0/5

Евгений Закрепин: "Люди не прекратят одеваться и есть, но ритейлерам пора задуматься о применении IT"

Евгений Закрепин: "Люди не прекратят одеваться и есть, но ритейлерам пора задуматься о применении IT"
время публикации: 11:00  18 сентября 2015 года
Ритейл продолжает переживать нелегкие времена. Как изменились потребности крупных игроков розничного бизнеса с точки зрения информационных технологий? Все о e-commerce, новых ИТ-трендах и приоритетах развития программного и аппаратного обеспечения в ритейле, рассказал Евгений Закрепин, первый вице-президент Группы компаний «Техносерв».

Какие направления в области IT и телекоммуникаций являются приоритетными в 2015-2016 годах?

Ритейл одна из тех индустрий, которая, несмотря на кризис, планомерно развивается. Мы это видим по тем потребностям, которые проявляются на ИТ-рынке от лица крупных ритейлеров – X5 Retail Group, «Магнит», О'КЕЙ, «Лента» и пр. Запросы касаются как различного рода приложений, необходимых для дальнейшего развития  и оптимизации бизнеса компаний (CRM, оптимизация логистики, сокращение расходов), так и развития инфраструктуры. Последнее направление связано с лавинообразным ростом объема данных, и необходимостью эти данные хранить и обрабатывать. Кстати, этот тренд подталкивает внедрение как программных, так и аппаратных решений.  

В общем, актуальны задачи по оптимизации деятельности и эффективности компаний. Кроме того, сейчас идет очередной виток по разработке или доработке программ лояльностей, направленных на привлечение и удержание потребителей. Возникают задачи по эскалации степени привязанности клиентов к конкретной сети. Например, их интересует программное обеспечение, позволяющее «скинуть» на смартфон зашедшему в магазин клиенту информацию о текущих акциях, а со временем и персонифицированные предложения. 

С точки зрения телеком-инфраструктуры есть сети, которые продолжают расти и докупать оборудование – это экстенсивный путь. Но также идет активный процесс замены парка телеком-оборудования.  Сейчас все чаще с окончанием периода технической поддержки оборудования идет практически полная замена парка на более современное. Причем коллеги готовы экспериментировать с более бюджетным оборудованием азиатских производителей, но их важным требованием является расширенный гарантийный период – от трех до пяти лет. ИТ-директора считают, что проще не продлевать сервис, а сделать полную замену. 

Как развитие NFC-технологий влияет на ритейлеров? 

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно обратиться к собственному покупательскому опыту. Мы видим повсеместное использование банковских карт, а вот заметного влияния NFC-технологий пока нет. 

IT-технологии в ритейле: векторы развития в кризис

E-commerce - это уже повсеместная реальность или будущее ритейла?

Бесспорно, это уже наша реальность. Другой вопрос, что многие ИТ-деректора и ТОП-менеджеры сетей жалуются, что проекты по созданию интернет-магазинов не доведены до логического конца, и нет эффекта, которого ожидали, т.е. внедрение не удовлетворило ни конечных потребителей, ни бизнес. Пожалуй, проект «Рексофта», который является частью группы «Техносерв», по разработке и запуску решения для интернет-магазина «O'КЕЙ» на базе IBM WebSphere Commerce и 1С Управление предприятием – один из немногих удачных примеров в этой области. Кстати, этот проект получил премию Американской Торговой Палаты в России в номинации «Инноватор года 2014».  
 
Как развивается в ритейле система аналитики и прогнозирования? 

Компании планомерно инвестируют в данную область. Сегодня нет ни одного крупного производителя, который бы не предлагал свои решения по этому сегменту. Здесь и Teradata, и EMC, и SAP. Взрывной рост внедрений этих решений сдерживается ценовыми предложениями от вендоров. «Техносерв» уделяет особенное внимание решению SAP HANA. На наш взгляд, это стратегическая платформа для развития в этой области. 

Отдельно стоит отметить  вопрос специалистов в этой области. Сейчас ритейлеры привлекают консультантов от производителей и интеграторов, но также в их штате всегда есть и собственные гуру. Вообще, уровень специалистов внутри заказчика часто выше, чем людей у вендора и интегратора. Специалисты заказчика глубоко занимаются своей проблематикой, развиваются и становятся настоящими экспертами в своей области. 

