Как уменьшить зависимость ритейла от дорогих IT разработок
время публикации: 10:00 28 апреля 2022 года
У многих российских федеральных ритейлеров и производителей IT-инфраструктура построена на зарубежном ПО. После массовых заявлений об уходе из России SAP, Oracle, IBM и других глобальных поставщиков решений бизнес оказался в уязвимом положении. Эксперты рассказывают, какие действия в первую очередь должны совершить компании, чтобы минимизировать свои риски.
Из-за массового ухода глобальных поставщиков программного обеспечения, таких как SAP, Oracle, IBM, бизнес многих федеральных ритейлеров и производителей оказался под угрозой, так как на базе решений этих компаний построена IT-инфраструктура. Западные компании, заявляя об уходе, в один день сворачивают бизнес в России и не передают дела клиентам. Пока случаи такого некорректного разрыва отношений единичны, но те, кто столкнулись с этим, оказались на какое-то время в беспомощном положении.
Например, у крупного продуктового ритейлера перестала работать программа лояльности - система не начисляет баллы за совершенные покупки, другой игрок остался без платформ для e-mail рассылки и клиентской базы. А это все репутационные риски и финансовые потери.
Розничные компании попали в сложную ситуацию из-за зависимости от иностранного ПО. Как минимизировать риски, ведь еще остались на российском рынке крупные иностранные вендоры, которые рассматривают вариант ухода?
Борис Агатов, футуролог, независимый эксперт по инновациям в ритейле, автор концепции «Магазин 4.0», предлагает топ-6 шагов, которые компании должны оперативно совершить для минимизации рисков:
1. Определить решения, от которых критически зависит жизнедеятельность компании, и по возможности заменить их на российские аналоги.
Да, таких крупныйх решений сопоставимых с SAP у отечественных компаний нет. Но мир софта движется от монолитных решений, которые предлагает тот же SAP, к микросервисной архитектуре. Такая идеология предполагает много решений, которыми управляет специальная программа-оркестратор, поэтому так или иначе придется собирать множество решений и менять IT-архитектуру, чтобы закрыть все потребности.
2. Продублировать все данные на собственный локальный или облачный сервер, но в российской юрисдикции.
3. Выделить сотрудника, который будет заниматься импортозамещением услуг, сервисов и оборудования – от весов и сканнеров до серверов и программного обеспечения.
Это поможет сделать такую работу в сжатые сроки и с приемлемым бюджетом.
4. Для минимизации рисков при выборе решения нужно всех потенциальных поставщиков ПО разделить на три условные категории по степени риска работы с ними:
● европейские компании, которые с высокой долей вероятности могут отключить от своего ПО, как это уже было;
● юго-восточные компании, более надежные, но тоже есть риск отключения от своего ПО, так как они могут опасаться вторичных санкций;
● российские и белорусские компании, при работе с которыми нулевой риск отключения от софта. Но даже в этом случае необходимо учитывать, что многие российские IT-компании пользуются зарубежными серверами, поэтому будет не лишним поинтересоваться при выборе российского поставщика, насколько он независим от западных решений и серверов, чтобы свести риск со стороны подрядчика к минимуму.
Читайте также: Про безопасность: как из-за санкций не потерять рассылки и контактную базу
5. Написать технические задания по решениям, которые необходимо заменить и провести тендер.
Это объемная и кропотливая работа, но она необходима для оптимизации бюджета. Я не исключаю появления критической ситуации, когда компания внезапно лишится зарубежного софта, и по этой причине в панике будет вынуждена купить софт первый попавшийся, но в нормальных условиях надо стремиться провести тендер, для которого нужны технические задания.
6. Критически переосмыслить IT-стратегию с точки зрения использования различных элементов в инфраструктуре: западные лицензии на софт, облачные сервера, комплектующие.
Многие крупные розничные компании разрабатывают собственное ПО и параллельно используют решения западных поставщиков из тех стран, которые приостановили свою деятельность в России. Имеет смысл сделать акцент на собственной разработке в части критических приложений и создания условий для интеграции отечественного софта.
Сергей Мелихов, директор новых проектов платформа ensi.tech:
«Независимость — это вопрос гибкости в принятии решений: на что тратить бюджет, какую команду привлекать, на каких технологиях строить IT. Если у вас платформа на основе слабосвязанных сервисов, то вы обладаете такой гибкостью.
А если enterprise-решение, которое все умеет «из коробки», то вы привязаны к вендору, процессам, которые в этой коробке заложены, и технологиям, на которых оно создано. Можно развивать только всю платформу целиком, а не только сервисы, где сконцентрированы быстро меняющиеся процессы.
Со стоимостью разработки сложнее. IT — это core-бизнес для e-commerce, поэтому способность развивать свою платформу — ключевая компетенция, которая требует значительных инвестиций.
Гибкая сервисная платформа помогает тратить деньги только на то, что вам действительно нужно. При необходимости можно быстро заменить отдельный сервис, на продукт с меньшим OPEX. Или выбрать более «дешевый» технологический стэк, например, не переплачивать за дорогих java-разработчиков».
Борис Агатов, футуролог, независимый эксперт по инновациям в ритейле, автор концепции «Магазин 4.0»:
«Мир погружается в цифровую эпоху, быстрее, чем многие ожидали, поэтому критические IT-элементы для компании должны быть либо собственной разработкой, либо находиться в руках абсолютно надежных партнеров. Какие решения можно отнести к критически важным?
Во-первых, это решения, которые связаны со взаимодействием с потребителем (программы лояльности, мобильные приложения иные маркетинговые инструменты), покупатель может не простить бренду, если его баллы исчезли по какой-то причине, если, например, перестанет работать программа лояльности, как сейчас у некоторых сетей из-за проблем с западными поставщиками ПО.
Во-вторых, к критически важным решениям нужно отнести все внедрения, связанные с товародвижением и логистикой, персоналом и HR, операционным контролем и управлением и задачи по обеспечению безопасности.
Сейчас очень важно определить каждой компании свои приоритеты, чтобы своевременно и в достаточном объёме выделять средства на самые важные направления для замены «проблемных» IT-решений, которые по факту стали основой большинства бизнесов и ритейла в том числе».
* * *
Об импортозамещении в IT, российских аналогах, собственных разработках, и том, как сократить зависимость от западных IT-решений, будем подробно говорить на конференции E-com Checkup, которая пройдет в рамках UPGRADE RETAIL ЛЕТО 2022 1-2 июня.Генеральный отраслевой информационный партнер мероприятия – New Retail.
Ждем вас 1 июня на UPGRADE RETAIL Лето 2022. Для брендов, ритейлеров и интернет-магазинов посещение бесплатное.
Необходима регистрация.
Контакты для решения вопросов участия в выставочной и деловой программе:
Влад Широбоков
+7 925 384 74 17
vs@ewdn.com
0