0/5

Расширяемся: как большие данные помогают ритейлерам оценивать новые регионы перед масштабированием

Расширяемся: как большие данные помогают ритейлерам оценивать новые регионы перед масштабированием
время публикации: 10:00  12 августа 2022 года
Худшее, что может сделать предприниматель при выводе бизнеса в новый регион — снять подешевле первое попавшееся помещение. Каких еще ошибок нужно избегать при масштабировании бизнеса, и как в этом помогает геоаналитика?
Расширяемся: как большие данные помогают ритейлерам оценивать новые регионы перед масштабированиемРассказывает руководитель GEO.Platforma Алексей Алексеев. 

Геоаналитику уже сегодня используют организаторы мероприятий, застройщики, аграрии, ритейлеры и другие бизнесы для прогнозирования развития или контроля деятельности в конкретной точке. Ритейлеры часто планируют ассортимент в отдельной локации, либо анализируют новые для себя районы с точки зрения спроса от жителей. 

Благодаря геоаналитическим сервисам не нужно держать в штате большую команду дорогостоящих экспертов, которые анализируют потенциал развития в том или ином месте по множеству параметров в ручном режиме. Готовую аналитику бизнесу предоставляют банки, телеком-операторы и специализированные геоинформационные сервисы. 

Большие данные помогают выявить закономерности в поведении покупателей, неподвластные человеческой логике. 

Например, часть автовладельцев на АЗС не только заправляются, но и покупают товары. Оказывается, если в чеке больше двух позиций, среди них часто встречаются нестандартные сочетания. Покупают кисломолочные продукты, товары для шашлыка, популярностью пользуются соусы. Более 25% покупателей магазинов при АЗС — регулярно покупают товары для животных. 

На основе этих и множества других данных магазины на заправках могут обновлять ассортимент и расширять его часто не самыми очевидными позициями и наращивать выручку. Такие инсайты подсказали данные геоаналитической платформы GEO.Platforma. 


Оцениваем регион


Ключевой вопрос для развития в любом городе — понимание портрета целевой аудитории бизнеса, знание предпочтений своего покупателя – особенно если это высококонкурентная среда. Пол, возраст, привычки, состав семьи, чем больше информации — тем лучше. Геоинформационные системы уже способны предоставлять такие сведения на основании чеков, поведения в интернете, передвижений и др. Можно сформулировать портреты среднедоходных и низкодоходных покупателей. 
По нашей оценке, ошибка в выборе локации может стоить предпринимателю 30-50% стартовых инвестиций, которые невозможно будет вернуть, если бизнес «не полетел».

Важно отличать собственный профиль покупателей от профилей конкурентов. То есть понять, почему ваши покупатели идут именно к вам. Затем нужно выявить места концентрации схожей аудитории в выбранном регионе, либо выбрать регион на основе этой информации. 

По нашей оценке, ошибка в выборе локации может стоить предпринимателю 30-50% стартовых инвестиций, которые невозможно будет вернуть, если бизнес «не полетел» (ремонт, арендная плата, оформление документов и др.). Геоаналитика позволяет существенно снизить риск потери этих средств как раз за счет подбора наиболее перспективной локации на старте. Причем помимо поиска, где базируется целевая аудитория, современные платформы учитывают и размер предлагаемой аренды, определяя, где ставки завышены, а где есть дисконт к рыночной стоимости. 

Некоторые ритейлеры при заходе в новый регион анализируют ночные спутниковые снимки, чтобы оценить прирост числа освещенных улиц города. Рост их количества косвенно свидетельствуют об экономическом росте конкретного города. Это актуально, например, для продавцов стройматериалов — они видят, что в регионе увеличилось количество жилых районов и спрос на отделочные материалы может также вырасти. 


Специфика регионов


Не секрет, что южные и курортные направления имеют свои особенности — маятниковую экономическую активность. То есть там стоит ориентироваться не столько на живущих, сколько на приезжающих гостей из других городов. Геоаналитика позволяет выявить и паттерны поведения путешествующих клиентов, понимать, какие товары они выбирают и какие услуги предпочитают. 
Математическая модель способна обучиться на данных бизнеса в домашнем или уже проверенном успешном регионе, а затем выявленные закономерности экстраполировать на другой город.

