0/5

Максим Чернов о нетворкинге: «мы с трудом подпускаем к себе новых людей…»

Максим Чернов о нетворкинге: «мы с трудом подпускаем к себе новых людей…»
время публикации: 11:30  02 августа 2016 года
Если еще пару десятилетий тому назад обширные связи решали многое, то сейчас они решают все. И тот, кто не занимается нетворкингом, едва ли может рассчитывать на быстрое достижение своих целей. New Retail расспросил Максима Чернова, основателя блога pronetworking.ru, автора книги «Из связей в князи» и ведущего практических тренингов, об особенностях российского нетворкинга, об интровертах и самых распространенных промахах в процессе установления связей.

NR: Допуская мысль о том, что некоторые читатели могут не до конца понимать, что такое «нетворкинг», попрошу вас пояснить, что же это такое?

МЧ: Само слово «нетворкинг» происходит из двух английский слов: «net» – сеть и «working» – деятельность, то есть это целенаправленная работа по установлению связей. При этом неверно считать, что нетворкинг применим исключительно в бизнесе. Эта техника полезна в любых коммуникациях, в том числе и в каждодневной жизни. И сфера применения нетворкинга не ограничивается только налаживанием контактов с клиентами, инвесторами, деловыми партнерами и коллегами. Устроить ребенка в лучший детский сад? Наладить общение с людьми в другой стране или чужом городе? Нетворкинг применим везде, и каждому человеку полезно обладать его основными навыками. 

NR: Россия всегда была страной социальной, и даже в фольклоре сохранилась масса поговорок вроде «не имей сто рублей…» или «язык до Киева доведет». Но отчего-то нетворкинг дошел до нас только сейчас…

МЧ: Нужно отметить, что стремление устанавливать связи и правильно их использовать существовало всегда. Так, в советское время процветал пресловутый «блат», явление слегка похожее на нетворкинг, правда не такое этичное. 
Связи всегда решали все, и не только в России, но в самых разных уголках мира.
Правда везде есть свои особенности. Например, существует множество стран, где определяющее значение имеют родственные, семейные связи, которые проникают во все сферы жизни. Так в Индии до сих пор сильна кастовость, и установление связей затруднено из-за того, что «выпрыгнуть» за пределы своей касты практически невозможно. 

Таким образом, нетворкинг – глобальное явление. Хотя каким-то странам оно присуще в большей степени, нежели другим. И местные традиции, сложившиеся формы коммуникации оказывают решающее значение на стиль взаимоотношений между людьми. Россия на самом деле переживает, своего рода, «бум» нетворкинга. Люди осознали, насколько важно уметь устанавливать и поддерживать связи, и начали активно учиться этому полезному искусству. Например, у меня на сайте очень популярен бесплатный видеокурс и инструкция по нетворкингу.

NR: Нетворкинг в России имеет какие-то особенности по сравнению с той же Америкой или Европой?

МЧ: Мне приходилось бывать и жить в разных странах: в США, во Франции, в Англии, в Люксембурге, в Ирландии и в Сингапуре. И да, я соглашусь с тем, что процессы взаимодействия между людьми выстраиваются совершенно по-разному. Если же сравнивать Россию со всем миром, то, на мой взгляд, в плане нетворкинга, мы ближе к континентальной Азии. Нам присуща закрытость, настороженность, мы с трудом подпускаем к себе новых людей, и довольно долго присматриваемся к ним, прежде чем начинать совместную деятельность. При этом в России довольно сильны родственные связи, которые не всегда задают правильный тон партнерству. В качестве иллюстрации приведу в пример США, где на конференции или выставке гораздо проще подойти к именитому спикеру, познакомиться с ним и начать разговор, нежели в России. И в этом плане нам больше присущ европейский стиль нетворкинга, нежели американский. 

NR: А общение в социальных сетях можно считать нетворкингом, или все же связи нужно устанавливать в «живом» формате?

МЧ: Общение в социальный сетях – это то же, что и общение в реальной жизни. Просто для коммуникации используется другая платформа. И если при помощи социальных сетей устанавливаются и развиваются деловые связи, а не происходит просто обмен фотографиями с отдыха, то да, – почему нет? И когда благодаря тому же LinkedIn вы находите и поддерживаете новые контакты и реализуете совместные проекты, то да – это нетворкинг. 

Максим Чернов о нетворкинге: «мы с трудом подпускаем к себе новых людей…»

NR: А как выбрать мероприятия, которые будут действительно эффективны с точки зрения установления качественных связей? Ведь для посещения всех не хватит ни времени, ни сил…

МЧ: Существует особый формат «нетворкинговых» мероприятий, которые были задуманы специально для установления связей. На мой взгляд, такие мероприятия не очень эффективны, так как, будучи чаще всего бесплатными, они привлекают много людей, которые просто ищут работу или инвесторов. Грубо говоря, на таких встречах безработные люди общаются и обмениваются визитками. Как понимаете, практическая польза от такого процесса стремится к нулю. 

При поиске действительно полезных мероприятий я бы советовал выбирать тематические встречи. Это могу быть тренинги, выставки, мастер-классы того профиля, в котором вы хотели бы развиваться. 

