0/5

ITSIBERIA: как ученые IT-кластера ищут научные подходы к решению операционных задач в ритейле

ITSIBERIA: как ученые IT-кластера ищут научные подходы к решению операционных задач в ритейле
время публикации: 10:00  20 мая 2024 года
С развитием технологий, с уходом в цифровизацию перед российским ритейлом встает все больше операционных задач, которые требуют особого научного подхода. В ответ на этот новый контекст был создан кластер ITSIBERIA, который объединил ученых в самых разных областях, и задача которых – поиск наукоемких решений сложных IT-задач и их применение на практике. Подробнее о философии, целях и задачах ITSIBERIA рассказала Елизавета Ощепкова, генеральный директор кластера.



Что такое «ITSIBERIA»? В ответ на какие запросы был создан это кластер?

– ITSIBERIA – это объединение экспертов, которые занимаются наукоемкими решениями и задачами, связанным с повышением эффективности бизнес-процессов. Этот кластер был создан в ответ на мой личный опыт, опыт моих партнеров в индустрии. Дело в том, что я, работая в категорийном менеджменте на разных позициях, включая позицию коммерческого директора, часто сталкивалась с управленческими задачами, которые не могли решить сотрудники компании. С задачами по оптимизации логистики, поставок, управлению ассортиментом я обращалась к IT-специалистам, но и они не могли ничего конструктивного предложить. Уже тогда я поняла, что есть пул задач, в решении которых требует особый математический подход.  
ITSIBERIA – это объединение научных сотрудников и наукоемких решений IT-компаний, направленных на то, чтобы бизнес узнал о новых задачах и сумел их правильно применить.

Мое базовое образование – математическое, поэтому в первую очередь я пошла со своим запросом к математикам. Я была приятно удивлена, узнав, какое количество задач уже сейчас решается на практике в синтезе с наукой. К сожалению, в России многие бизнес-процессы не знакомы с этими задачами, и поэтому они так и остаются на том уровне нерешенных актуальных проблем, постоянно накапливаясь и «оседая» многолетними пластами. 

Соответственно, ITSIBERIA – это объединение научных сотрудников и наукоемких решений IT-компаний, направленных на то, чтобы бизнес узнал о новых задачах и сумел их правильно применить. 

Какую задачу или задачи в ITSIBERIA уже сейчас взяли в работу?

– Здесь правильнее говорить не о задачах ITSIBERIA, а в целом – говорить об опыте всех партнеров кластера. Из всех задач, которые мы сейчас прорабатываем, это задачи оптимизации, которые связаны, например, с оптимизацией транспортных путей. То есть это задачи, которые, вроде бы, сейчас решаются в бизнесе, но, если обратиться за их решением к научным сотрудникам, то можно существенно повысить точность решения с оптимизацией транспортных узлов. Как я и говорила ранее, это иной наукоемкий подход. 

Какова основная идея, которая объединяет участников ITSIBERIA, и сколько их?

– Основная философия участников нашего кластера – это глубокая экспертиза и даже в некотором смысле фанатичность в достижении сверх результатов в том направлении, в котором развиваются те или иные сотрудники. 

Посчитать, сколько специалистов объединяет ITSIBERIA сейчас сложно, так как у нас есть несколько научных подразделений, есть несколько ИТ-партнеров, есть временные участники, которые заинтересовались работой в нашем кластере, но которые сейчас сосредоточены на продвижении каких-то своих проектов. Поэтому сейчас у нас достаточно подвижное сообщество, мы открыты к новым контактам, проектам и готовы расширяться.

ITSIBERIA: как ученые IT-кластера ищут научные подходы к решению операционных задач в ритейле
 
В чем состоит конкурентном преимущество ITSIBERIA?

– Наше основное конкурентное преимущество заключается в том, что мы объединяем экспертов, и мы рассматриваем любую компанию как уникальный комплекс, а не как набор неких процессов, каждый из которых можно оптимизировать в отрыве от всего остального. То есть у нас нет какого-либо единого унифицированного подхода к решению задач. 
Наше главное преимущество в том, что мы рассматриваем клиента комплексно, и преподносим ему максимально правильную последовательность решения задач, с полной экономической аргументацией предложенной стратегии.

