ИТ в продуктовом ритейле: проблемы и потребности
время публикации: 09:19 04 августа 2015 года
Высокое насыщение рынка продуктовых торговых сетей и усиление конкуренции подталкивает игроков отрасли озаботиться вопросами повышения операционной эффективности и оптимизации бизнес-процессов.
Результатом этой стратегии стал сравнительно высокий рост рынка ИТ в сегменте продовольственного ритейла. Ожидается, что в последующие годы динамика сегмента продолжит более чем в 2 раза превышать общий рост рынка ИТ. Разбираемся, как и зачем внедрять новую систему автоматизации.
Кто инвестирует в ИТ?
На сегодняшний день большинство сетей в сегменте продуктового ритейла так или иначе решает критичные для бизнеса проблемы автоматизации. В зависимости от потребностей бизнеса и финансовых возможностей игроки рынка применяют различные подходы. Так, крупная сеть может инвестировать в промышленное ERP-решение, которое полностью соответствует ее бизнес-процессам. Для торговых сетей среднего размера более характерна «лоскутная» автоматизация. Ни один игрок не обходится без ПО, управляющего розничной реализацией, дополнительно разрабатываются решения по управлению логистикой, ассортиментом, ценообразованием, прогнозирования спроса и планирования. Все эти продукты интегрируются с системой ведения первичного бухучета.
Безусловно, на принятие решения о внедрении серьезно влияет текущее состояние автоматизации торговой сети. Например, если компания сменила ERP-систему два года назад, сейчас она может развивать инструменты анализа клиентского поведения и управления лояльностью, запускать мобильные приложения и т.п. Если действующей ERP-системе уже лет 10-15, то и базовые потребности компании в ИТ совсем другие.
Со временем во многих торговых организациях, например, возьмем региональную сеть на этапе активного роста, повышается потребность в единой интегрированной системе управления. Если рассматривать небольшие розничные сети (не больше десяти магазинов), то здесь используются свои варианты «лоскутной» автоматизации, а потребность в промышленной платформе условна. На данном этапе функциональности программного обеспечения, управляющего розничной реализацией, вполне достаточно. Отмечу, что для успешного внедрения ERP-системы в составе сети должно быть не менее 15-20 магазинов формата «у дома» – иначе проект может не оправдать вложенных средств.
Предпосылки смены платформы
У любого решения есть определенный жизненный цикл, по истечении которого компания сталкивается с ограничениями технического характера и переходит на новую версию решения или даже новую систему. Средний «срок жизни» решения на одной версии платформы в продуктовом ритейле составляет около пяти-семи лет. Иногда переход на новую систему или версию системы дополнительно обусловлен субъективным фактором – людям, принимающим решения, в данном контексте руководителям компании, ИТ-директору, свойственно стремление к новому.
В ритейле вопрос о смене платформы также часто возникает по мере роста объема операционных данных. Кроме того, в любой сети происходят организационные изменения, перенимается успешный опыт, происходит шлифовка процессов – обычно подобные изменения целесообразно реализовывать в рамках перехода к новой системе.
Другими предпосылками перехода на новую платформу могут стать прогнозируемый рост сети и наличие многочисленных разрозненных информационных систем. Единая платформа обеспечивает централизованное управление, позволяет быстро вводить новые магазины, в том числе в разных регионах, организовать несколько сетей и продвигать их под несколькими брендами. При этом розничная компания не испытывает проблем с поиском ИТ-специалистов на местах и снижает издержки на развитие системы за счет централизованной поддержки единой информационной среды.
Еще один момент – любая сеть по мере роста столкнется с необходимостью оптимизации логистических процессов для снижения издержек, реорганизацией работы с ассортиментом, планированием поставок, управлением выкладкой и пополнением с учётом покупательских предпочтений. Для всего этого необходима гибкая платформа с обширной функциональностью, которая позволит аккумулировать и систематизировать значительные объемы информации, необходимые для анализа и принятия решений.
