0/5

Инновационный ритейл: основные инструменты для эффективного бизнеса

Инновационный ритейл: основные инструменты для эффективного бизнеса
время публикации: 10:00  28 ноября 2018 года
Перед современным ритейлером стоит множество задач: удовлетворить все запросы потребителя, оптимизировать расходы, обогнать собственных конкурентов. В век цифровых технологий ему на помощь приходят IT-решения, которые могут значительно увеличить показатели эффективности розничных точек.
Дмитрий Шеходанов


На фото: Дмитрий Шеходанов, генеральный директор ООО «Инвент Консалтинг»

Мы сделали подборку актуальных технологий, которые уже доказали свою эффективность на практике.



Власть роботов

Главной статьей расходов любого ритейлера является именно персонал (не случайно розница считается крупнейшим частным работодателем). В связи с чем уже не первый год появляются разговоры о том, чтобы заменить людей роботами. 

Еще в 2011 году появился робот Pepper – результат сотрудничества двух компаний – Aldebaran (Франция) и SoftBank (Япония). Задачей Pepper было выстраивать коммуникацию с клиентами и расшифровывать их эмоции. Робот не смог заменить сотрудников, однако его использование увеличило поток посетителей на 70%, а продажи – на 50% (по данным, опубликованным магазином b88ta в Калифорнии, США). 

Инновационный ритейл: основные инструменты для эффективного бизнеса
 
Роботы могут выполнять и другие задачи – например, мониторить доступность товаров на полке, поскольку, по данным исследований IHL, ритейлеры теряют до $450 млн.1 в год именно из-за отсутствия того или иного товара в выкладке. 

Были созданы и уже успешно работают такие роботы, как TORY, Tally и Stockbot. Они используют бесконтактную связь и работают намного быстрее и качественнее, чем человеческий персонал. Например, TORY способен отсканировать RFID-метки в 10 раз быстрее. Такие роботы уже используются в немецкой сети Adler, а также в Walmart и Lowe`s.

Инновационный ритейл: основные инструменты для эффективного бизнеса
 
Роботы также могут осуществлять функцию промоутеров – как это делают отечественные Promobot. Тем не менее их день работы стоит 35 000 рублей, что гораздо дороже, чем аналогичные услуги промоутеров-людей. Поэтому в России применение роботов – это пока скорее маркетинговый ход и возможность отстроиться от конкурентов, чем эффективный инструмент увеличения прибыли. 


Аналитика геопространства

Все большую популярность как в России, так на Западе набирают сервисы, которые способны собрать всю необходимую географическую информацию (адреса, координаты, почтовые индексы и др.), проанализировать ее и предложить оптимальное место для расположения магазина. Если раньше для этой цели нужно было вручную заниматься поиском каждого показателя, то теперь достаточно зайти в специальную программу.

Одной из таких систем является Quantta Analytics – она анализирует входящие данные и рекомендует локации будущих торговых точек, исходя из таких критериев, как наибольшая проходимость, удобство расположения и возможность увеличения оборота. 

Показателен пример химчисток из Индии Presto. Именно грамотный выбор локации с помощью IT-аналитики позволил им повысить прибыль на 20% и сократить маркетинговые расходы на 10%. 

В США сеть быстрого питания Wendy`s при выборе размещения новой точки также используют систему геоаналитики, которая выбирает место по следующим показателям: концентрация населения, их уровень дохода, количество семей и др. Согласно проводимому анализу было выявлено, что в районе, где клиенты имеют более высокий уровень дохода, заказы дороже, но такие потребители не стремятся посещать само заведение, поэтому компания придерживается стратегии размещения в местах скопления менее обеспеченных людей.

Инновационный ритейл: основные инструменты для эффективного бизнеса
 
В России эта система также работает в виде совместного введения онлайн-касс и аналитики, основанной на данных ОФД. Такую технологию предлагает сервис Geomatrix при работе с ГК «Регионы» при подборе местоположения для ТЦ «Июнь»2.


Бережливые графики персонала

Еще одна IT-разработка, которая приводит к ощутимому приросту эффективности работы – это системы бережливого планирования графиков персонала, или Workforce Management системы. С их помощью можно рассчитать нужное количество сотрудников вплоть до 15 минут и составить их гибкое расписание. Благодаря этому оптимизируются расходы на ФОТ, а также увеличивается производительность сотрудников, что напрямую влияет на эффективность работы. 

В России таким решением уже пользуются крупные игроки – «М.Видео», Эльдорадо, RALF RINGER и др. Показатели тоже достаточно впечатляющие – например, по данным компании RALF RINGER, после внедрения в пилотных магазинах решения бережливого планирования графиков персонала VERME их конверсия из посетителей в покупку увеличилась на 5.8%.








Технология распознания лиц

Эта инновация не менее популярна среди западных и российских ритейлеров. Благодаря этой технологии, можно определить при входе в магазин, находится ли выбранный покупатель в черном списке. Эта инновация поможет облегчить процесс обеспечения безопасности и уменьшить количество краж. 

Также эта технология сможет определить лица лояльных покупателей, VIP-клиентов и других приоритетных целевых групп. Рассматриваемая инновация позволит собрать информацию о поведении потребителя в магазине и использовать ее в проведении маркетинговых исследований.

Распознавание лиц может использоваться и для сокращения штата. Например, китайская компания JD.com объявила об открытии сети магазинов без использования человеческого персонала. Для реализации такого плана были совмещены технологии распознания лиц и RFID, которые помогут выявлять движения клиентов и их предпочтения. Впоследствии эти данные будут использованы для создания личного профиля потребителя, которому будут отправляться рекламные предложения, разработанные специально для него. 

В России о тестировании технологии распознания лиц заявили такие сети, как «Дикси», «ВкусВилл» и X5 Retail Group. Результаты введения такой инновации компании подведут в первом квартале 2018 года.

Сфера ритейла не стоит на месте и постоянно развивается, применяя все новые технологии, чтобы максимально удовлетворить потребности клиентов и увеличить показатели прибыли. Нет никаких сомнений, что в современном мире высококонкурентной борьбы будут лидировать те компании, которые способны быстро адаптировать инновации под собственный бизнес и получить от них максимальную прибыль.

Дмитрий Шеходанов, 
генеральный директор ООО «Инвент Консалтинг»

0
Реклама на New Retail. Медиакит