Так, например, если к нам пришел клиент с запросом на оптимизацию транспортных узлов, мы не разбираем только транспортные узлы. Мы смотрим и анализируем смежные дирекции, которые непосредственно влияют на эти узлы, и стараемся понять, какие боли, помимо заявленной, есть у компании, и которые мы рекомендуем сейчас рассмотреть и «подлечить». 

То есть наше главное преимущество в том, что мы рассматриваем клиента комплексно, и преподносим ему максимально правильную последовательность решения задач, с полной экономической аргументацией предложенной стратегии. 

С точки зрения модели что представляет собой ITSIBERIA?

– Структурно ITSIBERIA – это объединение разных компаний и научных институтов, которые аккумулируют определенную экспертизу. Есть единый центр, который занимается непосредственной связкой компетенций специалистов-участников кластера и потребностей клиента. То есть центр анализирует потребности клиентов, после чего распределяет по экспертам, каким образом, какую задачу мы сперва будем исследовать, а потом и решать.




Читайте также: ИТ-специалист в технологичной компании: мифы и реальность




В каких направлениях вы имеете экспертизу? В каких сегментах именно сейчас идет активное ее наращивание?

– Сперва расскажу о наиболее интересных сегментах с точки зрения наращивания компетенций, к ним относятся сферы финансов, экономики и HR. И здесь мы сейчас ищем как экспертов из индустрий, так и наращиваем свою экспертизу в решении такого рода задач. Нам было бы очень интересно исследовать эти области, так как они нам видятся наиболее перспективными в понимании того, как они работают. 

В число основных компетенций ITSIBERIA сейчас входят логистика, управление товарным ассортиментом с точки зрения логистики и категорийного менеджмента, фарма, очень сильные эксперты у нас в сфере маркетинга, и весь торговый сектор в самых разных направлениях. 

На данный момент сколько компаний уже обратились к ITSIBERIA за экспертной поддержкой? Какие это компании: по размеру, сегментам, ИТ-зрелости?

– Это уже достаточно широкий спектр компаний от среднего до крупного регионального бизнеса и часть крупных федеральных компаний с запросами по узким направлениям. Разный и уровень ИТ-зрелости наших клиентов, от компаний, в которых сперва была нужна работа над преобразованием архитектуры хранения данных до высокоорганизованных структур, которые уже выходят на высокий уровень запросов, связанных с использованием искусственного интеллекта, сложным распознаванием и внедрением этих технологий в свои процессы. 

Нам особенно интересен средний региональный, так как у нас есть узкая экспертиза, которая интересна и особенно эффективно применима именно в узкой специализации. При этом, безусловно, мы не имеем каких-либо ограничений в работе с крупным федеральным ритейлом по направлениям, в которых наши компетенции сильны. Мы готовы подключаться к решению их задач.

ITSIBERIA: как ученые IT-кластера ищут научные подходы к решению операционных задач в ритейле
 
Можете привести примеры, кейсы, когда ITSIBERIA помогла бизнесу скорректировать техзадание по внедрению технологий, понять барьеры, которые мешают их внедрению и начать работу по их устранению?

– Да, конечно! К нам обратился очень крупный региональный игрок с обычным запросом прогнозирования данных. Мы провели ряд интервью со смежными дирекциями, которые на первый взгляд не имеют прямого отношения к прогнозированию данных и спроса. На базе глубоких интервью мы сформировали порядка 6 коммерческих предложений для разных департаментов компании заказчика и в седьмом направлении мы сформировали глубокое проработанное техническое задание, скорректировав первоначальный запрос клиента. 

Интересно, что после этого клиент отошел от задачи прогнозирования, и сфокусировался на решении задачи распознавания, которая была достаточно сложной. Нужно было из видеоряда со средним качеством извлечь информацию, транслировать ее в облачное хранение, аккумулировать и потом уже распознавать. 

Таким образом, мы справились с задачей с точки зрения глубокой проработки, поиска «болей», корректировки первичного задания и обсуждения способов внедрения и проработки решения. 

Какова стоимость такого глубокого консалтинга ITSIBERIA?

