент расплачивается с помощью банковской карты или смартфона с поддержкой NFC. С этим форматом уже экспериментировали международные сети МЕТРО и Media Markt. Вполне вероятно, что в будущем такие технологии дойдут до магазинов шаговой доступности.
Еще одна интересная технология, заимствованная из других сфер – это оперативное управление доходами (revenue management) в зависимости от спроса. Сейчас такие решения помогают авиакомпаниям оперативно менять тарифы так, что самолеты не летают полупустыми.
![С традиционным форматом ритейла прощаться рано Fotolia_74361952_Subscription_Monthly_M.jpg](/upload/medialibrary/59b/59b3a7813c1caf952409d2861e6fffd3.jpg)
Еще один вариант – полностью автоматизированные магазины, которые сами собирают корзину, например, в соответствии со списком покупок на вашем смартфоне. Это позволит значительно сэкономить время на поиск и выбор товаров. Но помимо отсутствия инфраструктуры, внедрению таких технологий может помещать и субъективный момент: творческий подход к кулинарии и процессу поиска лучших ингредиентов слабо совместим с автоматизацией. Так что с традиционным форматом ритейла пока прощаться рано.
Игорь Шварц,
руководитель отдела системной интеграции «Тринити»
руководитель отдела системной интеграции «Тринити»
0
Последние новости
Самое популярное
-
Experiential retail: Шопинг как Диснейленд для взрослых
-
Кейс «Экстра-М», производителя макарон Pasteroni: как за 3 месяца автоматизирова...
-
Кейс Munz Group: как в компании увеличили конверсию в ритейле с помощью «Офисног...
-
SEO продвижение сайтов B2B-тематики в 2024-2025 году
-
Цифровизация ритейла: MDM-система как способ повысить эффективность управления