0/5

Еще пара слов о человекоподобных роботах в ритейле

Еще пара слов о человекоподобных роботах в ритейле
время публикации: 10:00  27 августа 2018 года
Мы отовсюду слышим слова «цифровизация», «искусственный интеллект»… За последние годы эти понятия прочно вошли в наш лексикон. Но насколько выгодно отдельной отрасли вкладываться в робототехнику и использовать механических помощников?
Еще пара слов о человекоподобных роботах в ритейле
На фото: Владимир Венеров, генеральный директор компаний «АльфаLED» и «Alfa Robotics»

Уже привычными стали автоматизированные процессы, не требующие физического контакта с покупателями: голосовые звонки, боты. Они используют технологию Robotic Process Automation (роботизированную автоматизацию) и действуют, заменяя человека, создавая виртуального помощника. Он может выполнять несложные действия, выполняя заданные инструкции. 

RPA в бухгалтерских, консультационных, CRM - программах несложно «обучить», она запомнит необходимую последовательность нажатия кнопок, алгоритм действий. Использование таких программ меняет работу консультантов ритейла, бухгалтеров (особенно после введения электронного документооборота). Развитие технологий распознавания голоса, создание цифровых голосовых отпечатков позволят улучшить качество и скорость обслуживания клиентов. Совсем немного остается до создания полностью автономного роботизированного виртуального сотрудника, который с помощью голоса (используя синтезатор речи) или мессенджеров сможет самостоятельно общаться с клиентами, принимать решения на основании накопленного и проанализированного опыта. 

Но в  ритейле всегда требуются те, кто общается с людьми «face-to-face», а это (в свете последних трендов) сервисные роботы для общения с человеком. Они выполняют рутинные операции на первой линии контакта с покупателями и воспринимаются как существа, похожие на них.

Надо сказать, что уже хорошо разработанные технологи распознавания лиц и речи помогают робототехнике развиваться. Распознавание эмоций человека, запоминание лиц и истории покупок, четкое понимание речи ведет к улучшению сервиса, общения, повышению лояльности покупателей.

Еще пара слов о человекоподобных роботах в ритейле

Нейронные сети позволяют роботу становиться самообучающимся: он запоминает алгоритм повторяющихся действий или диалогов. По аналогии с человеком, он приобретает опыт, помогающий принимать решения в похожих ситуациях. 

Например, роботизированные кассы самообслуживания похожи на обычные кассы. Но у них есть индивидуальное лицо и голос, они запоминают клиента, его историю покупок, обращаются к постоянным клиентам по имени. Такие кассы стали появляться в ритейле лет 5-7 назад и сейчас все время модернизируются. Кроме сокращения очередей к кассе, у них масса преимуществ.
 
Робокассир всегда вежлив и не обманет работодателя, не заболеет и не попросит отгула. Ему не нужно платить зарплату, зато он подскажет индивидуальную программу покупок, расскажет о товаре, снизит нагрузку на сотрудников-людей в час-пик. А в то время, когда в магазине мало посетителей, не придется содержать бесполезный большой штат. В итоге работодатель экономит свои деньги (на ФОТ, например), а покупатели экономят свое время и становятся более лояльны к магазину. 

Как любая касса самообслуживания, она способна сканировать и распознавать тип товара, взвешивать его, принимать оплату наличными или картой, выдавать сдачу и чек. Подходит как для крупных супермаркетов, так и для более мелких магазинов - в первую очередь, продуктовых, а также косметики и бытовой химии.

Если говорить о затратах – сервисные роботы требуют настройки только один раз. При этом в работе (подсчитали ритейлеры) роботизированная касса работает за 1,8 кассира.

В ритейле в целом очень много повторяющихся операций, которые легко поддаются автоматизации. 

Робот – мерчендайзер, к примеру, может проезжать вдоль полок и проверять выкладку товара, ценники на него, менять устаревшие. А если одновременно с этими обязанностями научить его консультировать покупателей, получается замечательный сотрудник: много времени он проводит непосредственно возле товаров, значит, рядом с клиентами. Он может подсказывать им местонахождение нужного товара или отдела, рассказывать о продукте, давать рекомендации.








Например, в одной сети непродовольственных товаров занялись оптимизацией работы консультантов. Особенностью магазинов была немного необычная расстановка товаров на полках.   Так вот, владельцы сети посчитали,  что в торговых залах продавцы-консультанты около 6,5 часов  своего рабочего времени (в среднем это 80%) тратили на то, чтобы подсказать клиентам, где находится нужный им товар. То есть непосредственными своими обязанностями (консультацией) они занимались крайне мало.

Современные человекоподобные сервисные роботы вполне могут проводить покупателя к нужной секции, рассказать о продукте, ответить на вопросы. Они уже умеют ориентироваться в пространстве, сами становятся на подзарядку.

Что еще важно для ритейла – так это WOW-эффект от сотрудника-робота. Дети уж точно будут в восторге, а для взрослых сработает повышение лояльности. Это, можно сказать, хрестоматийный пример улучшения качества обслуживания при помощи роботов.

Владимир Венеров, генеральный директор компании «Alfa Robotics» 

0
Реклама на New Retail. Медиакит