0/5

От хаоса к эффективным логистическим стратегиям: как аутсорсинг ВЭД помогает бизнесу

От хаоса к эффективным логистическим стратегиям: как аутсорсинг ВЭД помогает бизнесу
время публикации: 10:00  01 июля 2025 года
@ Freepic на основании лицензии INV-C-2024-8250540 (AI-generated)
За последние годы логистические цепочки перестроились практически полностью. Старые маршруты потеряли свою актуальность, на первый план вышли новые направления. Российский бизнес активно выходит на рынки дружественных стран. С какими логистическими вызовами сталкиваются российские импортеры и как их успешно решать?
От хаоса к эффективным логистическим стратегиям: как аутсорсинг ВЭД помогает бизнесу




Мы обсудили с генеральным директором международной транспортно-логистической компании Holding Finance Broker Татьяной Кулябиной




Сейчас на рынке логистики активно появляются китайские компании с привлекательными ценами. Какие скрытые риски это несет и как бизнесу защитить себя?

– Многие китайские логистические компании, которые вышли на российский рынок, не имеют реальной инфраструктуры ни в Китае, ни в России. Они используют демпинг, привлекая клиентов низкими тарифами, а в договор включают дополнительные платежи за хранение, упаковку, таможенную очистку и т.д. Бизнес надеется сэкономить и уходит к такому перевозчику. 

В результате страдают все. Российские перевозчики теряют клиентов, работают на грани рентабельности. Импортер получает счет, в котором конечная стоимость услуг может увеличиться в два и более раза из-за скрытых платежей. Это может повлечь за собой дополнительные расходы, которые существенно повлияют на конечную стоимость доставки. 

Нередки и случаи, когда за китайским грузоперевозчиком скрывается перекупщик. Заключая договор с таким подрядчиком, покупатель рискует получить некачественный или поддельный товар, проблемы на таможне, срывы сроков.

Чтобы не попасться на удочку низких тарифов, лучше всего работать с проверенными логистическими операторами. И, конечно, тщательно проверять потенциального партнера. 

Есть ли реальные кейсы, когда дешевая логистика оборачивалась убытками? Какие «тревожные сигналы» стоит отслеживать при выборе китайского подрядчика?

– Самый очевидный тревожный звонок — отсутствие официальной регистрации бизнеса. Ее можно проверить по государственному реестру КНР, а также запросив документы: свидетельство о регистрации, лицензии и т.д. Красный флаг — если перевозчик под разными предлогами отказывается предоставлять документы, подтверждающие легальность его работы. С осторожностью нужно относиться к недавно зарегистрированным компаниям — с ними гораздо больше рисков. Также стоит проверить, не участвует ли посредник в судебных процессах на портале Верховного народного суда КНР. 

Слишком низкие по сравнению со среднерыночными, тарифы — тоже повод насторожиться. Чаще всего причина такой «щедрости» — в скрытых платежах. 

Стоит проверить наличие складской инфраструктуры. Чем больше складов, тем надежнее партнер. Если их нет, возможно это перекупщик или мошенник. 

Даже если проверка не вызвала никаких сомнений в добросовестности перевозчика, начинать лучше с небольшой тестовой партии. Так можно убедиться в надежности и не остаться с огромными убытками, если что-то пойдет не так. Большие партии и дорогостоящие грузы лучше доверять проверенному брокеру, с которым уже есть опыт работы. 

От хаоса к эффективным логистическим стратегиям: как аутсорсинг ВЭД помогает бизнесу

Как аутсорсинг ВЭД помогает минимизировать проблемы при работе с новыми поставщиками или товарными направлениями?

– Китайский рынок сильно отличается от российского или европейского. Здесь много локальных особенностей, нередко возникают языковые сложности, так как не все компании имеют англоязычные сайты и документацию. За фабриками часто скрываются перекупщики, поэтому поставщика надо проверять «под лупой». 

В нашей работе была ситуация, когда импортер решил работать с производителем напрямую и долго ждал отправки партии. Потом поехал в Китай и обнаружил вместо фабрики офис с компьютером. Сложностей добавляют и трансграничные платежи, перевозка санкционных товаров. Например, оборудование из подсанкционной 84-ой по ТН ВЭД и вовсе могут не пропустить. 

Аутсорсинг избавляет от этих проблем: позволяет экономить и время, и деньги. Многие брокеры работает по принципу одного окна. 

Например, в компании Holding Finance Broker работа по принципу одного окна стала возможной благодаря открытию в 2015 году официального представительства в Шанхае. У нас заключены прямые контракты с китайскими перевозчиками, созданы собственные отделы логистики, таможенного оформление, маркировки. Полный спектр услуг включает в себя комплексное управление заказами — от поиска поставщиков и производителей до доставки на склад клиента. 

