Ситуация во благо: как с помощью облака преуспеть на посткарантинном рынке ecommerce
время публикации: 10:00 21 апреля 2021 года
Впервые российский ритейл оказался в состоянии «долгосрочного рывка», – это значит, что в ближайшие, минимум, 5 лет, он должен находиться в постоянном состоянии технологической готовности. Какие технологии помогут бизнесу быть готовыми к непрерывному масштабированию, к частым и существенным ИТ-нагрузкам, к экспериментам? При этом иметь возможность в любой момент свернуть эксперименты без серьезных финансовых потерь?
Павел Голубин, директор по работе с отраслевыми компаниями Yandex.Cloud.Карантинные меры, связанные с коронавирусом, серьезно простимулировали рынок российской электронной коммерции – в 2020 году онлайн-торговля впервые превысила 10% от общего оборота ритейла. По данным Data Insight, число заказов в интернет-магазинах и на маркетплейсах в 2020 году увеличилось на 78%, а в денежном выражении рынок вырос на 47%, до 2,5 трлн рублей по самым скромным подсчетам.
Предполагается, что в ближайшие 4 года рост не остановится: в 2021 году ожидается увеличение на 34%, в 2022-м – на 32%, в 2023-м – на 30% и в 2024-м – на 28%.
Для сравнения, глобальному рынку eComm предрекают преодоление рубежа в триллион долларов, исходя из 42-процентного роста ($850 млн) в 2020 году.
О чем говорят эти цифры?
Прежде всего, о технологических вызовах и состоянии «долгосрочного рывка», с которым ритейл сталкивается впервые. Покупатели массово переключились на онлайн-заказы буквально всех категорий товаров и сопутствующих услуг, и у традиционного ритейла появились не только новые каналы сбыта и форматы получения дохода, но и риск не догнать конкурентов в борьбе за технологическое выживание.
Мы видим, что ключевые ИТ-вендоры не успевают предлагать своим клиентам изменения в ИТ-продуктах под текущие процессы так быстро, как того требует рынок! Этот вызов толкает компании к развитию собственной разработки либо поиску отраслевых партнеров, способных давать результат в разы быстрее без перерасхода бюджета.
Чтобы успешно существовать в новой парадигме и получать заслуженную прибыль в ближайшие пять лет, нужно находиться в постоянной технологической готовности.
Вот семь ее составляющих:
● Доверять внутренним лидерам, отвечающим за превращение бизнес-идеи в ИТ-процесс и наоборот.
● Инвестировать только в те продукты и сервисы, которые способны показать бизнес-результат в течение 3-4 месяцев и не бояться отказаться от неуспешных продуктов и сервисов. Экспериментировать без подрыва бюджета и безопасности.
● Быть готовым к частым и существенным нагрузкам на ИТ-инфраструктуру, уметь их оптимизировать.
● Правильно распределять затраты на ИТ при постоянной потребности во внедрении и запуске новых ИТ-продуктов, сервисов, интеграций для покупателей и партнеров.
● Привлекать и удерживать ключевую экспертизу, понимая, что успех ритейлера решается не миллиардными вложениями, но цифровым преимуществом и выстроенными отношениями с технологическими партнерами, которые инвестируют в развитие ИТ-экспертизы и культуры своего клиента.
● Понимать, что эпоха долгостроя и «грандиозных внедрений века» закончилась. Темпы рынка сегодня предполагают быструю проверку гипотез и развертывание пилотных сервисов и направлений – «разбалованный» конкурентами покупатель привык мгновенно получать удобный и функциональный сервис.
● Быть готовым к непрерывному масштабированию и «внезапной» интеграции со сторонними или собственными пилотными сервисами, которые гарантируют новую прибыль и рост.
Как быстрее к этому прийти?
Оптимизация затрат на технологии и ресурсы
Предположим, что задачу с доверием к внутренним цифровым или трансформационным лидерам вы решили и у коллег есть полный карт-бланш со стороны бизнеса. Но как решить проблему резко возросшей потребности в технологиях и ресурсах?
Подобная задача уже решалась в других сегментах, включая саму индустрию информационных технологий. Там запрос на снижение капитальных затрат и непомерных вложений в эксперименты роста привел к появлению облачных платформ с уже готовыми комплексами баз данных, интеграций, контейнерных технологий и микросервисных архитектур. Сегодня практически весь нижний уровень ресурсов и технологий до конечного приложения или сервиса можно взять готовым, и какой бы проект вы ни развернули, оплачивается только то, что потребляется фактически.