Например, крупный российский партнёр международной сети SPAR, ЗАО «СПАР Ритейл», запустил решение Columbus Food Retail на базе Microsoft Dynamics AX. На протяжении многих лет компания работала в нескольких информационных системах, однако рост сети подтолкнул ритейлера отказаться от устаревших решений в пользу комплексной интегрированной системы управления.
Критерии выбора
В портфеле любого крупного вендора есть продукты, предназначенные для бизнеса определенной сферы и масштаба. Для предварительного выбора подходящих платформ достаточно оценить количественные показатели компании: профиль, оборот компании, число магазинов и кассовых терминалов, количество покупателей, средний объем транзакций, ассортимент, а также возможный бюджет на реализацию проекта. Наконец, важно учитывать перспективы сети – если предполагается рост, имеет смысл заложить в бюджет более производительную и функциональную систему.
Есть и субъективные критерии. Многие ритейлеры делают выбор, опираясь на опыт, в том числе и не самый успешный, аналогичных внедрений, реализованных в отрасли и регионе. Немногие готовы рискнуть и выступить пионерами при внедрении нового продукта. На принятие решения могут повлиять и представления ритейлера о влиянии платформы на рыночную стоимость компании.
Сроки внедрения ERP-системы в продовольственных торговых сетях зависят от выбранной функциональности. Если речь идет об автоматизации торговой деятельности, контур решения четко очерчен и ограничен. Проект может не затрагивать бухгалтерскую отчетность и касаться только управления закупками, расчётов с контрагентами, учета товародвижения и т.п. В этом случае его можно осуществить быстрее, нежели более комплексный проект, затрагивающий регламентную управленческую и бухгалтерскую отчетность, - в среднем, 6-12 месяцев. Но, как правило, в рамках проекта компания стремится увеличить объемы и качество аналитической отчетности или начать оптимизацию своих процессов. Реализация этих изменений, напрямую не относящаяся к внедрению информационной системы, может затянуться и негативно сказаться на сроках проекта.
Специфика решений для продуктового ритейла
Специфика ERP-системы для продуктовых торговых сетей обусловлена особенностями их бизнес-процессов. Что касается управление ассортиментом, то в продуктовом ритейле задач на порядок больше, чем в других торговых сетях. Есть свои особенности – ограниченный срок годности и быстрая оборачиваемость, нюансы оборота алкогольной продукции, продукции категории fresh и др.
Для продуктового ритейла характерно сложное управление ценообразованием. На розничную цену влияет множество факторов, таких, например, как местоположение магазина, покупательная способность целевой аудитории конкретного формата магазина, близость и плотность магазинов конкурентов, режим работы, сезон.
Второй важный момент – логистика. Гибкая система поставок обеспечивает наличие ассортимента по приемлемой цене с минимальными издержками. Решение должно поддерживать различные схемы поставок: централизованно на регион, страну, напрямую в магазин от поставщика и т.п.
Большинство сетей используют один или несколько распределительных центров, и выбранное ERP-решение должно поддерживать интеграцию со специализированными системами управления складом, независимо от того является ли распределительный центр частью сети или эти услуги ритейлер заказывает у специализированного оператора. Руководству сети необходима оперативная информация о текущем и прогнозируемом состоянии запасов, чтобы эффективно покрывать потребности.
Особую роль в ритейле играют взаимоотношения с поставщиками. ERP должна автоматизировать процессы учета премий и бонусов поставщиков и управлять взаимозачетами. В данном контексте немаловажен и модуль управления казначейскими операциями, от которого требуется обеспечить бесперебойность оплат с учетом кассовых разрывов.
Специфическая задача продуктового ритейла – учёт собственного производства. Почти во всех сетях есть свои кулинарии, пекарни, цеха по изготовлению полуфабрикатов. Отраслевое ИТ-решение для продуктовой сети помогает учитывать требования законодательства, определять себестоимость готовой продукции и вести бухгалтерский учет.