Сервис пользуется популярностью у наших клиентов, так как позволяет обойтись без посредников при импортных операциях. Надежный посредник хорошо знает рынок, имеет разветвленную сеть партнеров, проверенных поставщиков, гарантирует безопасность груза, помогает решить возможные проблемы с платежами, на таможне. 

Удобно использовать аутсорсинг, когда нужно доставить негабаритный груз. У нас был комплексный проект по организации перевозки производственной линии для розлива жидкостей. Общий вес оборудования составлял 388,49 тонн. Части оборудования были распределены на 137 грузовых мест. В транспортировке задействовали морской и автомобильный транспорт. 

Перевозка промышленного оборудования требует особого подхода к организации всех этапов — от упаковки на фабрике до финальной выгрузки. Важно обеспечить безопасность груза, а отдельные узлы весили более 30 тонн. Выгрузка и таможенная очистка заняла двое суток. Из Владивостока груз доставляли автотранспортом с автомобилями прикрытия и сопровождения. Для этого оформили все разрешения, согласовали время с дорожными службами. Самостоятельно организовать доставку такого сложного груза практически невозможно. 

Как часто компании меняют логистических подрядчиков сегодня и почему? Что становится «последней каплей» — рост тарифов, срыв сроков или валютные риски?

– Как правило, импортеры стремятся к долгосрочным контрактам с надежным партнером. Последняя капля — это практически всегда комплекс проблем. Например, когда ухудшается качество обслуживания и одновременно растут тарифы. 

Поводом для разрыва отношений могут стать систематические срывы сроков. Особенно, если своевременность поставки критична для бизнеса. Например, если опоздание нарушает производственный процесс и влечет финансовые убытки.




Читайте также: 6 проверенных способов оплаты товаров из Китая




Какие факторы удерживают бизнес от смены подрядчика, даже если качество работы падает?

– Смена подрядчика влечет за собой временные и финансовые издержки. Поэтому даже при снижении качества обслуживания многие компании предпочитают сохранять отношения с текущим подрядчиком. Особенно это касается ситуаций, когда доставка требует сложных маршрутов, мультимодальности. Бизнес опасается, что у нового подрядчика будет недостаточно опыта для решения его задач, и переход повлечет еще большие проблемы.

Сдерживающим фактором могут оказаться и условия договора. Например, некоторые транспортные компании включают в него штрафы за досрочное расторжение. 

Как бизнесу понять, что ему действительно выгодно переходить на новый маршрут, а не оставаться на привычной схеме?

– Основной фактор выбора маршрута — его экономическая целесообразность. Нужно учитывать и тарифы на перевозку, и сроки, и безопасность доставки, и сопутствующие издержки: таможенные тарифы, временное хранение, возможные простои и т.д. 

Например, в ноябре 2024 года многие компании стали возить товары через Казахстан. На практике они столкнулись с увеличением ожидания на границе с двух до четырех дней, так как Казахстан начал задерживать транзитные грузы. В результате конечная стоимость выросла, в среднем, на 15%, а сроки — на 32%. Особенно в этой ситуации пострадали импортеры обуви, так как они должны были проходить досмотр каждой партии. 

Еще один яркий пример — железнодорожные перевозки по Транссибу. Эта хорда берет на себя не только внутренние перевозки, но и транзитные грузы, она сильно перегружена и ее пропускной способности не хватает. Результат — непредсказуемость сроков перевозки по железной дороге: контейнеры стоят на станциях по 2-3 недели, что требует дополнительных расходов на хранение. 

Как бизнесу распознать точку роста в логистике: какие факторы подскажут, что пора осваивать новое направление или менять стратегию?

– Хаос в логистике, с которым мы столкнулись в 2022 году, прошел. Сейчас необходимо переходить к эффективным стратегиям. Например, развивается сообщение с Китаем: открылся новый автомобильный мост через реку Амур, железнодорожный переход «Нижнеленинское–Тунцзян». Растут грузоперевозки в страны, которые раньше не были востребованы: Индия, Вьетнам, Малайзия, Египет. 

Импортерам можно порекомендовать закладывать тестирование новых маршрутов в логистическую стратегию. Например, основную часть товаров доставлять привычным путем, а 10–15% — новым. Это позволит на практике оценить новое направление и при этом не оказаться в ситуации, когда весь груз застрял, а компания несет убытки. Кроме того, стратегия диверсификации полезна в условиях нестабильности: если рыночные или геополитические реалии изменятся, можно быстро перестроиться и использовать другой маршрут. 

От хаоса к эффективным логистическим стратегиям: как аутсорсинг ВЭД помогает бизнесу


0
Реклама на New Retail. Медиакит