0/5

Как уменьшить зависимость ритейла от дорогих IT разработок

Как уменьшить зависимость ритейла от дорогих IT разработок
время публикации: 10:00  28 апреля 2022 года
У многих российских федеральных ритейлеров и производителей IT-инфраструктура построена на зарубежном ПО. После массовых заявлений об уходе из России SAP, Oracle, IBM и других глобальных поставщиков решений бизнес оказался в уязвимом положении. Эксперты рассказывают, какие действия в первую очередь должны совершить компании, чтобы минимизировать свои риски.
Из-за массового ухода глобальных поставщиков программного обеспечения, таких как SAP, Oracle, IBM, бизнес многих федеральных ритейлеров и производителей оказался под угрозой, так как на базе решений этих компаний построена IT-инфраструктура. 

Западные компании, заявляя об уходе, в один день сворачивают бизнес в России и не передают дела клиентам. Пока случаи такого некорректного разрыва отношений единичны, но те, кто столкнулись с этим, оказались на какое-то время в беспомощном положении. 

Например, у крупного продуктового ритейлера перестала работать программа лояльности - система не начисляет баллы за совершенные покупки, другой игрок остался без платформ для e-mail рассылки и клиентской базы. А это все репутационные риски и финансовые потери. 

Розничные компании попали в сложную ситуацию из-за зависимости от иностранного ПО. Как минимизировать риски, ведь еще остались на российском рынке крупные иностранные вендоры, которые рассматривают вариант ухода? 

Как уменьшить зависимость ритейла от дорогих IT разработокБорис Агатов, футуролог, независимый эксперт по инновациям в ритейле, автор концепции «Магазин 4.0», предлагает топ-6 шагов, которые компании должны оперативно совершить для минимизации рисков: 

1. Определить решения, от которых критически зависит жизнедеятельность компании, и по возможности заменить их на российские аналоги. 

Да, таких крупныйх решений сопоставимых с SAP у отечественных компаний нет. Но мир софта движется от монолитных решений, которые предлагает тот же SAP, к микросервисной архитектуре. Такая идеология предполагает много решений, которыми управляет специальная программа-оркестратор, поэтому так или иначе придется собирать множество решений и менять IT-архитектуру, чтобы закрыть все потребности.

2. Продублировать все данные на собственный локальный или облачный сервер, но в российской юрисдикции.

3. Выделить сотрудника, который будет заниматься импортозамещением услуг, сервисов и оборудования – от весов и сканнеров до серверов и программного обеспечения. 

Это поможет сделать такую работу в сжатые сроки и с приемлемым бюджетом.

4. Для минимизации рисков при выборе решения нужно всех потенциальных поставщиков ПО разделить на три условные категории по степени риска работы с ними: 

● европейские компании, которые с высокой долей вероятности могут отключить от своего ПО, как это уже было;

● юго-восточные компании, более надежные, но тоже есть риск отключения от своего ПО, так как они могут опасаться вторичных санкций; 

● российские и белорусские компании, при работе с которыми нулевой риск отключения от софта. Но даже в этом случае необходимо учитывать, что многие российские IT-компании пользуются зарубежными серверами, поэтому будет не лишним поинтересоваться при выборе российского поставщика, насколько он независим от западных решений и серверов, чтобы свести риск со стороны подрядчика к минимуму.




Читайте также:  Про безопасность: как из-за санкций не потерять рассылки и контактную базу




5. Написать технические задания по решениям, которые необходимо заменить и провести тендер. 

Это объемная и кропотливая работа, но она необходима для оптимизации бюджета. Я не исключаю появления критической ситуации, когда компания внезапно лишится зарубежного софта, и по этой причине в панике будет вынуждена купить софт первый попавшийся, но в нормальных условиях надо стремиться провести тендер, для которого нужны технические задания.

6. Критически переосмыслить IT-стратегию с точки зрения использования различных элементов в инфраструктуре: западные лицензии на софт, облачные сервера, комплектующие. 

Многие крупные розничные компании разрабатывают собственное ПО и параллельно используют решения западных поставщиков из тех стран, которые приостановили свою деятельность в России. Имеет смысл сделать акцент на собственной разработке в части критических приложений и создания условий для интеграции отечественного софта.

Как уменьшить зависимость ритейла от дорогих IT разработок


Как уменьшить зависимость ритейла от дорогих IT разработокСергей Мелихов, директор новых проектов платформа ensi.tech:

«Независимость — это вопрос гибкости в принятии решений: на что тратить бюджет, какую команду привлекать, на каких технологиях строить IT. Если у вас платформа на основе слабосвязанных сервисов, то вы обладаете такой гибкостью. 

А если enterprise-решение, которое все умеет «из коробки», то вы привязаны к вендору, процессам, которые в этой коробке заложены, и технологиям, на которых оно создано. Можно развивать только всю платформу целиком, а не только сервисы, где сконцентрированы быстро меняющиеся процессы.

Со стоимостью разработки сложнее. IT — это core-бизнес для e-commerce, поэтому способность развивать свою платформу — ключевая компетенция, которая требует значительных инвестиций. 

Гибкая сервисная платформа помогает тратить деньги только на то, что вам действительно нужно. При необходимости можно быстро заменить отдельный сервис, на продукт с меньшим OPEX. Или выбрать более «дешевый» технологический стэк, например, не переплачивать за дорогих java-разработчиков».

Борис Агатов, футуролог, независимый эксперт по инновациям в ритейле, автор концепции «Магазин 4.0»:

«Мир погружается в цифровую эпоху, быстрее, чем многие ожидали, поэтому критические IT-элементы для компании должны быть либо собственной разработкой, либо находиться в руках абсолютно надежных партнеров. Какие решения можно отнести к критически важным?

Во-первых, это решения, которые связаны со взаимодействием с потребителем (программы лояльности, мобильные приложения иные маркетинговые инструменты), покупатель может не простить бренду, если его баллы исчезли по какой-то причине, если, например, перестанет работать программа лояльности, как сейчас у некоторых сетей из-за проблем с западными поставщиками ПО.

Во-вторых, к критически важным решениям нужно отнести все внедрения, связанные с товародвижением и логистикой, персоналом и HR, операционным контролем и управлением и задачи по обеспечению безопасности.

Сейчас очень важно определить каждой компании свои приоритеты, чтобы своевременно и в достаточном объёме выделять средства на самые важные направления для замены «проблемных» IT-решений, которые по факту стали основой большинства бизнесов и ритейла в том числе».

* * *

Об импортозамещении в IT, российских аналогах, собственных разработках, и том, как сократить зависимость от западных IT-решений, будем подробно говорить на конференции E-com Checkup, которая пройдет в рамках UPGRADE RETAIL ЛЕТО 2022 1-2 июня. 

Генеральный отраслевой информационный партнер мероприятия – New Retail.

Ждем вас 1 июня на UPGRADE RETAIL Лето 2022. Для брендов, ритейлеров и интернет-магазинов посещение бесплатное. 

Необходима регистрация.  

Контакты для решения вопросов участия в выставочной и деловой программе:
Влад Широбоков
+7 925 384 74 17
vs@ewdn.com

Как уменьшить зависимость ритейла от дорогих IT разработок


0
Реклама на New Retail. Медиакит