Наконец, продуктовому ритейлу нужны инструменты для управления программами лояльности, это одна из самых важных составляющих. Интегрированные решения для управления торговлей часто не покрывают все потребности бизнеса в автоматизации маркетинговой деятельности. В самом простом случае информационная система обеспечивает обмен информацией о владельцах дисконтных карт и маркетинговых активностях, а торговой компании нужен более глубокий анализ результатов маркетинговой активности. Например, бизнес хочет знать, как акционные цены в данном регионе в заданный период сказались на маржинальности продуктовой линейки и объеме продаж. Отраслевые продукты помогают решить эту задачу.
Сложности и риски внедрения
У всех проектов внедрения есть риски, большинство из них не имеет выраженной отраслевой принадлежности. Сложности напрямую связаны с особенностями бизнес-процессов, которые затрагивает внедрение.
Если сеть выбирает проверенную отраслевую ERP или решения других классов, она должна быть готова поменять, иногда кардинально, существующие бизнес-процессы ещё до того, как опробует продукт на практике. С другой стороны, технологические риски многократно внедренных систем сведены к минимуму.
Если компания хочет разработать собственный продукт под имеющиеся бизнес-процессы, от неё потребуется умелое управление организационными и бюджетными рисками. Эти риски связаны с поддержкой и сопровождением уникальной системы. С одной стороны, автоматизация процессов по собственной модели имеет преимущества лучшей адаптированности под особенности компании. С другой – содержит в себе риски консервации бизнес-модели, которые могут сдерживать дальнейшее развитие ИТ-системы.
Разумеется, успешность любых изменений, в том числе связанных с внедрением ERP, во многом зависит от степени вовлеченности представителей компании в проект. На стороне торговой сети всегда должен быть компетентный, инициативный и ответственный руководитель, который подберет правильную команду из владельцев процессов, будет контролировать все этапы внедрения системы и принимать оперативные решения.
Нередко компании сталкиваются со сложностями, связанными с принятием системы персоналом. Особенно теми сотрудниками, которые не участвовали непосредственно во внедрении. Это риск организационного характера. У любого проекта должен быть внутренний маркетинг – сотрудники должны четко понимать, как внедряемая система будет влиять на их работу. Своевременная и эффективная мотивация персонала – еще одна задача руководителя проекта со стороны заказчика.
Когда проект завершен, адаптация новых сотрудников и обучение работе в ИТ-системе будет занимать меньше времени, чем непосредственно в процессе внедрения. Для текущего штата, имеющего опыт работы с системой и знание бизнес-процессов, переход на новое решение может занять одну-две недели, максимум месяц. Для новичков компании этот срок увеличивается примерно вдвое.
Оценка эффективности
Критерии оценки эффективности должны быть сформулированы до начала проекта внедрения. В некоторых случаях они могут не иметь денежного выражения – сложно отразить в рублях, к примеру, скорость формирования отчетности. В качестве критериев лучше указывать критичные для бизнеса аспекты: точность и скорость планирования закупок, отсутствие дефицита и показатели оборачиваемости запасов, эффективное и своевременное ценообразование, объективные показатели работы персонала, уменьшение кассовых разрывов или переплат. Их успешная реализация в ERP и других системах будет способствовать экономии.
При оценке эффективности внедрения необходимо учитывать снижение издержек на ввод новых магазинов и сетей, которое будет достигнуто за счет унификации бизнес-процессов и централизации информационной системы. Оценить, какой будет совокупная стоимость владения решением и спланировать процессы по поддержке и сопровождению системы.
Так или иначе, успешное внедрение начинается с четкого плана, включающего цели внедрения и четкие критерии их достижения, определения «болевых точек» и подбора команды технических специалистов, бизнес-аналитиков и ключевых пользователей, заинтересованных в результатах внедрения. Команда будет тесно сотрудничать с консультантом, а затем передавать знания о продукте коллегам.
Фактически новую ERP-платформу можно сравнить с картой фитнес-клуба: ее покупка, наличие инвентаря и профессионального тренера (консультанта) не гарантируют результата, если сам клиент не приложит усилия для достижения желаемого результата.
Федор Ушаков,
ведущий консультант практики Retail,
консалтинговая компания Columbus
ведущий консультант практики Retail,
консалтинговая компания Columbus
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...