– Конечно, бюджет зависит от запроса, но одна из целей, которую ставит перед собой ITSIBERIA – сделать ряд технологий доступными. Мы не говорим об их обесценивании, но наша задача – правильно, аргументированно донести их до широкого потребителя. И в числе прочего мы планируем через публикации статей рассказывать широкой аудитории о том, как применять новые технологии, и насколько они могут быть экономически эффективными даже для не самого крупного бизнеса.
 
Кстати, Вам лично какие технологии и задачи кажутся наиболее перспективными?

– В силу глубокого погружения в индустрию, понимания того, что нужно, и что особенно важно – понимания того, что не осознают владельцы бизнеса – я ставлю перед собой задачу на ближайший год рассказать о задачах оптимизации, что это такое, как они работают, поделиться своим опытом, когда их полезно внедрить и, конечно, какой результат они могут дать. 

И вторая технология, за которую я «болею» и переживаю, что ее пока редко внедряют, это цифровые ассистенты, не чат-боты, а именно цифровые помощники-двойники. Они в настоящее время умеют очень многое, но по каким-то причинам бизнес пока опасается их внедрять. И в ближайшее время я очень хочу сломать стереотипы и рассказать о тех возможностях, которые дают бизнесу эти два типа задач и технологий.

ITSIBERIA: как ученые IT-кластера ищут научные подходы к решению операционных задач в ритейле
 
Уже сейчас можно говорить о том, что работа кластера стала играть заметную роль в развитии технологий в компаниях региона?

– Мы работаем на рынке полтора года, и пока находимся на старте активной деятельности, но уже чувствуется интерес, потому что мы ломаем стереотипы обычного маркетинга в ИТ и пытаемся привлечь внимание широкой аудитории к нашим разработкам с точки зрения того, чтобы объяснить доступным языком, что это есть, для чего это нужно и как это можно правильно применить. Поэтому уже сейчас мы стали достаточно заметными, и все больше привлекаем внимание средних и крупных компаний. 

Как компании, которая заинтересована в вашей экспертизе, начать работу с ITSIBERIA? И как стать участником самого кластера? Могут компании к вам присоединяться?

– Всё просто, сперва нужно выйти на контакт с нами, мы пообщаемся и выясним – что именно компания хочет получить и насколько наша экспертиза релевантна запросу. И если все сложится, начнем работу. 
Я ставлю перед собой задачу на ближайший год рассказать о задачах оптимизации, что это такое, как они работают, поделиться своим опытом, когда их полезно внедрить и, конечно, какой результат они могут дать.

Относительно того, как стать участником кластера, скажу, что сейчас нам особенно интересны компании, которые занимаются задачами распознавания любых потоков (визуальных, голосовых и т.д.), задачами, связанными с нейросетями, моделированием, задачами оптимизации. Мы всегда готовы к новым предложениям, после чего мы общаемся, получаем понимание о глубине экспертизы и принимаем решение о дальнейшей работе. 

Каковы планы развития ITSIBERIA на ближайший год и более отдаленную перспективу?

– В ближайшее время мы сосредоточимся на наращивании экспертизы в тех сегментах, которые мы обсудили ранее, также мы делаем ставку на укрепление как в офлайн-ритейле, так и в екомме, и разработку смежных индустрий. Подробности последнего направления работы пока раскрывать не будем, но это очень интересное направление, о котором обязательно расскажем позднее. 

Одной из своих миссий мы считаем и просветительскую, и в рамках развития мы планируем рассказывать рынку о тех наукоемких решениях, которые позволяют решать практические задачи управления розницей и смежных процессов. Это непростые разработки, и мы будем стараться в наших публикациях объяснять бизнес-сообществу их практический смысл и варианты применения. Повторю, что это направления для нас имеет особую важность, и его реализация будет носить системный характер. Первые материалы совсем скоро появятся на New Retail.

Синяя горизонталь

Если у вас появились вопросы или предложения по сотрудничеству с ИТ-кластером ITSIBERIA, направляйте их по адресу электронной почты  It_and_science@internet.ru, а также в Телеграм @ITSIBERIA_Elisaveta_Oshchepkova или в WhatsApp +7 913 775 81 72.

Реклама ООО "ИТ-КЛАСТЕР СИБИРЬ", ИНН 5404317933
erid: F7NfYUJCUneLrXN4qC96




0
Реклама на New Retail. Медиакит