Например, можно получить отчет по социально-демографическому составу, покупательским привычкам и точкам притяжения туристов, приезжающим в тот или иной город. Эта услуга часто актуальна для государственных организаций, чтобы планировать развитие туристической инфраструктуры, для бизнеса такой анализ может быть дополнением к точечной оценке локаций.

Кроме того, особенность геоаналитики в том, что математическая модель способна обучиться на данных бизнеса в домашнем или уже проверенном успешном регионе, а затем выявленные закономерности экстраполировать на другой город. Модель проанализирует характеристики окружения новой потенциальной точки, доходы местных жителей, их привычки и наличие конкурентов. 

Например, модель может учитывать более тысячи параметров и метрик. На их основании она определяет квадрат 500х500 метров и рекомендует искать коммерческое помещение именно на этой территории. И как следующий шаг предпринимателю остается найти подходящее помещение и учесть дополнительные важные факторы для конкретного бизнеса вроде ветрового остекления, этаж помещения, наличие пандуса.

Расширяемся: как большие данные помогают ритейлерам оценивать новые регионы перед масштабированием


Реклама в новом регионе


Универсальных способов рекламы в каждом регионе не существует и эту задачу также нужно решать по частям. Здесь пригодится знание профиля своей аудитории на основании чеков. 

Например, из аналитики ясно, что ваша точка собирает платежеспособных клиентов в радиусе пяти километров. Аналитика поможет подсчитать, сколько похожих людей живут вокруг точки в новом регионе. На эту целевую аудиторию можно сделать таргетированную рекламу в социальных сетях или контекстную рекламу. Затем можно замерить отклик на такую рекламу. 

Геоаналитика может помочь в выборе оптимальных мест для размещения наружной рекламы и учесть места концентрации целевой аудитории при выборе рекламных конструкций.
 

3 самые распространенные ошибки при выходе бизнеса в новый регион


Арендовать первое попавшееся помещение по минимальной цене. Это ключевая ошибка, которую совершают начинающие предприниматели. Они не учитывают трафик, остекление, парковки и пр. Часто на успех бизнеса влияет то, на каком этаже торговая точка, наличие или отсутствие ступенек, или даже перил, пандусов. Это актуально для многих бизнесов.
 
Полный отказ от использования аналитических инструментов. IT-компании, банки и телеком операторы сейчас научились прогнозировать трафик, спрос на те или иные группы товаров в конкретном месте, оценивать платежеспособность аудитории в разных локациях. Таких инструментов становится все больше, их стоимость снижается.




Читайте также:  Быстрое масштабирование бизнеса на маркетплейсах за счёт покупки брендов из других областей




При бюджете в 50 000-100 000 рублей на аналитику можно принять взвешенное решение и открыть успешную торговую точку, продуктовый магазин, пункт бытовых услуг, кофейню, салон красоты. Многие ведомства предоставляют такие инструменты в помощь малому бизнесу бесплатно: в Москве работает подбор помещений, на аналитическом портале Федеральной налоговой службы можно увидеть показатели в региональных срезах, бизнес-навигатор МСП отмечает на карте всевозможные предприятия. BI-портал с оперативной статистикой Росстата показывает всевозможные актуальные данные. Эти ресурсы разрозненные, менее удобные, чем совмещающая в себе множество функций платформы геоаналитики. За небольшой бюджет можно значительно повысить комфорт в работе. 

Невнимание к изменению привычек покупателей. Последние два года паттерны людей резко меняются. Коронавирус заставил многих сидеть дома, то есть такие люди перестали передвигаться привычными маршрутами — многие бизнесы пострадали из-за этого. 

Многие услуги переходят в онлайн либо становятся гибридными, происходит смена привычек в потреблении из-за ухода брендов. Когда покупатели ищут альтернативы, наступает отличное время предложить им замену. 

Алексей Алексеев,
руководитель GEO.Platforma. 

Для New Retail

0
Реклама на New Retail. Медиакит