0/5

Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Автоматизацию в кадры: роботы в HR

Автоматизацию в кадры: роботы в HR
Мы пишем о разных технологиях в ритейле, но есть одна область, которую начали автоматизировать сравнительно недавно. При этом в ход сразу пошла тяжелая артиллерия – искусственный интеллект. Речь идет об HR.

В России именно эта сфера держалась до последнего, не поддаваясь охватившей весь мир автоматизации. Единственными попытками хоть что-то поменять, были корпоративные порталы и соцсети, а также эпизодические случаи геймификации. Правда, ощутимой пользы от них не было замечено, и интерес угас. Ни корпоративная культура, ни социальные интранеты не могли мотивировать персонал работать лучше и больше. Поэтому проще постоянно искать новых сотрудников, чем играть в игры со старыми. Это особенно справедливо для розницы, где квалификация линейных сотрудников не так уж и важна, а текучка достигает 70%.

Мы выбрали несколько самых ярких и инновационных решений, которые помогают в основных задачах HR.

Подбор персонала

Подбор линейного персонала превращается в бесконечный и очень ресурсоемкий процесс, особенно для крупных торговых сетей. Но есть и плюс – однообразные задачи по поиску и первичному отбору сотрудников легко делегируются искусственному интеллекту. Найти сотрудников может специальный алгоритм, а побеседовать с ними – текстовый чат-бот или даже робот, обученный человеческой речи.

Первый подобные решения стали появляться еще на первой волне интереса к чатботам, год-полтора назад. Так, например, весной 2016 года компания Superjob представила работодателям и соискателям первого HR-бота. Бот в режиме диалога представлял соискателям вакансии, задавал им вопросы, знакомил с информацией о компании. Испытания бот прошел на собственных вакансиях компании Superjob. За 10 часов он провел более двух тысяч бесед с кандидатами, сделал первичную оценку и передал контакты коллегам-людям. Вскоре после запуска разработкой аналогичный бот был разработан для компании "Связной". Также интерес к разработке проявили несколько крупных банков.

Screenshot_2017-07-19-03-29-59-848_org.telegram.messenger.png

«Спрос на автоматизацию рутинных процессов в поиске и подборе персонала в ближайшие годы будет расти, – говорит Иван Кузнецов, руководитель пресс-службы Superjob. – Бот – это лишь форма (причем одна из наиболее простых) представления результатов такой автоматизации».

Сергей Тихонов, руководитель пресс-службы компании «Связной», рассказывает об опыте использования HR-бота: «В прошлом году «Связной» запустил бота-рекрутера в Telegram. Мы предложили пройти первичное собеседование на позиции программиста или менеджера по продажам в розничной сети. Использование такого способа первичного отбора имеет как плюсы, так и минусы.

Среди плюсов выделим возможность определить базовый уровень профессиональных и общих знаний кандидатов и экономию времени рекрутеров. HR может составить некую первичную картину о соискателе, его интересах и знаниях.

Также среди плюсом отметим возможность привлекать более молодую аудиторию, что важно в технологичных компаниях. Бот – это один из современных способов взаимодействия с кандидатами, для которых «общение» с рекрутером/ ботом-рекрутером в Telegram/ WhatApp/ Facebook Messenger является естественным способом коммуникации.

Среди минусов можно отметить неперсонифцированное общение и невозможность дать всестороннюю оценку кандидату, посмотреть на человека «вживую». Однако в ряде сфер, например, ITтакая коммуникация не является минусом и позволяет проверить профессиональные навыки и знания удаленно, не тратя время кандидата и рекрутера».

Вслед за ботами стали появляться и более продвинутые решения. Одно из них – Skillaz, платформа автоматизации рекрутинга, основанная на технологиях мэтчинга. Система сопоставляет резюме кандидата (дополняя его данными из социальных сетей) с вакансией компании. Результаты такого сопоставления тщательно оцениваются системой. Подходщие кандидаты приглашаются на первое собеседование, которое проводит робот. Ответы анализируются системой и каждому соискателю присваивается рейтинг. Лучшие из лучших отправляются на личное собеседование с HR-специалистами компании. В результате, на интервью в компанию приходит практически идеальный кандидат, подходящий по всем параметрам. Такой подход к рекрутингу экономит до 30% расходов и времени, а также заметно расширяет «воронку» соискателей, за счет поиска пассивных кандидатов.

