0/5

Роботы в ритейле: что происходит сейчас, и как выглядит будущее

Роботы в ритейле: что происходит сейчас, и как выглядит будущее
время публикации: 10:00  19 февраля 2024 года
@Freepic
Проекты роботизации в различных отраслях развиваются, но чаще используются в качестве красивой картинки, оставаясь маркетинговым инструментом. Рассмотрим, почему так на примере использования роботов в складской сфере.
Роботы в ритейле: что происходит сейчас, и как выглядит будущееАрсений Кондратьев, старший менеджер практики технологического консалтинга Axenix.

Роботизация, в том числе с применением ИИ, с каждым днем становится все популярной темой для обсуждения. СМИ пугают обывателей перспективой вымирания целых профессий. Реальностью постепенно становятся беспилотные такси и даже поезда, на улицах уже можно встретить роботов-доставщиков. Если говорить о применении в бизнес-среде, то ситуация с роботизацией сильно отличается по отраслям. 

Казалось бы, одна из очевидных сфер применения роботов (а речь пойдет главным образом о «физических» или механизированных роботах) – розничная торговля.

Здесь очевидны возможности из использования при доставке покупок, информировании и обслуживании покупателей в торговых залах, выполнении складских операций, формировании заказов.

Но даже ритейл остается одной из площадок, где роботы до сих пор остаются не более чем маркетинговым инструментом.  


Когда человек дешевле робота


С точки зрения технологического развития ритейл в России – одна из передовых отраслей. По уровню проникновения технологий он очень близок к лидеру – финансовой сфере. Мобильные и веб-приложения, специализированный софт, в том числе разрабатываемый самостоятельно, – это данность российского розничного рынка. 

Однако у ритейла здесь есть одна важная особенность – это низкомаржинальность бизнеса при высоком товарообороте. Роботизация станет реальностью в торговле, когда достигнет необходимого уровня рентабельности, который могут себе позволить компании. Та же самая картина наблюдалась когда-то в сфере конвейерного производства, где роботизация стала основным драйвером повышения эффективности и привела к самой настоящей промышленной революции. 

Сегодня автоматизация с использованием роботов по-прежнему обходится предприятиям заметно дороже, чем использование труда людей. Это явление свойственно не только России, где стоимость рабочей силы относительно невелика, но и в мире. Стоит отметить, что цена ошибки, «человеческого фактора», которые приводят к задержкам в отгрузке, относительно невелика и не оказывает существенного влияния на общую стоимость использования «живого» труда. 


Что может стимулировать роботизацию


Нельзя сказать, что ритейл совсем не использует технологии роботизации. 

«Умные» примерочные в торговых точках, роботы-доставщики – все это можно встретить, по крайней мере, в крупных городах. Но все это – скорее маркетинговые инструменты, которые используются для привлечения внимания широкой публики. Масштабирование этих решений стоит очень дорого и не приносит однозначной выгоды. Достаточно вспомнить здесь роботов-доставщиков «Яндекса», которые используются уже несколько лет, но география их работы ограничена отдельными районами крупнейших мегаполисов. 

Российские ритейл компании отличаются крайне прагматичностью, поэтому, с одной стороны, им интересны все новые разработки и инновации, так у каждого крупного ритейла есть собственные инновационные лаборатории, которые методично работают с рынком инноваций. С другой стороны, компании с большим вниманием относятся к доказательствам результативности роботизации, proof of concept, и не спешат переходить от стадии пилотирования новых технологий к масштабным внедрениям.

Первый фактор – доступность и стоимость самых роботов. В нашей стране их массового производства не существует. Поэтому стоимость и сроки поставки даже китайских устройств (и их запчастей) сильно зависят от ситуации на валютном рынке и от транспортной доступности.
Сегодня автоматизация с использованием роботов по-прежнему обходится предприятиям заметно дороже, чем использование труда людей. Это явление свойственно не только России, где стоимость рабочей силы относительно невелика, но и в мире.

Второй фактор – это рентабельность проекта роботизации на полном жизненном цикле проекта, когда учитывается не только стоимость разработки (покупки) и внедрения, а совокупная стоимость владения. Сюда включаются также затраты на масштабирование и поддержку, стоимость обслуживающего персонала, затраты на обучение сотрудников,  стоимость и поддержка дополнительного ПО, если последнее необходимо для проекта роботизации, и так далее. Сегодня расчет таких показателей показывает, что найм живого человека обходится дешевле. 

