0/5

Автоматизация процессов логистики: как транспортные компании переходят на цифровые рельсы

Автоматизация процессов логистики: как транспортные компании переходят на цифровые рельсы
время публикации: 10:00  18 ноября 2020 года
В последние полгода логистика стала одной из самых обсуждаемых тем. В связи с резким ростом e-Commerce и нагрузки на логистику, транспортные системы нуждаются в оперативной оптимизации. С чего начать оптимизацию логистических систем? Какие вызовы несет в себе цифровая трансформация в логистике? Как инновационные технологии помогают сокращать издержки и повышать рентабельность? Рассказывают эксперты.
Интернет-торговля растет небывалыми темпами, вдвое превышая прогнозы экспертов. По данным DataInsight за время ограничений, связанных с пандемией, к числу активных покупателей примкнули 10 млн россиян. Традиционные магазины уже работают, их можно посещать с соблюдением санитарных норм, но оттока пользователей из онлайна не происходит: покупатели оценили удобство и быстроту такого вида шоппинга и не хотят возвращаться в офлайн. Этот взрывной рост интернет-торговли стал серьезным вызовом для логистики: как для маленьких курьерских служб, так и для больших транспортных компаний. 

С чего начать оптимизацию логистических систем? Какие вызовы несет в себе цифровая трансформация в логистике? Как инновационные технологии помогают сокращать издержки и повышать рентабельность? Эти и многие другие важные вопросы  мы обсудили с участниками круглого стола «Автоматизация процессов логистики и повышение эффективности логистических цепочек».




Болезни роста или новые тренды? 

Выстраивание логистических процессов или их адаптация под растущие требования потребителей — эти задачи стали первоочередными для большинства ритейлеров. Именно проблемы с доставкой, с логистикой, становятся препятствием к росту, которого требуют ушедшие в онлайн потребители. Даже те ритейлеры, которые давно и успешно работали в онлайне, столкнулись с необходимостью расширить возможности доставки.

Компании, которые сейчас встают на цифровые рельсы или оптимизируют уже отлаженные процессы, видят перед собой серьезные вызовы. Покупатели не готовы прощать новичков. Каждый игрок, выходящий на этот путь, вынужден начинать со ступени выше, чем его предшественники. Чем позднее компания начнет оптимизацию, тем большую высоту ей придется брать. 

Но, как мы знаем, болезни роста часто становятся благодатной средой для развития новых трендов.

За счет роста онлайн-заказов и некоторого падения офлайн продаж общий объем бизнеса остался на среднем уровне. И это вызвало необходимость повышать эффективность существующих ресурсов и оптимально загружать транспортно-логистические подразделения, либо подключать внешние службы доставки. 

Автоматизация процессов логистики: как транспортные компании переходят на цифровые рельсыПо мнению Алексея Захарова, руководителя группы облачных решений Oracle, ритейл и логистика стали более тщательно подходить к таким задачам, как построение оптимальных маршрутов, контроль расхода топлива, учет рабочих смен водителей, загрузка транспортных средств. Это помогает более эффективно использовать ресурсы, повышать скорость и объемы доставки, сокращать издержки.



Компания Oracle – международный ведущий поставщик программного обеспечения для бизнеса с широким ассортиментом решений для компаний любого уровня. 

• 430 000 заказчиков в 175 странах
• 19 место из 100 лучших мировых брендов
• Более 18 000 патентов по всему миру
• Первая в мире автономная база данных 



Пандемия и вызванные ей изменения в ритейле стали катализатором цифровой трансформации в логистике. Ключевой тренд этого года в логистике — данные и их эффективное использование для развития, трансформации и оптимизации процессов. 

Автоматизация процессов логистики: как транспортные компании переходят на цифровые рельсыАртур Гулян, генеральный директор Оптим Армения, уверен в том, что решить эти задачи можно с помощью данных, которые в достаточных количествах накапливаются в логистическом бизнесе. 

«В любой транспортной компании есть свои телеметрические или IoT-системы, которые собирают и хранят данные, — продолжает Артур. — Вопрос в том, как эти данные использовать. Для создания в компании data foundation, необходимо анализировать качество данных, и только после этого проводить автоматизацию и обучение интеллектуальных систем». 

Анализируя данные, можно оптимизировать самые разные бизнес-процессы в логистике — от построения маршрутов до снижения затрат на расходные материалы и даже сокращения штата сотрудников. 

