Интернет вещей в ритейле: пути развития и возможности
время публикации: 09:30 18 августа 2020 года
Решения на основе Интернета вещей находят все более широкое применение в розничной торговле. Как они уже используются ритейлерами в настоящее время, и какие у них перспективы?
Александр Михасев, руководитель бизнес-практики по работе с ритейлом, SAS Россия/СНГ. Ритейл – это одна из тех сфер, где возможности для применения Интернета вещей достаточно широки. С его помощью можно оптимизировать складские процессы, отслеживать цепочки поставок, выстраивать коммуникацию с покупателем, оптимизировать пространство и процессы в торговом зале и так далее.
Тон в этом направлении задают мировые гиганты, которые работают на стыке ритейла и информационных технологий, например, Amazon и Alibaba, что вполне понятно, поскольку внедрение современных инструментов и их развитие требует инвестиций.
В России тоже появляются единичные примеры использования таких решений, но пока в виде пилотных проектов или прототипов. Например, в нашей стране развивается сеть магазинов без касс, но, в отличие от Amazon Go, от покупателя требуется совершить определенные действия, а именно отсканировать штрих-коды с помощью смартфона.
Многих волнует вопрос, стоит ли считать такие технологии жизненной необходимостью сегодняшнего дня или это все-таки полезное, но пока еще не обязательное технологическое новшество?
Ответить на него однозначно достаточно сложно. С одной стороны, сегодня ритейлер вполне может успешно функционировать, опираясь на привычные решения и процессы. С другой стороны, мир вокруг нас стремительно меняется, и будущие лидеры индустрии уже сегодня должны искать и адаптировать новые процессы, технологии и способы взаимодействия с покупателем.
Однако здесь есть определенные подводные камни – решений на базе Интернета вещей появляется достаточно много, и пока не очень понятно, какие примеры их использования окажутся востребованными, а какие не выйдут за пределы пилотных проектов и прототипов.
Применение решений IoT
В настоящее время все примеры применения Интернета вещей в ритейле можно условно разделить на три направления.
Первое связано непосредственно с продажей товаров и организацией пространства в торговых залах – это как раз те самые магазины без касс, о которых говорилось выше. Покупатель «представляется» магазину на входе, сканируя код с помощью смартфона, а потом многочисленные датчики и сенсоры считывают штрих-коды товаров в корзине, а их стоимость автоматически списывается со счета клиента.
Второе направление относится к сфере маркетинга и помогает составить портрет потребителя, сделать ему индивидуальное предложение в нужный момент и так далее. Сюда можно отнести и «умные полки», где сенсоры фиксируют направление взгляда покупателей, и «умные примерочные», когда датчики, установленные в зеркалах, считывают бирки с примеряемой одежды и предлагают похожие варианты других цветов, подходящие аксессуары и так далее. Можно также упомянуть датчики в торговых центрах, которые присылают потенциальному потребителю индивидуальное предложение о скидке, когда тот проходит мимо конкретного магазина или ресторана.
Третье направление – это организация логистики и отслеживание цепочки поставок. Сейчас под влиянием пандемии Covid-19 оно стало очень актуальным. Вопросы безопасности вышли на первое место, и если раньше покупатели могли закрыть на многое глаза за счёт более низкой цены, то теперь происхождение продуктов, условия их хранения и транспортировки играют существенно более высокую роль.
В связи с этим все, что касается уменьшения количества возможных контактов покупателя и сотрудников ритейлера становится важным, и способность ритейлера следовать за этим трендом или даже возглавить его, существенно повлияет на то, какое место он будет занимать на рынке в ближайшие два-три года.
Читайте также: «Бесконтактный магазин»: главный формат ритейла будущего?
Интернет вещей может помочь не только с созданием бесконтактных торговых залов, но в первую очередь, в рамках так называемой цепочки ценности (Value Chain), он может отслеживать переход товара от производства до полки магазина с помощью специальных маркеров и приложений, таким образом, предоставляя покупателю исчерпывающую информацию – начиная с того, какие стандарты качества используются на каждом из этапов цепочки и заканчивая подробной информацией о каждом из компонентов состава, сроке годности и т.п.
Оправданность использования любой технологии зависит от многих факторов и может по-разному оцениваться для разных компаний в зависимости от их стратегии, ценностного предложения покупателю (CVP) и конкурентного окружения. В целом это направление очень перспективно и те, кто раньше других найдет оптимальный вариант применения соответствующих технологий, окажутся среди будущих лидеров индустрии.
Внедрять или не внедрять, а если внедрять, то когда – вопрос индивидуальный. Многие из примеров использования технологий Интернета вещей может позволить себе протестировать почти любая компания, а вот принятие решения о развертывании должно уже основываться на оценке конкретного бизнес-кейса, который может существенно отличаться от компании к компании.
Словом, во главу угла должна быть поставлена корректная оценка экономической целесообразности, но, резюмируя, можно сказать, что любой ритейлер нуждается в инструментах и технологиях, улучшающих клиентский опыт и эффективность операций, а решения на базе Интернета вещей, несомненно, входят в их число.
Александр Михасев,
руководитель бизнес-практики по работе с ритейлом, SAS Россия/СНГ
для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...