0/5

Повторение пройденного: краткая история автомобильного плагиата

время публикации: 08:30  20 апреля 2015 года
Почти полвека назад, 19 апреля 1970 года, с конвейера Волжского автомобильного завода сошел легендарный ВАЗ-2101. «Копейка», как новинку тут же окрестили в народе, стала самым надежным из выпускавшихся в эпоху застоя автомобилей – машины этой модели могли обходиться без капитального ремонта 10, 15, а то и все 30 лет. Уже через два года, в мае 1972-го, ВАЗ-2101 получил престижнейшую премию «Золотой Меркурий» – подобие «Оскара» в сфере европейской торговли.

Между тем, за пять лет до этого звание «Автомобиль года» было присвоено Fiat 124, на который как две капли воды и была похожа советская «копейка». А ведь если присмотреться к истории мирового автопрома повнимательнее, выяснится, что вся она – ни что иное, как бесконечная череда «заимствований», «нелицензинных» копий. А то и просто – подделок. Что интересно, водится такой грешок практически за каждым автогигантом.

ВАЗ-2101 vs Fiat 124



VS



Вчерашний юбиляр был похож на свой итальянский прототип, что называется, до степени смешения. Если поставить рядом «копейку» и 124-й, отличить их сможет, пожалуй, только знаток.

За время адаптации к советским реалиям Fiat в исполнении Волжского автозавода потерял изящные ручки, небольшие «клыки» на хромированном бампере и некоторые детали салона – в частности, оригинальную «торпеду». А в остальном же «копейка» была практически полной копией Fiat 124.

Интересно, что в первоначальном виде ВАЗ-2101 выпускался до 1974 года – именно в этот год в Италии было остановлено производство 124-х «фиатов». А вот «копейка» после небольшого рестайлинга выпускалась еще 10 лет.

ГАЗ-64 и ГАЗ-67 vs Bantam BRC40 и Willys MB



VS






VS



А началась история советского автоплагиата в годы Великой Отечественной, когда нарком тяжелого машиностроения Вячеслав Малышев дал распоряжение создать отечественный вариант американского «Бантама».

Конструкторы, которые в те годы прекрасно понимали, чем для них может обернуться невыполнение ответственного поручения, сразу же взялись за дело. Причем взялись настолько рьяно, что мосты от ГАЗ-61, которые планировалось использовать изначально, пришлось специально укоротить – иначе колея советского внедорожника не совпадала с колеей Bantam BRC40.

В 1943-м с газовского конвейера сошел внедорожник ГАЗ-67, подозрительно похожий на Willys MB (который, в свою очередь, был калькой с того же «бантама»). Но заметного распространения в советской армии ГАЗ-67 не получил – военным больше пришелся по душе собственно «виллис», который поступал в СССР по программе ленд-лиза.

ГАЗ-М-20 «Победа» vs Standard Vanguard



VS



«Победа» стала действительно автомобилем-победителем. Несмотря на некоторое сходство передней подвески ГАЗ-М-20 с Opel Kapitan, на что указывали некоторые западные журналисты, смотрелась «Победа» крайне эффектно. Потрясающая аэродинамика и передовая конструкция в итоге сделали свое дело. «Победа» своим появлением задала тон всей автомобильной промышленности на несколько лет вперед.

Совсем скоро в советской прессе появились разоблачительные статьи, клеймившие бессовестный мир западного капитала. И, надо сказать, повод у журналистов был – к этому времени в Великобритании был налажен выпуска автомобилей Standard Vanguard. Что уж кривить душой – смотрите на фото, и сами решайте, кто тут и на кого похож.

ЗАЗ 965 vs Fiat 600



VS



Советские автодизайнеры еще не раз в поисках вдохновения обращали свой незамутненный взор на итальянский концерн Fiat.

Например, легендарный «горбатый» – или, если хотите, ЗАЗ-965 – всеми своими округлостями и компоновкой детально воспроизводил Fiat модели 600.

Если подсчитать, сколько в итоге было выпущено тех и других малолитражек, неудивительно, что советский вариант «шестисотого» фиата окажется лидером продаж.

Следующее за «горбатым» поколение «Запорожцев» увидело свет в 1966 году. ЗАЗ-966 тоже имел ярко выраженную индивидуальность и моментально был прозван водителями «ушастый».

Производители утверждали, что «ушастый» относится к более высокому классу, чем его горбатый папаша. Это, к слову, не отменяло того, что ЗАЗ-966 был практически полной копией немецкого малолитражного автомобильчика с загадочным названием NSU Prinz IV. Но это, как говорится, совсем другая история.

ЗАЗ-966 vs NSU Prinz IV



VS



Можно упомянуть еще и незаслуженно забытые пары «Москвич-2141» – Simca 1307/13086, ЗИС-110 – Packard 180, «Москвич-400-420» – Opel Kadett и «Лада-Калина» – Opel Corsa. Однако было бы несправедливо утверждать, что таким копированием занимались только в России.

Toyota AA vs Chrysler Airflow



VS


Легенда японского автопрома тоже начинала свой славный путь с заимствования. Инженеры концерна, тогда именовавшегося Toyoda Automatic Loom Works, приобрели в США Chrysler Airflow, чтобы… разобрать его до винтиков и потом вновь воссоздать – уже под названием Toyota AA.

Отсюда, видимо, и пошла традиция японских автопромышленников создавать машины с аэродинамическими кузовами – Airflow, появившийся в 1934-м, был по этой части самым передовым аппаратом.

Mecedes S-класс vs Lexus LS



VS



Конечно, в последующие годы японцы пошли своим собственным путем, создав автомобили, которые можно было сразу выделить из общего потока – настолько они были узнаваемыми.

Однако и на старуху бывает проруха. Например, с первого раза выделить из общего потока Lexus LS, не спутав его с «Мерседесом» S-класса, будет довольно сложно. Особенно если стоите в пробке прямо за ними – задние части этих авто похожи как две капли воды.


Mercedes E-класс vs Kia Opirus



VS



Поглядывают в сторону Европы и корейские производители.

В 2002-м набиравший обороты концерн Kia представил на суд публики свой новый автомобиль представительского класса – модель, получившую название Opirus.

Одного взгляда на корейскую новинку было достаточно, чтобы понять, чем вдохновлялись дизайнеры. Конечно же, тут не обошлось без «Мерседеса» Е-класса – того самого, который российские автолюбители называют «очкариком».

Выстояв под шквалом обвинений, корейцы провели «работу над ошибками». Когда на смену устаревшему «Опирусу» в 2012 году пришел Kia Quoris (K9), стало ясно, что теперь образцом для подражания для них стал BMW 7-й серии.



VS




Made in China

Но дальше всех пошли, конечно же китайские производители. А уж эти люди способны скопировать все, что угодно. И даже больше, если потребуется.

При этом все усилия китайских дизайнеров удивительным образом остаются безнаказанными или, скорее, незамеченными правоохранительными органами страны. Есть мнение, что происходит это с некоего позволения властей: претензии со стороны правообладателей могут закончится элементарным изгнанием «наглого» производителя с китайского рынка. А этот рынок вряд ли кто-то захочет потерять.

Впрочем, смотрите сами:

Daewoo Matiz vs Chery QQ



Toyota Aygo vs BYD F0



VS




Toyota Scion xB vs  Great Wall Coolbear



VS



И на десерт. Сначала

Mini vs Lifan Smily



VS


А теперь встречайте!

Rolls-Royce Phantom vs Geely GE!



VS




Примеры плагиата в автомобильном дизайне собрал Дмитрий Ковальчук

0
Реклама на New Retail. Медиакит