Третий фактор – возможность быстрого масштабирования применения решения на предприятиях ритейлера по всей стране. В отдельно взятых распределительных центрах внедрение роботов вполне может быть оправданным. Но в тех случаях, когда каждый распределительный центр имеет свои локальные особенности в логистике, ИТ-ландшафте или просто конфигурации складского пространства, рентабельность часто снижается, и внедрение роботизации теряет экономический смысл. 

Роботы в ритейле: что происходит сейчас, и как выглядит будущее
@Freepic


Ближайшие перспективы 


Роботизация сегодня не является первоочередной потребностью ритейлеров и логистических компаний. Для них гораздо нужнее инвестиции в повышение точности прогнозирования, в исследования в области потребления и покупательского поведения, а также в использование компьютерного зрения, голосовых технологий. Вложения в эти области дают быструю отдачу. 

В такой ситуации значительной активности в области роботизации ожидать в этой индустрии не приходится. Скорее всего, в ближайшие годы компании будут готовы проводить некие алгоритмические исследования, связанные с обработкой больших данных или предиктивную аналитику, а не практические реализации, связанные с роботизацией. 
В конечном счете будущее будет принадлежать роботам, при помощи которых будет выполняться множество различных операций, связанных с мерчандайзингом, доставкой, сбором заказов, обслуживанием покупателей в торговых залах, на которых сегодня повсеместно используются живые сотрудники.

Значительное влияние здесь имеет тот факт, что «физические» продажи по-прежнему значительно превалируют над онлайном. Отсюда значительное внимание ритейлеров к технологиям, которые позволяют повышать эффективность работы торговых точек. Да, найти применимость для роботов в торговых точках любых масштабов не так уж и сложно. Речь идет при этом и о процессных роботах, и о роботах-механизмах. Но актуальность их внедрения тем не менее не слишком высока и явно уступает другим технологиям. 

Если же говорить об онлайн-торговле, то на первый план выходит такая проблематика, как динамическое ценообразование, промоакции в онлайне, прогнозирование, география, дарксторы и другие аспекты использования больших данных.

Думаю, что в ближайшем будущем роботизация в ритейле будет ограничена форматом RPA, когда сфера применения роботов ограничена выполнением рутинных операций, связанных с обработкой информации.




Читайте также: Какие технологии работают в ритейле, а какие — нет




Отдаленное будущее


А вот в отдаленной перспективе будущее ритейл-роботов выглядит более привлекательным. В конечном счете будущее будет принадлежать роботам, при помощи которых будет выполняться множество различных операций, связанных с мерчандайзингом, доставкой, сбором заказов, обслуживанием покупателей в торговых залах, на которых сегодня повсеместно используются живые сотрудники.   

Но, чтобы такое будущее хотя бы начало становиться реальностью, ритейлерам предстоит пройти достаточно длительный этап развития. В первую очередь им предстоит избавиться от иллюзий в отношении роботов, которые во многом сформированы футурологами и предсказателями. 

Предстоит найти возможности инвестиций, которых требует внедрение роботизированных технологий, а затем – добиться положительных результатов в хотя бы отдельных сферах применения «физических» роботов, в первую очередь крупными ритейл-компаниями, поскольку именно их опыт стимулирует технологическое развитие рынка в целом.  

Не нужно гнаться за эффектными «человекоподобными андроидами», стремиться напичкать прототип робота максимальным количеством датчиков, ИИ-алгоритмов и других технологий ради демонстрации своих возможностей. Не нужно повторять Boston Dynamics. Инвестиции здесь должны носить крайне прикладной характер – и направляться в простые, но эффективные решений с ясной перспективой отдачи. 

Шаги в верном направлении здесь начинаются с создания робота буквально под один конкретный процесс или задачу. С этой базы можно будет продвигаться далее, в направлении комплексного решения для широкого круга задач в ритейле. Пусть она не вызовет восторга в медиа, поскольку ничего эффектного в таких проектах не будет, зато положительно отразится на экономических показателях компании. 

Арсений Кондратьев, 
старший менеджер практики технологического консалтинга Axenix.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит