Повторение пройденного: краткая история автомобильного плагиата
время публикации: 08:30 20 апреля 2015 года
Почти полвека назад, 19 апреля 1970 года, с конвейера Волжского автомобильного завода сошел легендарный ВАЗ-2101. «Копейка», как новинку тут же окрестили в народе, стала самым надежным из выпускавшихся в эпоху застоя автомобилей – машины этой модели могли обходиться без капитального ремонта 10, 15, а то и все 30 лет. Уже через два года, в мае 1972-го, ВАЗ-2101 получил престижнейшую премию «Золотой Меркурий» – подобие «Оскара» в сфере европейской торговли.
Между тем, за пять лет до этого звание «Автомобиль года» было присвоено Fiat 124, на который как две капли воды и была похожа советская «копейка». А ведь если присмотреться к истории мирового автопрома повнимательнее, выяснится, что вся она – ни что иное, как бесконечная череда «заимствований», «нелицензинных» копий. А то и просто – подделок. Что интересно, водится такой грешок практически за каждым автогигантом.
ВАЗ-2101 vs Fiat 124
VS
VS
Вчерашний юбиляр был похож на свой итальянский прототип, что называется, до степени смешения. Если поставить рядом «копейку» и 124-й, отличить их сможет, пожалуй, только знаток.
За время адаптации к советским реалиям Fiat в исполнении Волжского автозавода потерял изящные ручки, небольшие «клыки» на хромированном бампере и некоторые детали салона – в частности, оригинальную «торпеду». А в остальном же «копейка» была практически полной копией Fiat 124.
Интересно, что в первоначальном виде ВАЗ-2101 выпускался до 1974 года – именно в этот год в Италии было остановлено производство 124-х «фиатов». А вот «копейка» после небольшого рестайлинга выпускалась еще 10 лет.
ГАЗ-64 и ГАЗ-67 vs Bantam BRC40 и Willys MB
VS
VS
VS
VS
А началась история советского автоплагиата в годы Великой Отечественной, когда нарком тяжелого машиностроения Вячеслав Малышев дал распоряжение создать отечественный вариант американского «Бантама».
Конструкторы, которые в те годы прекрасно понимали, чем для них может обернуться невыполнение ответственного поручения, сразу же взялись за дело. Причем взялись настолько рьяно, что мосты от ГАЗ-61, которые планировалось использовать изначально, пришлось специально укоротить – иначе колея советского внедорожника не совпадала с колеей Bantam BRC40.
В 1943-м с газовского конвейера сошел внедорожник ГАЗ-67, подозрительно похожий на Willys MB (который, в свою очередь, был калькой с того же «бантама»). Но заметного распространения в советской армии ГАЗ-67 не получил – военным больше пришелся по душе собственно «виллис», который поступал в СССР по программе ленд-лиза.
ГАЗ-М-20 «Победа» vs Standard Vanguard
VS
VS
«Победа» стала действительно автомобилем-победителем. Несмотря на некоторое сходство передней подвески ГАЗ-М-20 с Opel Kapitan, на что указывали некоторые западные журналисты, смотрелась «Победа» крайне эффектно. Потрясающая аэродинамика и передовая конструкция в итоге сделали свое дело. «Победа» своим появлением задала тон всей автомобильной промышленности на несколько лет вперед.
Совсем скоро в советской прессе появились разоблачительные статьи, клеймившие бессовестный мир западного капитала. И, надо сказать, повод у журналистов был – к этому времени в Великобритании был налажен выпуска автомобилей Standard Vanguard. Что уж кривить душой – смотрите на фото, и сами решайте, кто тут и на кого похож.
ЗАЗ 965 vs Fiat 600
VS
VS
Советские автодизайнеры еще не раз в поисках вдохновения обращали свой незамутненный взор на итальянский концерн Fiat.
Например, легендарный «горбатый» – или, если хотите, ЗАЗ-965 – всеми своими округлостями и компоновкой детально воспроизводил Fiat модели 600.
Если подсчитать, сколько в итоге было выпущено тех и других малолитражек, неудивительно, что советский вариант «шестисотого» фиата окажется лидером продаж.
Следующее за «горбатым» поколение «Запорожцев» увидело свет в 1966 году. ЗАЗ-966 тоже имел ярко выраженную индивидуальность и моментально был прозван водителями «ушастый».
Производители утверждали, что «ушастый» относится к более высокому классу, чем его горбатый папаша. Это, к слову, не отменяло того, что ЗАЗ-966 был практически полной копией немецкого малолитражного автомобильчика с загадочным названием NSU Prinz IV. Но это, как говорится, совсем другая история.
ЗАЗ-966 vs NSU Prinz IV
VS
Можно упомянуть еще и незаслуженно забытые пары «Москвич-2141» – Simca 1307/13086, ЗИС-110 – Packard 180, «Москвич-400-420» – Opel Kadett и «Лада-Калина» – Opel Corsa. Однако было бы несправедливо утверждать, что таким копированием занимались только в России.
Toyota AA vs Chrysler Airflow
VS
VS
Легенда японского автопрома тоже начинала свой славный путь с заимствования. Инженеры концерна, тогда именовавшегося Toyoda Automatic Loom Works, приобрели в США Chrysler Airflow, чтобы… разобрать его до винтиков и потом вновь воссоздать – уже под названием Toyota AA.
Отсюда, видимо, и пошла традиция японских автопромышленников создавать машины с аэродинамическими кузовами – Airflow, появившийся в 1934-м, был по этой части самым передовым аппаратом.
Mecedes S-класс vs Lexus LS
VS
VS
Конечно, в последующие годы японцы пошли своим собственным путем, создав автомобили, которые можно было сразу выделить из общего потока – настолько они были узнаваемыми.
Однако и на старуху бывает проруха. Например, с первого раза выделить из общего потока Lexus LS, не спутав его с «Мерседесом» S-класса, будет довольно сложно. Особенно если стоите в пробке прямо за ними – задние части этих авто похожи как две капли воды.
Mercedes E-класс vs Kia Opirus
VS
VS
Поглядывают в сторону Европы и корейские производители.
В 2002-м набиравший обороты концерн Kia представил на суд публики свой новый автомобиль представительского класса – модель, получившую название Opirus.
Одного взгляда на корейскую новинку было достаточно, чтобы понять, чем вдохновлялись дизайнеры. Конечно же, тут не обошлось без «Мерседеса» Е-класса – того самого, который российские автолюбители называют «очкариком».
Выстояв под шквалом обвинений, корейцы провели «работу над ошибками». Когда на смену устаревшему «Опирусу» в 2012 году пришел Kia Quoris (K9), стало ясно, что теперь образцом для подражания для них стал BMW 7-й серии.
VS
Made in China
Но дальше всех пошли, конечно же китайские производители. А уж эти люди способны скопировать все, что угодно. И даже больше, если потребуется.
При этом все усилия китайских дизайнеров удивительным образом остаются безнаказанными или, скорее, незамеченными правоохранительными органами страны. Есть мнение, что происходит это с некоего позволения властей: претензии со стороны правообладателей могут закончится элементарным изгнанием «наглого» производителя с китайского рынка. А этот рынок вряд ли кто-то захочет потерять.
Впрочем, смотрите сами:
Daewoo Matiz vs Chery QQ
Toyota Aygo vs BYD F0
VS
VS
Toyota Scion xB vs Great Wall Coolbear
VS
VS
И на десерт. Сначала
Mini vs Lifan Smily
VS
VS
А теперь встречайте!
Rolls-Royce Phantom vs Geely GE!
VS
VS
Примеры плагиата в автомобильном дизайне собрал Дмитрий Ковальчук
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...