Автоматизация процессов логистики: как транспортные компании переходят на цифровые рельсыАлександр Бугаков, руководитель развития партнёрской сети компании Тетрон, приводит в пример несколько подобных задач, которые все чаще решаются в транспортных компаниях внедрением цифровых решений. 

Например, классическая история учета расходов на топливо благодаря инновационным решениям превращается в инструмент контроля эксплуатации транспортных средств. Данные с датчиков, которые контролируют уровень заправки, расходов, выявляют сливы или недоливы топлива, помогают выявить очень много деталей — и режим эксплуатации ТС, и качество управления и даже тоннаж перевозимого груза. Анализируя эти данные, можно выявить, какие транспортные средства используются не оптимально, сформировать рекомендации по стилю вождения для конкретных водителей и, конечно, решить первоначальную задачу — сократить расходы на ГСМ.

Достоверные данные с телеметрических систем, установленных в автомобилях, позволяют оптимизировать расходы на обслуживание транспортных средств: сигнализируют о необходимой замене агрегатов, прохождении техобслуживания и др. Анализируя историю замены запчастей на конкретном автомобиле, легко проверить обоснованность каких-либо расходов. А применение ИТ-решений для мониторинга состояния транспорта помогает сократить расходы на персонал.

Как мы видим, вызовы, с которыми сталкивается логистика сейчас, становятся для многих компаний точками роста, успешно преодолеваются с внедрением цифровых систем, использованием автоматизации и больших данных. Но цифровая трансформация логистики имеет и свою специфику.




Читайте также: ТОП-6 технологий, которые навсегда изменят рынок логистических услуг




С чего начать цифровую трансформацию в логистике?

Эксперты сходятся во мнении, что для успешного старта цифровой трансформации необходимо понимание целей бизнеса и ожиданий от внедрения новых решений.
«Начинать нужно тогда, когда есть принципиальное решение руководства улучшать процессы, — поясняет Артур Гулян. — Вопрос в том, чего мы ожидаем от цифровых технологий. Это первый вопрос, на который должна ответить компания. И какие цели мы ставим. Например, увеличить спрос, благодаря своевременной доставке или снизить стоимость услуг».

Когда цель определена, можно переходить к выбору конкретных решений. На этом этапе стоит провести системный анализ бизнес-процессов компании и оценить существующие подходы. Например, почему планирование маршрутов организовано именно так — это ограничения конкретных инструментов или ресурсов? Можно ли в текущих условиях внедрять новые подходы и как сильно это остальные затронет другие бизнес-процессы? Используя имеющиеся данные, мы можем смоделировать новые процессы и проверить их эффективность на практике. 

«Для того чтобы понять, каким маршрутом двигать оптимизацию, для начала следует провести аудит компании — какими решениями и сервисами она пользуется, как построены система логистики и учета внутри, и уже по результату аудита сформировать дорожную карту решения — советует Александр Бугаков. — Таким образом, процесс для заказчика будет выглядеть максимально прозрачно и безболезненно». 

Также эксперты отмечают такую немаловажную часть оптимизации работы транспортных компаний, как получение данных в режиме онлайн. Для этого, чаще всего, требуется модернизация оборудования, которое передает эти данные; следует оценить, каковы способности приборов, какие данные они могут передавать, и насколько они отказоустойчивы. И конечно, бизнес должен понимать, на какие показатели он ориентируется, какие индикаторы будут показывать прибыльность бизнеса. 

Однако важно понимать, что не все собираемые данные могут быть корректными и отражать истинную ситуацию. 

Автоматизация процессов логистики: как транспортные компании переходят на цифровые рельсыЛеонид Кушнир, генеральный директор компании Тетрон, приводит в пример работу навигационных систем, которые часто дают сбои. Из-за систем глушения сотовых сигналов, например, навигатор может «выкинуть» автомобиль из центра Москвы в область, за сотню километров. А появление в городской инфраструктуре зон приема спутников вызывает смещение точки на карте. 

Все это затрудняет анализ построения маршрутов, трудности получения параметров автомобиля — сколько затрачено топлива, какой пробег, сколько техника работала и под какой нагрузкой. На небольшом парке автомобилей каждый такой инцидент можно проверять вручную. Но когда компания растет, транспортных средств становится больше, приходится внедрять автоматизированные решения для верификации данных, которые будут приниматься к учету. 


Инструменты и технологии цифровой трансформации

Моделей трансформации, в зависимости от целей, может быть много. И компании имеют правильный страх – ошибиться в выборе цифрового пути. Как понять, что потратив бюджеты на цифровизацию, бизнес получит положительный результат? 