Кстати, последнее время все чаще наблюдается вот какой кадровый круговорот. Сначала специалист работает в интеграторе, затем поднакопив опыта, уходит работать на сторону вендора. После этого, он переходит в заказчика, а уже из заказчика делает шаг обратно - в интегратора. Это происходит по причине того, что накоплен большой опыт по практике внедрения решений различных производителей, и человек готов реплицировать этот багаж на другие сферы и вертикали. Именно эта волна подталкивает развитие интеграторов на новый виток. Он подкреплен серьезной экспертной командой, готовностью обеспечивать заказчикам тонконастроенный сервис,  внедрять сложные интеграционные решения с учетом глубокого понимания бизнеса клиентов. 

Какой процент проникновения мобильных приложений, планшетов и интерактивных стендов в рознице? 

Многие сети сегодня задумались о бесплатном Wi-Fi для клиентов. Предоставляя эту нехитрую услугу, магазины могут персонифицировать клиента, рассказать обо всех интересных предложениях, увеличить чек за счет предложения сопутствующих товаров. 
Также мобильные устройства – это инструмент для работы мерчендайзеров, активностей по коррекции товарных ценников, вплоть до организации электронных ценников. 

IT-технологии в ритейле: векторы развития в кризис

Каковы приоритеты развития автоматизации розничного бизнеса в целом на 2015-2016 год?

Тренд ЦОДостроения в ритейле продолжается. Также идут закупки и серверов, и систем хранения. Помимо роста объема данных ритейлеров волнует и тема хранения, обработки и защиты персональных данных потребителей. Кроме того, актуальна тематика видеонаблюдения как за поведением покупателей, так и персонала. И это неудивительно. По официальным данным статистики Федеральной налоговой службы в 2014 году в супермаркетах было украдено товаров на сумму более 930 млн. рублей. Это вдвое выше показателей 2013 года, когда из магазинов вынесли товаров на 638 млн. рублей. Это официальные цифры. В действительности  магазины предпочитают не указывать реальный уровень краж. Иначе в отчетности придется показать убытки, а это автоматически повлечет за собой налоговую проверку. Реальный же уровень краж по данным Management Development Group  — 1,7–2 трлн. рублей в год, или 1–1,5% от выручки. Но одних видеокамер для борьбы с этой проблемой недостаточно. Необходимо создание полноценных ситуационных центров с системами видеоаналитики.  

Происходит ли процесс импортозамещения в IT и связи? 

Ритейлеры – это коммерческие компании, поэтому санкции их не затронули. Но интерес к альтернативе у них всегда есть. Если функциональность системы или продукта их устраивает, то дальше в цепочку принятия решения включается вопрос цены. Все смотрят в обязательном порядке на TCO. Вот тот комплекс, который влияет на принятие решения о заключении контракта. 

Кстати, сейчас идет очередная волна обсуждения по владению ПО. Некоторые сети считают, что в связи с колебанием курса рубля выгодней разрабатывать собственные приложения, а в других сетях существует мнение, что нужно использовать стандартный продукт от известных производителей, которые гарантируют поддержку решения и независимость от конкретной команды разработчика.  

IT-технологии в ритейле: векторы развития в кризис

Каковы векторы развития в сфере IT для ритейла? За какими технологиями будущее? 

Мы однозначно видим для себя рост возможностей в ритейле как в продуктовом кластере, так и консьюмерском. Люди не прекратят одеваться и есть. Если сравнивать Россию и Запад, то проникновение сетей у нас еще далеко недостаточно. Ритейл - рынок весьма конкурентен, а значит, здесь нужны решения для того, чтобы быть лучшим. Будут востребованы Big Data, аналитика, мобильные решения и инфраструктура, которая обеспечивает платформу для функционирования всего этого комплекса.

Кроме того, ритейлеры отлично понимают, что мы живем в период изменения модели поведения покупателей. Молодое поколение не делает покупок без сиюминутной проверки через Интернет на лучшее продуктовое предложение. Они скрупулезно анализируют характеристики будущей покупки, точно понимают, чего они хотят, и покупают по самой низкой цене. Ритейлерам надо соответствовать, и они уже начали к этому будущему готовиться.

Светлана Золотар
0
Реклама на New Retail. Медиакит