Значит, можно будет в любой момент не только сэкономить на покупке собственных кластеров и ПО под очередной перспективный старт, но и в случае неуспеха без промедления свернуть эксперимент, не списывая вложения «в минус». И давайте признаемся – практически невозможно принять промах или неудачу с выбором технологии или поставщика, если компания уже капитально инвестировала в софт, железо и сотни часов консалтинга.
Приведу пример: компания Ozon в 2019 году начала активно использовать сервисы и технологии Yandex.Cloud именно с целью оптимизировать нагрузки и затраты на ИТ. Еще в «доковидный период» количество заказов на площадке выросло на 83%, а с запуском ряда новых сервисов в разы увеличилось и количество данных. Теперь ритейлер может более прозрачно прогнозировать расходы, в том числе благодаря возможности менять конфигурацию серверов и докупать ресурсы по фиксированной цене в течение трех лет.
ИТ-экспертиза, MVP и Time-to-Market
Кстати, затраты на зарплатный фонд талантливых инженеров сегодня, особенно если хочется конкурировать с технологическими гигантами вроде Ozon или того же Сбербанка, едва ли не превышают затраты на саму ИТ-инфраструктуру, и пока что только растут. При этом очевиден серьезный дефицит профессионалов. Как ритейлеру эффективно участвовать в «гонке зарплат», ведь кроме денежной компенсации, специалисту нужна и мощная техническая история, накопленная компанией, ее инновации, инженерные успехи?
Всем этим можно пользоваться как сторонним сервисом в рамках облачных платформ: экспертизу и особо эффективные инструменты провайдер вкладывает в доступные сервисы, разница в числе и уровне которых сегодня и даже пять лет назад колоссальная. Сейчас это экосистема быстрого запуска и масштабирования MVP, тестовых и пилотных проектов – веб-сервисов и приложений, где облако гарантирует простоту использования современных технологий, сложных в создании, развертывании и поддержке. Время простоя до запуска пилота сокращается в разы, особенно с возможностью поддерживать полный цикл разработки продукта. Неплохо для современных реалий, где скорость означает прибыль.
Здесь показателен кейс команды «М.Видео – Эльдорадо». Ритейлер разработал новую eComm-платформу с применением широкого стека IaaS- и PaaS-сервисов Yandex.Cloud. При этом количество новых задач сильно опережало возможности специалистов компании, и решалась эта проблема путем выбора готового сервиса и облачной платформы. Время выпуска MVP сократилось при этом с более чем года до нескольких месяцев. Первый показатель дан из расчета запуска в локальной инфраструктуре с нуля, не последнюю роль тут сыграли быстрая адаптация команды к сервису и удобство совместной работы в облачной экосистеме.
Сегодня интернет-магазин «М.Видео – Эльдорадо» и среды тестирования и разработки развернуты на платформе Yandex.Cloud. Платформа используется и для других внутренних и внешних сервисов компании, притом количество одновременно пилотируемых проектов ритейлера выросло в 30 раз.
Читайте также: Как ритейлу добиваться лучших бизнес-результатов с помощью облаков? Кейсы «Леруа Мерлен», Декатлон и «М.Видео»
Масштабирование и интеграция
Если вы крупный ритейлер и изначально работаете в офлайне, интеграция с новым сервисом или стартапом обычно превращается в подвиг. Вашу инфраструктуру и системы невозможно отделить «ширмой» и спрятать в «песочницу», а запуск пилота сразу во все рабочие процессы – дело очень рискованное. Здесь выручает «метод лезвия», то есть постепенное предоставление стартапу элементов внутренней инфраструктуры ритейлера в безопасном режиме. Это возможно, если инфраструктуры ритейлера и стартапа находятся рядом в облаке либо качественно выстроены в гибридном сосуществовании с настроенными политиками безопасности и доступа к данным.
В таких условиях становится проще «мыслить и действовать как стартап», при этом основательно не меняя уже налаженные схемы. Необходимо просто перенести эти процессы в более современную и менее затратную среду, которая позволяет безболезненно расти и быстро что-то менять, реагируя на изменения бизнес-требований и опережая конкурентов.
Павел Голубин,
директор по работе с отраслевыми компаниями Yandex.Cloud.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- Интерактивные элементы, которые повышают онлайн-продажи и лояльность клиентов
- Изменения в маркировке безалкогольных напитков: как принимать и списывать товары...
- Как бизнесу выжить в «алом океане»: мнения экспертов
- VR и AR в ритейле: как технологии использовать в продажах
- Что продавать на Российских маркетплейсах в 2025 году: лучшие ниши и товары