Иосиф Панасюк, коммерческий диреткор Skillaz, уверен, что перспективы роботизированного подбора персонала практически безграничны. «По данным исследовательской компании Bersin, – уточняет он, – мировой рынок интерактивных сервисов для оценки соискателей вакансий составляет около $2 млрд./год. Сейчас система рекрутинга с элементами искусственного интеллекта Skillaz используется и в массовом найме (продавцы, операторы колл-центров, линейный персонал и т.д.), и в проф. найме (например, IT, Системный аналитик в Альфа-Банке – есть поразительные цифры сокращения времени закрытия вакансии, стоимости найма и трудозатрат как рекрутера, так и нанимающего менеджера), а также в Graduate Recruitment. Сейчас с рекрутингом происходит то же самое, что с бухгалтерией в 1990-х. Тогда появились 1С и другие компьютерные программы, а бухгалтеры перестали пользоваться счетами. Большие компании либо сократят HR-отделы, либо переключат их сотрудников на выполнение более творческих задач. Кандидаты к новым трендам в подборе относятся по-разному: 95% положительно, 5% считают, что интернет – это порождение зла)».

Один из самых ярких проектов в автоматизации рекрутинга – робот-рекрутер Вера. Это разработка российского стартапа Stafory. Вера распознает и синтезирует человеческую речь – то есть она разговаривает сама и понимает собеседника.

Основная задача этого робота – сократить рабочее время рекрутера, выполняя рутинные задачи – поиск и подбор кандидатов, обзвон, проведение первичных интервью и оценка кандидатов. Специальный алгоритм ищет на job-ресурсах резюме, отвечающие заданной вакансии. Подходящим кандидатам Вера может написать письмо или позвонить, приглашая на видео-интервью или собеседование в офис заказчика. Вакансия может быть любой – Вера одинаково легко найдет 1000 продавцов или одного руководителя.

20197143_10207282809189056_1781754896_n.png

В основе технологии лежит самообучающаяся рекуррентная нейронная сеть, которая определяет соответствие резюме и вакансии. Робот Вера способна одновременно, (а не последовательно, как человек) общаться с 10000 кандидатов, то есть в сотни раз быстрее человека.

«Решений по автоматизированному поиску кандидатов будет становится все больше, – полагает Владимир Свешников, основатель Stafory. – В HR-сфере есть много процессов, которые носят рутинный характер и которые можно автоматизировать и это не только массовый подбор и кадровое делопроизводство. Люди не любят заниматься монотонным, не требующим от них умственных усилий трудом, поэтому такие решения будут применяться максимально широко. Конечно, не везде и не все удастся автоматизировать, какие-то процессы будет все равно выполнять человек. Например, поиск высоквалифицированных специалистов, при котором нужно "продать" кандидату вакансию, либо мотивация сотрудников внутри компании. Со временем, HR-менеджеры смогут сосредоточиться на этих, более сложных задачах, и в итоге все от этого выиграют.

Появятся технологии, которые не просто автоматизируют рабочий процесс HR-специалиста, но и помогают ему с принятием решений о приеме кандидата. Машина в состоянии обрабатывать огромные массивы данных, в том числе данных самой компании, и учиться на этих данных, чтобы правильно ранжировать кандидатов на вакансию и рекомендовать только лучших».

Оптимизация рабочего графика и числа сотрудников

Имея под рукой искусственный интеллект, мы легко можем набрать нужное количество сотрудников в любую торговую точку. Но при этом мало кто задумывался, а сколько именно нужно сотрудников в каждом магазине? Все ли они заняты работой или, может быть, перегружены? По статистике потери от неверно построенных рабочих графиков могут составлять от 15% зарплатного фонда и до 10% продаж.

Планирование рабочего времени персонала, нагрузки и отпусков – задача как раз для искусственного интеллекта. Именно с его помощью эту задачу решает система BonsoftHRP – решение для планирования рабочего времени персонала и поддержания оптимальной численности.

