Разумная автоматизация: как работает склад интернет-магазина Ozon

Строительство складского комплекса в промышленной зоне Боровлево-2 началось еще в 2009 году. С тех пор поэтапно были запущены три очереди. Четвертая очередь строилась и готовилась к запуску девять месяцев. Площадь нового помещения 14 тыс. кв. метров, а общая площадь склада на сегодня – 40 тыс. кв. метров. Площадь хранения составляет около 100 кв. метров. В новую очередь было инвестировано 1,5 млрд. рублей, а общий объем инвестиций превысил 4 млрд.
Склад в Твери имеет стратегическое значение для компании: его расположение позволяет делать доставку на следующий день для Москвы и Санкт-Петербурга, доставку в тот же день для жителей Москвы и Твери. К слову, Тверь занимает в Ozon третье место по количеству заказов после Москвы и Санкт-петербурга. Склад в Твери обеспечивает 95% заказов, остальные 5% приходятся на склады в Екатеринбурге (площадь 6 тыс. кв. метров) и Казани (3%).
Тверской складской комплекс действительно самый огромный в компании, и в ближайшее время Ozon не планирует создавать равных ему.
На территории складского комплекса работает большая часть отдела маркетинга компании, в частности, контент-редакторы, которые составляют описания товаров для каталога на сайте, а также около 200 операторов колл-центра. Всего на складе 1800 сотрудников, а новая очередь добавила еще 300 рабочих мест.
Что внутри?
Предупреждаем сразу – адепты тотальной автоматизации будут разочарованы. Никаких шаттлов, роботов и дронов на складе Ozon нет.
Но есть огромный конвейер, помогающий транспортировать товары между зонами – от приемки на хранение, из мезонина с полками в зону упаковки и обратно на сортировку.
На территории склада организовано мезонинное 5-уровневое хранение, представлены товары самых разных товарных категорий, от книг до продуктов питания. До недавнего времени на складе хранилось 5,5 млн. товаров, новая очередь добавила к ним еще 3 млн.
Зона приемки позволяет принимать до 100000 товаров в день, а в сезон – до 200000.
Склад оборудован конвейерными линиями, общая протяженность которых 1800 метров. По ним перемещается до 4000 заказов в час.
Зона комплектации и упаковки позволяет обрабатывать 85 тыс. заказов в день, хотя рекорд 2016 года – всего 37300 заказов в день. Интернет-магазину, безусловно, есть куда расти.
Особая гордость нового складского помещения – «башмачный» сортер Posisorter голландской компании Vanderlande Industries. Его задача – автоматически сортировать по направлениям доставки уже готовые к отправке посылки. Сортер отлично справляется со своей задачей – он может распределять 4500 посылок в час или 108 тыс. посылок в сутки. Для сравнения, раньше, в предпраздничные пики, вручную удавалось рассортировать не более 2000 посылок в сутки.
На складе отлично работает привычная многим система адресного хранения, подбор товаров по зонам, сортировка, сборка заказов и упаковка. И разумеется, тщательно отлаженная и скоординированная работа персонала.
В зоне приемки каждый товар сканируется, на него наклеивается штрихкод, товары отправляются на полки. На новом складе представлены три категории товаров – продукты питания, одежда и обувь, детские товары.
Стеллажи расположены на мезонине. Распакованный и промаркированный товар отправляется на хранение. В новом корпусе склада товары перемещаются на конвейере.
В зоне хранения проводится подбор товаров – сначала собираются все, заказанные сегодня товары, из каждой зоны хранения. Затем они передаются на сортировку и сборку заказов. Сотрудник получает на терминал уведомление с адресом стеллажа, номером полки и ячейки. В ячейке он выбирает нужный товар, сканирует его, кладет в корзину (огромный синий ящик) и получает на терминал информацию о следующем товаре, который нужно взять с полки.
Линия упаковки размещена в соседнем корпусе склада, поэтому товары отправляются туда на конвейере в синих ящиках. Там они вручную сортируются по заказам.
Ничего лучше ручного труда на этапе сборки заказа пока еще не придумано. Хотя, сам труд - не из легких. Сотрудник берет товар из синего ящика, сканирует его, получает номер заказа, и кладет товар в соответствующую ячейку полки. Чтобы избежать ошибки, после того, как товар просканирован, над нужной ячейкой загорается лампочка.
«Однажды я провел целый день на сборке заказов, – рассказывает Дэнни Перекальски, генеральный директор Ozon. – После 6 или 8 часов постоянных наклонов и поворотов к полкам я чувствовал каждую мышцу! Это намного лучше тренажерного зала!»
Собранный заказ отдается упаковщику. Для того, чтобы довезти товар в целости и сохранности, система подсказывает, какую лучше тару взять. В среднем в заказе 4-5 позиций, и они могут быть из самых разных категорий. Несмотря на подсказки системы, упаковщик может подобрать коробку другого размера, чтобы надежно уложить хрупкий, бьющийся товар.
Упакованные заказы конвейером возвращаются обратно в новый корпус и поступают на сортер.
Сортер – это не только конвейер. Это умный сканер, которые умеет сканировать штрих-коды с пяти сторон и динамические весы. Конвейерные ленты снабжены датчиками объема, они позволяют сохранять определенное расстояние между отправлениями.
Когда отправление проезжает под сканером, он считывает штрихкод и конвейер понимает, куда оно должно быть отправлено – в собственную службу доставки или внешнему логистическому оператору.
По словам Зои Ли, директора Ozon Доставка, 96% заказов доставляется собственными силами, а оставшиеся 4% доставок выполняют федеральные службы доставки и «Почта России».
Принцип работы «башмачного» сортера позаимствован у железнодорожников. Посылка перемещается по ленте со множеством «выходов», или «мест сброса» в терминологии склада. Как только она приближается к своему месту сброса, на ленте выдвигается «башмак», направляющий посылку к выходу, где ее уже ожидает кладовщик, собирающий отправку в конкретном направлении.
Складской комплекс Ozon в Твери еще раз подтверждает, что использование годами отработанных подходов в сочетании с разумной автоматизацией позволяют очень качественно обслуживать покупателей, организовывать быструю доставку очень большого количества заказов.
Последние новости
Самое популярное
-
Подготовка к обязательной маркировке игрушек: что должен знать импортер
-
От MVP до миллионной аудитории: кейс развития приложения для ритейлера сферы раз...
-
Как учитывать «черных лебедей» при прогнозировании спроса
-
EcomWeekend Club: что дает самое активное сообщество российского екома и как ста...
-
Soft skills, без которых не обойтись в 2025 году: ключевые навыки в эпоху неопре...