Наши эксперты предлагают несколько подходов, которые помогут грамотно распределить затраты на цифровизацию. 

«Мы живем в эпоху облачных технологий. Легко начать процессы трансформации именно именно в облаке, — рассказывает Алексей Захаров. — У Oracle, как и у многих поставщиков, есть все ресурсы, которые позволяют протестировать решение в облаке, затем развернуть его полноценно и дать доступ к пользователям. Используя облачные решения, вы получаете доступ к своей новой инфраструктуре в течение нескольких дней. Не нужно закупать дорогостоящее оборудование, не надо его настраивать, покупать лицензионное ПО.  Достаточно нажать одну кнопку мыши, оплатить определенный период работы (продлить, отменить). Результаты мгновенные, затраты минимальные». 

Серьезный вопрос, который волнует всех, переходящих в облако — это правила работы с персональными данными пользователей. Но современные системы решают эти проблемы разными способами, с привлечением локальных облачных провайдеров или же, интегрируя часть своей облачной инфраструктуры в ЦОД клиента.

Одним из самых эффективных методов на пути к оптимизации эксперты назвали интеграцию решений в инфраструктуру заказчика. 

«Дело в том, что инфраструктура заказчика уже создана, работает и приносит результат, — рассказывает Александр Бугаков. — Мы не сторонники революционного подхода. Мы дополняем и оптимизируем текущие бизнес-процессы, при этом транспортная компания не испытывает стресса при внедрении решения и быстро получает результат». 

Автоматизация процессов логистики: как транспортные компании переходят на цифровые рельсы

Однако у российских игроков по-прежнему остаются опасения, сомнения в адаптивности зарубежных логистических решений. Смогут ли они безболезненно интегрироваться в существующие инфраструктуры? 

Основываясь на собственном опыте эксперты рекомендуют разрабатывать максимально платформонезависимые решения, не привязываясь к конкретным облачным провайдерам, и свести к минимуму специфические зависимости от конкретных ИТ-систем.
 
Тем не менее, существующие системы оптимизации логистики обладают широчайшим спектром интеграционных продуктов и могут взаимодействовать практически с любым ПО. Многие из них построены на микросервисной архитектуре. Это не монолитные системы и обновление или добавление новых модулей для интеграции с внешними сервисами не меняет работы всего решения. Интегрируясь с такой системой, логистическая компания быстро получает сервис, который позволяет оптимизировать расходы и начать работать эффективно. 

Для тех компаний, которые не готовы по разным причинам обновлять программные решения, наши эксперты предлагают итеративный подход: выделять в компании определенные области и оценивать, даст ли какой-то ощутимый результат при разумных затратах трансформация бизнеса, обновление ПО. Если область важна для бизнеса и имеет смысл в нее инвестировать, нужно смотреть — связана ли эта инвестиция с покупкой нового ПО. И обновлять только необходимые программные продукты.

«Процесс поиска путей цифровой трансформации — это путешествие, его не нужно бояться, — советует Алексей Захаров. На этом пути не надо бояться пробовать: вносить изменения в существующие процессы, оценивать новое ПО. Тем более что многие компании, в том числе и Oracle, предлагают возможность попробовать решения до приобретения».  

Автоматизация процессов логистики: как транспортные компании переходят на цифровые рельсыПодводя итоги, еще раз озвучим основные задачи, которые должна решить для себя компания, принявшая вызов цифровой трансформации. 

1. Обозначьте проблему, которую будет решать цифровая трансформация. Она должна быть важной и значимой — повышение рентабельности, снижение издержек. А предполагаемый результат должен быть измеримым. 

2. Заручитесь поддержкой руководства и обязательно найдите мотивированного менеджера проекта, который станет проводником между вами и ИТ-партнерами по внедрению цифровых решений.

3. Следите за конкурентами, оценивайте ситуацию и снижайте риски. Привлекайте консультантов для более объективной оценки. 

4. Тщательно подходите к выбору программных продуктов, оцените, есть ли на рынке продукт, удовлетворяющий всем требованиям, или вам придется создавать свой.

5. Внимательно выбирайте партнеров, оценивайте их знания и опыт. 


Полную версию эфира «Автоматизация процессов логистики и повышение эффективности логистических цепочек» смотрите на YouTube канале New Retail.

Автоматизация процессов логистики: как транспортные компании переходят на цифровые рельсы
Подробнее ознакомиться с решениями Тетрон.



Автоматизация процессов логистики: как транспортные компании переходят на цифровые рельсы
Подробнее ознакомиться с решениями Optym

0
Реклама на New Retail. Медиакит