Хочу поделиться еще одним немаловажным наблюдением: на мероприятиях важна такая вещь как «фильтр». В частности, я говорю о стоимости участия во встрече. Так, например, при индвидуальной работе с моими клиентами в формате коучинга мы проводим серьезный анализ и выбираем пул мероприятий, которые имеют прямое отношение к сфере их интересов, и имеют довольно высокую «планку входа». Это может быть вход через рекомендации или  дорогие билеты. Приемлемый уровень стоимости, конечно, каждый выбирает для себя. Но важен принцип – чтобы участие в мероприятии не было бесплатным. Например, приобретая билет за 50 000 рублей, в стоимость которого входит обед или ужин (а это уже возможность неформального общения с участниками конференции), вы получаете отличное «поле» для эффективного нетворкинга. 

NR: Складывается впечатление, что нетворкинг придуман экстравертами для экстравертов! А что делать тем, для кого общение не является чем-то простым и органичным? 

МЧ: Хороший вопрос! Ведь на самом деле, – одни люди получают удовольствие от общения, а другие видят в нем труд и повод для постоянных беспокойств. Кому-то для каждого нового знакомства нужно вдохновение и особый настрой, а иные готовы к общению с новыми людьми везде и всегда. Главный совет – правильно выбирать профиль мероприятия, и идти туда, где соберутся люди со схожими интересами. Скажем, если вы – геймер и идете на гейминговую конференцию, то вам будет о чем поговорить с посетителями встречи, а значит можно быть уверенным в том, что напряжения в общении будет меньше. И даже если вы – интроверт, вам будет просто интересно. А где интерес, там и удовольствие. 








Хоть я и отношусь к прямолинейному разделению людей на интровертов и экстравертов с долей сомнения, мы проводили даже 4-недельный онлайн-курс «Нетворкинг для Интровертов», где участники учились преодолевать сложности, которые возникают в общении у людей, для которых коммуникации не являются простым делом. Главным моментом здесь я считаю необходимость поддерживать достаточный уровень энергии и позитива. А потому я настоятельно  рекомендую всем «закрытым» людям перед важным нетворкинговым мероприятием  высыпаться и получать положительные эмоции.

Есть еще пара простых психологических техник, которые пригодятся людям интровертного склада при подготовке к «массированному» общению. Нужно придти на мероприятие чуть раньше, еще до сбора всех гостей, походить по территории и буквально подержаться за стены. Таким образом, в ходе этого подготовительного периода возникнет ощущение спокойствия и даже привычности происходящего, а помещение уже не будет казаться чужим. Согласитесь, дома и стены помогают. 

Когда общение войдет в активную фазу, не вставайте в центр зала, оставляя позади себя пустоту. Правильнее находиться в таком месте, где позади вас есть стена. Такое размещение повышает уровень комфортности при нахождении в незнакомом помещении.

shutterstock_390565612.jpg

NR: Я же как раз наоборот, люблю вставать в центре зала. Правда, интровертом я не являюсь. Кстати, какие основные ошибки в процессе нетворкинга вы могли бы отметить? 

МЧ: Пожалуй, основной ошибкой, которую допускают многие, является слишком быстрый переход к делу. Так, отвечая за маркетинг двух крупных брендов в компании Procter&Gamble, мне нередко приходилось бывать на отраслевых выставках и конференциях. И я отмечал, что часто, узнав название компании, которую я представляю, люди буквально через минуту после знакомства пытались мне что-нибудь продать. Эта ошибочная тактика довольно распространена, и, на мой взгляд,  возглавляет список главных зол для эффективного нетворкинга. 
 
Второй по распространенности среди ошибок в нетворкинге является не совсем адекватная оценка потенциала существующих связей. Ведь мы попросту не задумываемся о тех людях, которые давно вошли в круг нашего общения, сосредотачивая внимание на «новичках». А именно там, среди наших давних знакомых, есть масса возможностей для установления новых связей и движения вперед. 

NR: Максим, могли бы вы в качестве «сувенира» для читателей New Retail дать несколько простых упражнений по нетворкингу, которые можно было бы начать выполнять уже сегодня?
 
МЧ: Да, конечно. Ведь главная ценность нетворкинга в том, что начать им заниматься можно в любой момент. 

Упражнение 1: Выпишите из своего окружения людей, у которых много контактов и связей. Дайте ответ на вопросы: что у вас общего уже и как вы можете сделать отношения более крепкими? 

Упражнение 2: Проанализируйте свой профиль в социальных сетях с точки зрения стороннего наблюдателя. Дайте ответ на следующие вопросы: каким меня видят люди, когда заходят на мою страницу впервые? Насколько впечатление совпадает с тем, которое я хотел бы произвести? Уверенной рукой убираем сомнительные фотографии, бессмысленные репосты и прочий «шлак», который негативно влияет на вашу репутацию. 

Упражнение 3: Выберете доступные мероприятия на ближайшие два месяца. Приобретите билет хотя бы на одно и запланируйте посещение. Я настоятельно рекомендую хотя бы раз в месяц ходить на профильные выставки и конференции. Это будет держать вас в тонусе, и с каждым новые мероприятием уровень комфортности будет повышаться, а навыки установления новых связей станут более уверенными. 

В общем, учитесь нетворкингу. А я вам в этом помогу. Скачайте здесь пошаговую видеоинструкцию с советами, как легко знакомиться и общаться на профессиональных конференциях, как зайти в нужный круг общения и построить личный бренд.

0
Реклама на New Retail. Медиакит