0/5

ГИС-системы – новый must have для ритейла

ГИС-системы – новый must have для ритейла
время публикации: 12:00  25 июня 2015 года
В последние годы появилось множество программных решений, связанных с моделированием реальных дорожных сетей. Часть из них известна и на потребительском рынке: многие знакомы с автомобильными навигаторами, которые помогают строить маршруты. Эти устройства уже научились учитывать дорожную обстановку и превратились в обычный бытовой прибор, который использует огромное количество автовладельцев.
В эволюции этой технологии важное место занимают ГИС-системы, с их помощью строятся модели дорожной сети, которые позволяют автоматически решать такие задачи, которые раньше выполнялись профессиональными логистами. Например, расчет маршрутов для грузовых автомобилей. Эта задача не сводится к простому расчету маршрутов от точки к точке, а подразумевает минимизацию стоимости доставки грузов с учетом грузоподъемности и вместимости автомобилей, временных окон доставки, специальных требований для отдельных грузов и массы других нюансов, которые необходимо учесть для получения адекватного решения. Современные ГИС-системы объединили модели реальной дорожной сети с расчетными алгоритмами и в результате получился инструмент, позволяющий решать транспортную задачу с учетом большого количества параметров. Планирование маршрутов теперь можно автоматизировать – это не только облегчает повседневный труд логистов, но и позволяет предсказать  загрузку парка в будущем, добиться требуемого времени доставки и избежать простоев. К примеру, ГИС-приложения помогают ответить на вопрос: сколько грузовиков нужно будет приобрести или арендовать в случае открытия новых точек.

Еще одной задачей, в решении которой используются ГИС-инструменты, является поиск оптимального местоположения объектов с точки зрения минимизации расстояний до других объектов.  Если перевести это определение на язык реальных задач, которые решают коммерческие компании, то можно сформулировать его так: инструмент позволяет найти такие места для размещения распределительных складов или магазинов, для которых сумма расстояний от склада до магазинов и от магазинов до клиентов будет минимальной. Этот инструмент также можно использовать для оценки потенциала новых мест размещения складов с учетом уже имеющихся. Инструмент также позволит ответить на вопросы: сколько клиентов сможет приехать на этот склад с условием, что время пути составит, скажем, не более 30 минут?

RoutePlanner2.png

Многие компании обладают огромными базами данных, в которых содержится разнообразная  информация о клиентах. Как правило, она хранится в виде таблиц. На базе этой табличной информации составляют профили, портрет клиента, рассчитывают средние показатели, классифицируют данные, но при этом, как правило, не знают, где клиент находится. Текстовой адрес используется только для доставки почты или товара. ГИС-системы позволяют превратить адрес в местоположение, то есть узнать координаты клиента и таким образом добавить в базу пространственную информацию. С ее помощью можно рассчитать, сколько клиентов живет в 30-минутной зоне доступности вокруг магазина, посмотреть, что они приобретают и, возможно, подстроить ассортимент для их предпочтений.

ГИС также помогают извлекать пользу и из современных мобильных технологий. Благодаря развитию спутниковой навигации, практически любой современный смартфон может определить свое местоположение и передать его приложению. Это направление называется «сервисами геолокации» и используется всеми крупными поставщиками программного обеспечения для мобильных устройств. В бизнесе получили распространение телематические устройства: спутниковыми приемниками и датчиками оснащаются корпоративные транспортные средства. С датчиков поступает огромное количество информации, но часто остается нерешенной проблема: как ее обработать и заставить приносить выгоду ритейлеру?

Без заголовка.png

К сожалению, в большинстве случаев использование телематических систем пока ограничивается визуализацией местоположения транспортных средств на карте. В то же время, ГИС-системы не только задействуют сервисы геолокации и принимают сообщения от телематических датчиков, благодаря имеющимся инструментам пространственного анализа они могут определять, находится ли объект внутри определенной зоны или уже покинул ее? Превысил ли он скорость или другие параметры, и если да, то когда и где это произошло? Программа также может подсчитать время ожидаемого прибытия объекта в запланированную точку маршрута и отправить уведомление на телефон или почтовый ящик диспетчера.

В случае применения сервисов геолокации на уровне отдельной торговой точки появляется возможность узнать, какие товары вызывают наибольший интерес покупателей и как этот интерес конвертируется в покупки. ГИС-системы, в сочетании с приложениями геолокации, позволяют отследить перемещение клиентов внутри магазина и составить карту наиболее и наименее посещаемых участков.

loc-aloc.png

Геомаркетинговые решения на базе ГИС-систем используют практически все крупные сетевые ритейлеры, такие как Walmar и Carrefour, а также очень многие российские. ГИС играет важную роль в их ключевых бизнес-процессах. К примеру, в компании Carrefour используется специализированное приложение, которое позволяет планировать развитие сети, управлять рекламными кампаниями, отслеживать показатели торговых точек, обновлять собственные базы данных, содержащие информацию о территориях и клиентах. ГИС-системы стали де-факто таким же обязательным компонентом IT-инфраструктуры компании, каким сейчас являются программы электронного документооборота, CRM- и ERP-системы.


Юрий Копин,

0
Реклама на New Retail. Медиакит