Ритейл пошел за обновлением софта и железа: почему, зачем, как это сделать правильно?
Вячеслав Предыбайло, директор по отраслевым решениям Эвотора.
В ИТ есть известный принцип «работает ― не трогай». На нём годами может жить старые железо и софт, особенно когда прибыль компании не позволяет вкладываться в обновление. Из-за чего средние и небольшие сети сейчас технически все больше отстают от крупного ритейла.
Старое недоброе. И дорогое.
Первая и основная причина ― недовольство тем, что есть. Старый парк устройств, часто разношерстный, генерит расходы на сервис и убытки от простоев. В самых тяжелых случаях ― это кнопочные кассы, которые все еще встречаются в глубинке. Развитие и поддержка самописного софта обходится дороже и дольше, чем покупка готового решения. Отсюда, и желание снизить расходы на ИТ, особенно на фоне сложных последних нескольких лет и неровного потребительского поведения.
Кроме дороговизны у старого железа и софта есть еще и проблема с новыми технологиями и сервисами.
Например, оно не может связывать СБП с фискализацией или интегрироваться с новыми сервисами, которые нужны бизнесу, либо для такой доработки сложно найти специалистов или выделить существенный бюджет. Вдобавок, часть устройств теряет техподдержку из-за ухода или смены стратегии поставщиков. Как это было с Ingenico, Poster POS или решением МТС отказаться от касс.
Переобуться перед большой дорогой
Расти с устаревшим парком технически сложно и дорого. И это еще одна причина для того, чтобы «переобуться» ― снизить издержки при масштабировании. Бизнес не может позволить себе открывать новые магазины с прежними инвестициями. При этом, от принятого уровня функциональности и сервиса отказываться никто не готов ― и ищет более экономичные железо и софт.
Активно развивается сегмент магазинов шаговой доступности, КСО, подключение доставки и онлайн-продаж с помощью мобильных приложений ― и нужно вписывать новые устройства, онлайн-фискализацию в старое решение. Что также приводит к пересмотру текущей системы автоматизации. Это тот момент, когда бизнес вынужден, наконец, пересесть с телеги на автомобиль.
Фото: Эвотор
Интеграция ― всему голова
Любое обновление начинается с осмысления потребностей, с задач, которые нужно решить. По умолчанию ― это, конечно, закон: ЕГАИС, маркировка, ЭДО и желательно «в одном окне», а не использовать несколько «личных кабинетов», приложений или устройств. Критически важна скорость работы, техподдержка и отказоустойчивость и то, что решение российское ― 2022 год научил нас любить всё российское. Да так что в 2022-2023 гг в закупках и запросах КП регулярно возникает требование подтвердить, что продукт отечественного производства/разработки.
Нужна многовариантность оплаты и для покупателей, и для самого бизнеса, так как СБП обходится дешевле эквайринга. Обязательны программы лояльности, и уже никуда без онлайн-продаж и доставки ― значит нужны решения для облачной фискализации, интернет-эквайринга и приема платежей для курьеров.
Для малоформатной торговли нужны компактные многофункциональные устройства, чтобы оставить место под сопутствующие товары, которые могут приносить бизнесу выручку. Или мониторы с рекламой ― это направление актуально для аптечных сетей или общепита, где покупатель может спонтанно увеличить заказ, увидев подходящее ему предложение.
Кроме того, все компоненты будущей системы должны интегрироваться между собой ― обмениваться данными и синхронизироваться в облаке. А также ― позволять масштабировать, апгрейдить решения.
Всё, везде и сразу поменять, наверняка, не получится ― придется расставлять приоритеты. Выделите то, что важнее всего, где больше всего «болит», что больше всего нуждается в обновлении. И, скорее всего, одного супер-вендора, которого сможет закрыть сразу все ваши потребности, найти также не удастся. Тогда стоит ориентироваться на того, кто закрывает больше всего задач. Хороший вариант, когда поставщик предлагает и софт, и ПО вместе ― это залог устойчивой, стабильной работы.
Главное здесь, повторюсь, ― это возможность интегрировать все программы между собой и собрать, как лего, идеальное решение. Интеграция сегодня ― одно из самых слабых мест в текущих автоматизациях и в предложениях. Решение может быть отличным, но при этом не «дружить» с другими программами/устройствами.
Читайте также: Несетевая торговля – «серая зона» для производителей: какие задачи здесь можно решать с помощью Big Data
Индивидуальный подход
Обязательно смотрите демонстрации всех решений, которые сравниваете. Конечно, любой подрядчик будет в первую очередь, показывать только свои красивые стороны ― персонализированные же демо покажут, как ключевые и проблемные задачи будут решаться на его оборудовании/ПО, и вы сразу поймете, удобно ли вам решение.
А самое главное - какие доработки понадобятся, в том числе на интеграции с другим ПО. В некоторых случаях цена доработки функционала будет выше стоимости лицензии. Расценки банковских вендоров могут достигать несколько тысяч долларов. Но при этом если софт и железо от одного поставщика, то процесс доработки, как правило, проще и дешевле.
Другой тонкий момент ― это стоимость техподдержки. И здесь еще «на берегу» нужно зафиксировать с подрядчиком, на каких условиях будет осуществляться техподдержка, SLA по решению инцидентов, есть ли возможность делать диагностику и обновления удаленно, без выезда инженеров на место.
Удачная модернизация в итоге может стать для средних сетей мощным базисом для конкуренции, в том числе с крупными сетями. С одной стороны, улучшит клиентский опыт ― быстрее обслуживание, много возможностей в части программ лояльности и форматов шоппинга. С другой стороны, ― оптимизирует экономику самого бизнеса за счет полного контроля над продажами и сотрудниками и снижения расходов на ИТ-поддержку.
Как сэкономить на обновлении?
1. Ищите поставщика, который закроет для вас максимум задач. Большая закупка даст скидку. И кроме того, всегда проще работать в режиме одного окна и не бегать по разным вендорам. Плюс, когда оборудование и софт поставляется одним одним вендором ― это гарантия, что оно «дружит» друг с другом.
2. «Подгадайте» переход к окончанию сроков действия договоров/лицензий или обязательной замене фискальных накопителей.
3. Выбирайте многофункциональные устройства, которые могут выполнять для вас сразу несколько функций. Вместо нескольких устройств дешевле купить одно, заодно можно сэкономить место в кассовой зоне.
4. Выбирайте решения, по которым можно проводить диагностику и обновления удаленно, чтобы не платить за вызов инженеров. Это еще и экономит время ― не нужно ждать выезда на место.
5. Сравнивайте не только стоимость решения, но и цену доработок и техподдержки. Выбирайте решения, которые легко «расширяются» за счет большого количества интеграций или открытого API. Не нужно ждать доработок и платить за них дополнительно.
Вячеслав Предыбайло,
директор по отраслевым решениям
Эвотора.
Для NEW RETAIL
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- «Я бы менеджером пошел — пусть меня научат!», или 5 мифов о профессии менеджера ...
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как сервисы Verme помогают управлять графиками персонала в аптеках, клиниках и л...