Система изучает деятельность каждой торговой точки, и выдает расчеты оптимального штата в каждом магазине, минимизируя ФОТ, а также расчеты подходящих графиков работы. На основе этих данных строится прогноз количества операций на будущий период.


В результате торговая сеть имеет оптимальное количество персонала и человекочасов в каждый момент времени. А значит, во всех подразделениях, филиалах или магазинах всегда достаточно человеческих ресурсов. В итоге сеть, поддерживая оптимальные затраты на оплату труда персонала, может увеличить операционную эффективность. Выгоды очевидны – заранее прогнозируя количество операции, можно распланировать нагрузку на каждую торговую точку, избегая простоев из-за нехватки сотрудников. И сократить ФОТ, оплачивая только то количество сотрудников, которое необходимо в данный момент.

Мотивация и контроль работы

Мало найти просто сотрудников. Их работу необходимо контролировать, постоянно сверяясь с показателями плана. Подобные решения есть. например, в серьезных ИТ-платформах от IBM или SAP. Но раз уже мы сегодня приводим в пример стартапы, то расскажем о проекте Гифтоман – искусственном интеллекте, который берет на себя управление продажами и добивается выполнения планов в розничных магазинах.

Облачный сервис планирует продажи на день и месяц: алгоритм рассчитывает профили продаж для каждого магазина каждый день и месяц, мотивирует продавцов, внедряет систему онлайн-управления продажами по всей вертикали управления. Фактически. Гифтоман – это такой электронный управляющий для торговых точек, который наблюдает работу каждого продавца и подсказывает, что ему делать дальше.


В начале каждого дня Гифтоман раздает продавцам и директру планы на день, рассчитанные исходя из целей на месяц и особенностей продаж в каждой точке.

Прогноз выполнения пересчитывается после каждой продажи. Если прогноз меньше плана, Гифтоман рассылает продавцам оповещения, добиваясь большей активности и выполнения задач.

Вся информация о продажах, соответствии плану и т.д. анализируется в реальном времени и отправляется руководителю магазина.

Идея рагрузить директора, сняв с него рутинные задачи, безусловно, хороша. Но станут ли продавцы и кассиры слушать подсказки системы? Насколько они убедительнее слов руководителя? Сергей Показаньев, директор по стратегии Гифтоман, поясняет: "Cитуация с мотивацией линейных сотрудников в FMCG не простая – план ставится на магазин, за его реализацию отвечает директор, а выполняет линейный персонал (продавцы и весовщики). Директор магазина бьется за план, а персонал, чаще всего, пребывает в состоянии коллективной безответственности. Поэтому необходимо найти такой способ мотивации, который способствует росту ответственности и заинтересованности. Мы в Гифтоман эту задачу решили - помогаем магазинам на основании общего плана наладить постановку планов на конкретные отделы (весовые, фреш, собственное производство), помогаем модифицировать систему мотивации работников отделов, рассчитываем ежедневные цели каждому отделу и организуем постоянное информирование сотрудников о текущем выполнении планов.

Действуем через единственный постоянный канал коммуникаций – планшет в отделе или экран кассы. Нужно информировать людей о самых важных для их заработной платы данных – План, Персональный факт, Прогноз. При этом элементы геймификации в подаче данных втянут персонал в работу в течение 20 минут, а машинный интеллект спрогнозирует выполнение планов с точностью до 98%. Персонал видит изменения в прогнозе после каждого чека, начинает ценить каждого покупателя, меняет отношение к работе и, соответственно, растет мотивация и вовлеченность.

Результат – сокращение затрат на администрирование и управление продажами до 20%, рост показателей каждого магазина (и сотрудника) в среднем на 10%».

Проекты, о которых мы рассказали – это лишь небольшая часть айсберга. Технологии меняются, появляются новые проекты и решения. И очень возможно, что все они займут свое место в автоматизации рутинных HR-задач. 


время публикации: 11:30  19 июля 2017 года
0

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
projectline.ru
Бизнес-Партнер
Новости наших партнеров
Синергия Бренсон